«Пираты»: настольная игра и ее судьба

17 октября 2001 года
Автор: Romson

Памяти Владимира Михайловича Голицына

 

Игра, которой посвящена данная статья, была придумана в далёком 1934 году, за год до появления известной "Монополии". Последняя в представлении не нуждается, сейчас каждый знаком с детищем Чарлза Дарроу, и если даже не играл лично, то хорошо себе представляет суть. А вот "Пираты", к сожалению, знакомы очень немногим, и это несмотря на то, что создал эту игру наш с вами соотечественник, художник В.М.Голицын. Будем пытаться исправить положение, страна должна знать своих героев – пусть даже посмертно, с задержкой в 70 лет...

Про "Пиратов" я узнал только благодаря журналу "Пионер" - ну, в те времена выбор был невелик, или ты выписываешь "Пионер", или выписываешь "Костёр", а вот получишь комсомольский значок - тогда и до "Ровесника" дело дойдёт. Должен признаться, я благодарен этому журналу уже только за то, что он познакомил меня с "Пиратами". Между статьёй Norman Desmond'а "Загадка НПИ" и публикацией "Пиратов" в "Пионере" лежит промежуток в 10 с лишним лет, и все эти годы я ни разу ничего не слышал об этой игре. Тем приятнее будет поведать о ней... миру?

К нелёгкой судьбе этого шедевра и его автора, с Вашего позволения, я вернусь немного позже, а для начала небольшой рассказ о том, что вообще представляют из себя "Пираты", с чем их едят и из-за чего сыр-бор. Название говорит само за себя, если попытаться сформулировать жанр в современной терминалогии, "Пираты" - это настольный симулятор пиратской деятельности. Полное название звучит как "Пираты, настольная игра из эпохи перевозок мексиканского и перуанского золота в Европу в XVI веке", так что нарушать чужие авторские права, штампуя у себя в гараже контрафактные CD, не придётся, не надейтесь. В игре две противоборствующие стороны: испанцы, которые должны переправить набитый золотом галион через всю Атлантику к себе на родину и обогатить корону, и пираты. Ясное дело, тоже весьма меркантильные типы. Игровое поле впечатляет и по сей день - Атлантический океан почти целиком, с островами, атоллами, обозначенными течениями - всего что-то около тысячи (!) клеток. Вдумайтесь в эту цифру, это в десять раз больше "Морского боя". И в десять раз интереснее, как минимум.

Кораблей в игре задействовано 9, три испанских галеона против шести пиратских бригантин. Казалось бы, за последними численное превосходство, но в действительности галеоны крепче: они способны выдержать до трёх пушечных попаданий (пираты идут ко дну после двух), да и сами бьют в два раза дальше. Зато пираты на своих лёгких судёнышках могут ходить в штиль на вёслах. Вот вам и баланс сил.

Система перемещений по карте требует отдельного упоминания, здесь нет генераторов случайных чисел в виде кубиков-многогранников. В "Пиратах" вместо них используется нехитрое приспособление типа рулетки, но оно вовсе не определяет, НА СКОЛЬКО клеток вы сможете сдвинуть своё судно - вертушка используется только для определения силы и направления ветра. Девять румбов, девять направлений ветра, а также возможность застрять в полном безветрии или получить ураган, который, того и гляди, швырнёт вашу посудину на скалы... Маневрирование вблизи берега и в узких проливах становится смертельной забавой, один ураганный порыв ветра - и рыбам голодать не придётся. О том, что самый благоприятный ветер - попутный, мы знаем с детства. Но что делать, когда попутного-то как раз и нет? Вот тут и выясняется, что парусный корабль - это не теплоход, против ветра он не ходит, а если ходит - то под углом и очень медленно, всего на одну клетку. Вот так, от направления ветра зависит то, насколько далеко сможет уйти ваше судно. Элегантная и очень реалистичная альтернатива игральным костям, не находите?

Правда, интуитивно понятной её не назвать, начинающему игроку обычно приходится потратить пару сессий на манёвры и обучение хождению под парусом. Чего одни названия стоят: бейдевинд, галфвинд, бакштаг. Автор игры, Владимир Михайлович Голицын, был бывшим моряком. Мне же, несчастному сухопутному крысу, под парусом побывавшему всего пару раз, причем оба раза чуть не ставшему кормом для рыбок, трудно судить объективно, насколько реалистично смоделированы в игре перемещения парусного судна. Но именно "Пираты" культивировали во мне стойкое убеждение, что попутного ветра не бывает по определению. Этот проклятый поток воздушных масс никогда не дует туда, куда от него требуется. Если он вообще дует.

-Эль Дьябло, снова штиль!
-Капитан, пиратский флаг!
-Тысячу черрртей им в глотку, эти канальи опять идут на вёслах! К бою, сонные мухи (далее следует набор непереводимых идиоматических выражений).

Здесь я, наверное, должен признаться в глубоком и искреннем чувстве, которое испытываю к "Пиратам" - тогда, в конце 80-х, эта игра стала для меня настоящей отдушиной; среди многочисленных кооперативных подделок и поделок на тему "монополизЬма" она была чуть ли не единственной игрой, в которой не приходилось заниматься коммерцией, но можно было весело и увлекательно провести время. Да, игра в своё время потрясала. Двойственное заявление, сразу напрашиваются вопросы: какое именно время считать для "Пиратов" своим, и могут ли "Пираты" потрясти кого-нибудь теперь? Отвечу сперва на последний: да, и еще как! Года полтора назад был я в гостях у родителей, разбирал свои старые документы и среди прочих артефактов (вроде множества самодельных вариантов "гуська", нескольких похожих на RPG настолок собственного закроя и парочки доморощенных варгеймов) обнаружил "Пиратов"; точнее, ту самую статью из "Пионера", содержащую карту, правила и рассказ о судьбе автора. Мы с младшим братом решили "сыграть разок". Должен сказать, в отношении настольных игр родственник мой на меня похож мало: так, типичный подросток, замученный "Аква Минерале", покемонстрами и компьютерными игрищами. От "Пиратов" его пришлось оттаскивать за уши - на мой взгляд, это довольно показательно.

Теперь к вопросу о том, какое же время считать своим для игры, созданной в 30-х годах, а свет увидевшей только 60 лет спустя. Мне кажется, правильно ответить на него смогут только игроки. Если спустя такое огромное количество лет игра не стала менее интересна, если не "выгорела", не вызывает надменной улыбки ("Фу, какое убожжжество!") - это просто ваша игра. Любая игра рано или поздно находит своих игроков, хорошая тем более. Беда вот в чем: мало кто знает о её существовании...

Новость о том, что потомки В.М.Голицына пытаются опубликовать творение своего деда на западе, меня только порадовала. Ну да, опять не у нас, не для нас и не про нас... Но ведь это значит, что когда-нибудь "Пираты" вернутся на свою историческую родину в отличном исполнении, пусть уже не по-русски, зато при параде! Просто становится немного грустно оттого, что даже теперь, столько лет спустя, хорошие идеи не находят себе применения... Был бы стабильный рынок сбыта, обширная аудитория, достаточный интерес к жанру... Как я уже говорил, публикация в "Пионере" для меня стала единственным источником информации о "Пиратах"; в полноценном, полиграфически-настольном варианте игра мне не встречалась ни разу, даже - простите за каламбур - в пиратском исполнении. Не знаю, кого уж обвинять в том, что правила, опубликованные в журнале, носили такой обрывочный характер - может, они в действительности сохранились не целиком, может просто было решено не перегружать чуткие детские умы излишними подробностями, но факт есть факт: правила местами противоречили даже тому, что В.М.Голицын собственноручно написал на карте!

Некоторые моменты приходилось домысливать самостоятельно - кстати, уже одно желание заняться дополнением правил для меня является показателем интересности игры. Сколько не перекраивай правила для "гуська", ничего кроме "гуська" не получишь, а здесь... Придумывали правила для абордажной атаки, вводили понятие "запаса продовольствия и пресной воды", от которых зависело, сколько корабль протянет в открытом океане; рисовали новые карты и прочая, прочая. Даже вводили элементы, которые теперь принято называть "ролевыми". Нет, конечно, можно обойтись и без всех этих усложнений, играбельность есть играбельность. Но согласитесь, игра, вызывающая у играющих в неё такие порывы к игростроению, заслуживает внимания.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Автор "Пиратов", художник Владимир Михайлович Голицын придумал и разработал более десятка настольных игр на исторические темы. "Пиратов" обычно датируют 1934 годом. Примерно тогда же игра была показана Максиму Горькому. Он сказал, что "Пираты" заслуживают внимания и публикации, игру отдали в печать... Шел 1935 год. Репрессии, аресты. Игра побывала в нескольких издательствах, но так и не была опубликована. Потом кому-то из редакторов показалось неприемлемым название и сюжет - в самом деле, чему может научить советских детей игра про пиратов? Тираж, что называется, пошёл под нож. Сам Голицын был арестован в 1941 г. и скончался позднее в одном из лагерей.

(С правилами игры "Пираты" вы можете ознакомиться здесь.)

Romson  /  Romson-JR@yandex.ru

 

Вернуться на главную страницу игры «Пираты»