Сергей Пронин

Лютневая гитара, вандерфогель
(авторской конструкции)

январь 2017 — июль 2017
(новые колки выточены в январе 2021, фото ниже)


Сначала о причинах, побудивших к собственному инструменту. Причин было две — хотелось сделать инструмент для Арсены Сергеича (моего среднего, 8 лет), которому обычная гитара еще великовата и неудобна. А вторая причина — чистый интерес, желание эксперимента и результата. Сам увлекаюсь резьбой чуть более трех лет, ну и вообще сильно люблю деревяшки, продумывать и конструировать. Обустроил мастерскую на балконе (ее обзор есть в соответвующей ветке) и в перерывах от домашних и рабочих забот с января неспешно вел свой первый труд. За пару месяцев чуть менее чем полностью прочитал с запоем форум "мастергитар". Какие-то знания запоздали к сделанному, а другая информация, напротив, подпитала желание эксперимента. Что получилось — смотрите!




Вычертил овал по своему разумению и начал готовить контур. Пока читал форум про то, как кто-то вырезал розетку, заинтересовавшись и сам начал рисовать свои варианты. То, что розетку принято вырезать строго в деке, на этом этапе мне показалось еще слишком серьезным для меня, т.е. работа вся велась по некой интуиции, как мне казалось оптимальным в моих условиях и при текущем опыте.




В итоге получился вот такой пряник.



На ленточке распустил елку. Дерево осталось от (только не кидайтесь помидорами) — от стройматериалов. Год назад утеплял и отделывал балкон, делая себе студию-мастерскую, осталось ровно две палки, ровненькие и аккуратные, ну вот кто бы знал что им было суждено петь!)))
Ленточка — метабо 261 (на форуме вудтулз также веду ветку по этой пиле, если кому интересно, агрегат еще новый сравнительно, модифицированная 260-я).



Хотелось усилить струнодержатель и сделать конструкцию прочной, из-за чего и ввел поперечину.



Клеил медленно, поштучно, склейка на столе гарантировала точную плоскость.




Замечательно отциклевал деку стамеской, а циклю купил и навел только на следующий день.




Параллельно занялся грифом. Серединка — брусок хвои, по бокам щеки из дуба, по центру декоративная полоска из палисандра. Полоску врезал вручную, канавка была прорезана косяком, а паз выбран штихелем. Вроде вполне аккуратно вышло.




Сверху будет еще палисандровая накладка с ладами.



Приклеил контур к деке. Дека очень мелодичная была, что меня сильно удивило!
Первый раз для сравнения даже взял фанерку, постучал, ан нет, совсем не то! )))



Друг подарил старый отцовский рубанок, ржавый донельзя, сказав, что по существу инструмент никакой. У меня же никакого не было, обрадовался и этому, снял с него кило ржавчины и в путь. Ну а по мне так инструмент вполне справился с задачей.



Палисандровая накладка сделана из двух частей, т.к. обрезок доски был в полтора раза короче требуемого. Ну и ничего. Шов почти незаметен, т.к. рисунок пустил зеркально.



Вот, кстати, и сам рубанок, до и после:





Предварительная прикидка грифа. Использовал анкер 150х6. Посчитал, что будет вполне достаточно для жесткости. Т.к. дубовые щеки чтобы выгнуть, это надо постараться.



Т.к. прикидка проходила на плоскости стола, это обеспечило идеальную плоскость грифа и деки.



Пока с затянутым анкером, без склейки.





Перехожу к разметке грифа, с мензурой определился в 630 мм.



Чертилкой разметил лады, заклеил скотчем и еще раз чертилкой же прорезал их сквозь скотч.



Сначала обушковой пилой хотел пропиливать пазы, но она оказалась слишком тонкой для ножек ладов. Лады купил Синтомс 2,5мм, единственные какие нашел в продаже. В итоге пропиливал полотном по металлу.





Сажались довольно плотно, плюс сначала проливал паз цианокрилатом. Так, не торопясь, прошел до конца, отачивая перед вставкой лад со всех сторон сначала грубым напильником, затем надфилем. В итоге получилось вполне ровно и без заусенец.



С ладами закончил, задумался о метках. Попробовал добыть перламутр из устрицы, есть я сей продукт отказался, а вот скорлупки у жены изъял ))) кстати, вполне няшная точка получилась.



Но старый добрый самшит мне показался более подходящим.
Вырубил метк у12-го лада в соответствии с сердцевиной розетки, в виде 4-листника.



Подумывал и про раковины... но отполированный самшит больно уж хорош и не бросок.



Затем начал продумывать головку. По бокам — палисандровые накладки с двух сторон.



Конусность отверстий сделал круглым напильником.



Форму головки грифа решил сделать из параллельных частей, т.е не зауживать.
При и без того узком грифе одинаковой ширины (44 мм) — зауживание выглядело бы не так гармонично.



В грифе сделал выпил сообразно углу головки. На верхней площадке затею позже или рельфе или орнамент, при условии, что инструмент получится. Сейчас про это еще рано говорить.



Одновременно рисую предварительный вид подставки.



Скругляю и циклюю заднюю поверхность грифа.



Приклеил две параллельные грифу планки.



Некоторые кадры доставляют эстетическое удовольствие! )))



Разметил место розетки.



Попробовал из циркуля изобрести резачок, худо-бедно прорезал, но лучше сделать более основательный радиусный рейсмус, озадачусь им позже. Пока прорезал и циркулем. У циркуля тот недостаток, что основание-игла в мягком материале не дает жесткой опоры по горизонтали, и он начинает шулять, соответственно круг высекается неидеальный. Плюс к тому же в данной модели короткие ножки, и это не позволяет вести лезвие под 90 град. В общем, обыкновенный циркуль требует доработки.



Прикинул вид без склеивания



К этому моменту уже всерьез заболел лютнями ))))) подглядел у Больших дядек, как они делают черные подкладки под розетку, и закрыл свои держатели черным акрилом. Стало выглядеть внушительнее! ))) впрочем, разглядеть грани поддержек надо еще умудриться!

Розетка была приклеена на основание из остатков материала деки. "Рипы" приклеил исходя из своего понимания ) представил себя звуком и подумал, как бы мне было более естественно и гармонично следовать по корпусу! (шютк) Такое расположение, мне показалось, в точности перекрывает все зоны деки равномерно. Единственное... думается, заднюю мощную поперечину следовалы бы лучше заменить на тонкую рипку...



Розетку вклеил со смесью из опилок. встала как там была.



Приступил к изготовлению верхнего порожка. И вовремя вспомнил об «опорном» ладе. Т.к. валы колков будут находиться ниже деревянной ступеньки колодки, то вклеил еще один лад-порожек в ступеньку, ну и декорировал заодно квадратную плоскость еще одной самшитовой точкой.



Под порожек был подготовлен вот такой трапецевидный паз. Одновременно начал склейку "позвоночника" корпуса.



Начитавшись форума про порожки, кости мамонта и все такое, подумал, что пора совершать дело революцыы и в здесь... благо жена приготовила обалденно вкусную баранину на кости. Баранья кость! Вот то что мне нужно! — победоносно вскричал я, убегая с кухни на балкон с заветным материалом в руках.

Даже трубчатая баранья кость оказалась очень прочной и вполне годной.



Попутно придумал приспособу, чтобы пилить всякой такой неправильной формы цилиндрические тела. Соорудил примитивный клинообразный упор и с противоположной стороны просто зафиксировал вертикально обрезком линейки, который выступал еще и как направляющая пилящего полотна.
Запаха никакого почему-то не ощущал (начитался про жуткие ароматы, может быть, если жечь, такое и проявилось бы?)



Подготовил заготовку из кости и палисандровую вставку.



Сделал пропилы и небольшой паз.



Позже еще уменьшу высоту струн, увеличив пропилы.



В свободное время думал, что будет венчать головку грифа? Придумался вот такой мотив. Фигурка выполнена из модельного пластелина. Дойдет ли до нее дело в твердом материале, еще не знаю, это будет заключительный этап. Варианты могут быть разные — от круглой миниатюры до низкого рельефа.




Порожек посадил на цианокрилат в подготовленный паз..



Пора делать уборку! )



Солнечный день наконец-то! Следующий этап — струнодержатель.



Перехожу к подставке и нижнему порожку: шаблон и разметка.






Для сверления отверстий под струны использовал свой микроскоп, который за пару минут превращается в сверлильный станочек. В деревянную каретку вставляется бормашинка, плавность червячного хода очень комфортная. Руки все не дойдут сделать столик и приспособу для сверления под заданными углами. Мой отец еще давно делал более совершенную сверлилку — он вставлял патрон с двигателем, а не каретку и станочек получался уже вовсе как фабричный.



"а теперь с барановым вкусом" )))



Нижний порожек запилил также из той же бараньей кости. Вклеил на цианокрилат.
А сверху добавил еще палисандровую деталь. Вот не могу почему-то для себя принять все, что тоненькая дощечка спокойно может принять на себя все натяжение. Со временем наверное пройдет :-)  
Вот такая штука в итоге вышла.



Дополнительный крепеж будет скрыт самшитовыми вставками.



Подставка смонтирована, еще раз поверяю оси и плоскости.





Следующий этап — усиление узла крепления грифа. Приготовил деталь для пятки.



Вид после склейки.



Паз в центре для вставки "позвоночника".



Проверяю последний шаблон.



Дополнительно укрепляю еще у основания.



Стоит! ))) (с пятачком)




Есть часы-скелетоны, а теперь — инструмент! )
Нагнул бамбуковых палочек утюгом, вставил в упоры на сутки, затем начал вклеивать в высверленные упоры.




"В шлеме"





Готово!



Подумалось... в крайнем случае поселю там канарейку!
А замечательная вышла метафора! И клетка как бы, а розетка — выход для птички!... вылетающий на свободу звук. Сразу возникли идеи на будущее — сделать в розетке птицу, сидящую в глубине. Что для названия вандерфогель ("чудо-птица" с нем.) более чем уместно!



Перехожу к колкам из... кисточек )



А вот и сам пейсатель, уже натянул струны и тренькает.







Решил сделать первую версию вала из кисточек (а ручки из дуба), благо заменить всегда можно будет, как только придумаю каким образом соорудить токарное приспособление или дойду до друзей со станком.
Опасался, что вал из кисточки будет слишком мягкий, однако через сутки видимо древесина уплотнилась, по крайней мере инструмент выдержал строй в сутки.



Но как итоговая версия выглядит они как-то сверхбрутально, т.е. какие-то более изящные версии, да со всякими косточками и интарсиями все же держу в планах.




Арсена Сергеич тестирует только что выученными «Зелеными рукавами» в однострунной версии.



Вторая проба звука. Что можно попробовать из быстрого? Фольга и малярный скотч! В пять минут перетянул корпус.




Вот таков звук на данном этапе, кстати, басы откровенно понравились, бас-лютня какая-то! Кстати! Настраивал две верхние струны в один тон — очень органный эффект понравился, моща такая! Прямо задумался о хоровом инструменте! Думается, стальные струны будет интересно послушать тоже.




Интересно, есть ли смысл лепить папье-маше..или сразу уже приступить к деревянному набору.

Извиняйте за затяжную паузу, погряз в делах — в конце марта нужно было срочно вылететь работать в чешский женский монастырь под Прагой, что на первое апреля совсем было не шуткой ))). Затем переезд родителей, в общем, полтора месяца было не до инструмента от слова вообще.

Кожух сброшен (фараонские технологии!), приступаю к деревяшкам.



Материал: американский дуб, напилил планок и погнул утюгом. Сначала вставлял в некоторое подобие шаблона, но потом понял, что прогретые планки мгновенно и окончательно принимают свою форму и не избавляются от заданной раз деформации.



Распил чуть косослойный, но, как оказалось, проблем никаких не возникло. Лишь редкие планки имели трещину и были сразу отложены на "запчасти".




Первая пошла!



Дело идет медленно, времени выкраивается мало, то мелкая спит — нельзя пилить, а если проснулась — надо играть ))) в общем, в таком режиме все.




Более менее выдалась неделька, когда можно было отдать инструменту времени побольше, дело сразу сдвинулось. Честно говоря, поначалу не очень представлял, как это все будет укладываться, поэтому удачный ход дела одноверменно успокоил и сильно обрадовал, стало понятно, что все в итоге получится.



Перепады высот бамбуковых палочек компенсировал местами подкладками из небольших обрезков, остающихся при распиле.




С каждой новой планкой укладывалось все легче и точнее, опиливались и кромки, иногда утюгом доводил изгиб до требуемого. Ни одна планка не сгибалась с усилием при склейке, все прижималось как есть, с естественными дугами.



Вечерами, застывая вот так, читал письма Павла Петровича Чистякова. В общем, склейка не была скучным процессом )))



Корпус обрел звучность, на удивление. Постукиваю и кричу внутрь )))))) пока доволен.
Как доберу половину, хочу снова натянуть струны и послушать звук.
По прочности корпуса ощущения пока только прекрасные.




Добрал половинку и зашкурил начерно, до чего приятная гладкость образовалась!



Натянул снова струны и поиграл Los Peregrinos, звук с полукорпусным покрытием вполне есть.
Попутно решил проблему с колками — с теми где проскальзывает, на вал сделал оборот маленькой бумажной ленты — и красота! Начал добирать вторую половинку.



Корпус добрал потихоньку. вторая часть уже шла как по готовой технологии )
Образовался очень аппетитный задок, даже и без шлифовки.



Набор веду снизу и сверху.





Сколько часов уже провел в таком формате, трудно сосчитать! Доклеиваю!





Последний взгляд с этого ракурса. Даже немного жаль было все закрыть, очень уж нравился проволочно-скелетонный концепт. Завтра — шкурить основную площадь корпуса и еще кое-какие декор-укреп-работы.



Закончил набор, перехожу к черновому зашкуриванию.



Посчитал "полигоны", если не ошибся, то 114 деталей!
Местами есть косячки, но в целом вполне удовлетворен набором, а местами даже и ооочень доволен )



Приступил к вторичному зашкуриванию (каждый раз находишь области, где хочется еще идеальнее свести, почти в яйцо).




Приступил к набору обечайке и декоративному оформлению "позвоночника". Затем последует третье зашкуривание. Набирал обечайку фрагментами, чтобы при такой толщине обечаек обеспечить более ровное прилегание к форме корпуса. Выгнуть единую полосу точно по требуемой дуге без зазоров было невозможно.




Позже швы будут притерты и зашлифованы.




Черновая шлифовка и сведение в уровень с декой.



И общий вид на этот момент.



Нашинковал палисандровый брусок для центральной полоски на корпусе.



И также, фрагментами, закрыл мостик полосой палисандра.





Произвел третье зашкуривание. В целом тактильные ощущения чрезвычайно приятны! )



Пятачок для пуговки.



"До и после". Ель, американский дуб, палисандр, самшит и баранья кость )
Смотрю на досочки и ностальгирую )



Очередной тест Арсены Сергеича.



И еще одно "до и после". Читал на днях про отделку щипковых. Ухватился за мысль, что лучший звук инструмент дает без отделки. Думаю, дай-ка, послушаю. Натянул струны! На днях запишу подробное видео, мне НРА! Много интересного появилось с набранным корпусом.
По отделке еще точно не решил, но склоняюсь к тонкому слою имеющегося тунгового масла и покупке готового замеса шеллака, пока не тороплюсь.





Из важных моментов кроме отделки — осталось вырезать скульптурку на головку грифа, это оставлю на сладкое. И по мелочи еще декор всякий, пуговка и пр.



Краткий видео-обзор на данном этапе:





Зашлифовал до блеска.









Поставил несколько самшитовых точек и изготовил «пуговку». Пуговка будет выкручиваться при необходимости.



Окончательно протер от пыли и начал покрывать тунговым маслом, дерево засияло!





Палисандр потемнел не так сильно, как думалось, видимо от того, что  образец дерева был отшлифован в меньшей степени, чем инструмент. Он приобрел роскошные стеклянно-рубиновые нотки вкупе с глубоким-глубоким коричневым. Очень понравилось!



Сделал два покрытия через сутки. Наносил масло умеренно, долго и тщательно растирая по корпусу.



Закрыл деку тунговым маслом.



Начал готовить последний декор — на головку грифа.



Сделал вот такую накладку. Была идея посадить ее на петлю, чтобы открывалась, как крышечка у шкатулки, хранить медиатор)))



Изначально было два варианта решения головки грифа — резная фигура (головка или миниатюрная фигура) или вот такой декор с интарсией.



В итоге победил вариант с интарсией. Проще (а то уже полгода проекту, боялся затянуть еще) и по стилю хорошо подходит. Палисандр и самшит, отличное сочетание!



Вид головки грифа. А все-таки на петельке откидная крышечка была бы ой как хороша!





Куда же без своего вензеля! Также данные «производителя» прописаны и внутри корпуса.



Общий вид в полуобороте. Готово! Натянул струны, настроил. Очень доволен!



FIN!

Как итог проекта: очень интересный для меня опыт! была изучена огромная масса информации, прослушано множество инструментов (начиная с арабских УДов-родоначальников и заканчивая китайскими скрипками с деками из кожи удава). Захватывающе, иначе и не скажешь! Огрехов при работе получилось немало, но всё — и ошибки и удачи добавили в копилку бесценного опыта.
Эксперимент удался, инструмент получился!



И финальное видео с некоторыми рабочими моментами:






Теперь осталось сделать лишь более "дизайнерские" колки ))) с самшитовым декором.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Рисунки.
Собрал все рисунки и вырезки на полу, сфотографировал каждый листочек, вдруг кому-то будет интересно, с чего начиналось (а начиналось с затеи построить 4-струнный инструмент). Какие мысли были по конструктиву, рисунки розеток и пр. — все здесь.






























В начале 2021 года наконец-то дошли руки выточить колки из палисандра, заменить первоначальные из дуба и кисточки, называется, не прошло и четырех лет! ))) Заодно провел плановую реновацию и покрытие инструмента тунговым маслом.



























Вот теперь — ФИНАЛ, УРА! :)


Пока публиковал работы, друзья-негодяйи присылали разные картинки )))))






А вот от этой я упал под стол




2017   © Сергей Пронин   |  www.prodesign.ru  sergey (@) prodesign.ru  .