СОЛНЦЕ Распространенным знаком был кружок с точкой в центре, каковой используется сегодня как международный символ солнца в астрономии и астрологии. Он фигурирует в иероглифах Египта и Древнего Китая. В мифологии древних греков солнце представлялось как глаз Зевса. Все это свидетельствует о семантической связи понятий "глаз-светило" и знака в виде кружка с точкой.
К древнейшим солнечным божествам Египта относятся Тум или Атум (божество заходящего солнца) и Хепри (божество восходящего солнца). Бог солнца Ра появился позднее. В "Текстах пирамид" Ра отождествляется с Гором (Hor, в греческой передаче Horos, в римской - Horus). Однако первоначально Гор не был солнечным божеством. Его обычный символ - изображение сокола; над головой птицы обозначали овал - знак неба. В начале 2 тыс. до х. э. Гор продолжал изображаться в виде птицы - сидящей или с распростертыми крыльями. В это время появилось и другое его изображение - условное, в виде крылатого диcка. Крылатый диск бывает расположен над "мировым деревом", символизируя небо, которое, согласно мифам, опирается на крону этого дерева. У друидов одним из священных символов было кольцо с крыльями. Египтяне представляли себе божество заходящего солнца в обличье змея. В еврейской традиции Ра - имя "царя дождей". В древнерусской мифологии Род - прародитель людей. Символом богини Неба был круг, да и солнце, персонифицировавшееся в эпоху неолита женским божеством, тоже круглое, а символом неолитического бога Земли был прямоугольник. Солнце считалось женщиной у австралийцев, малайцев, эскимосов, у некоторых племен Передней Азии - семитов - божество Солнца тоже было женским (лишь во 2 тыс. до х.э. у северных семитов оно превратилось в мужское). По древней восточной традиции, воспринятой в Европе, воскресенье - день, посвященный Солнцу; древние славяне представляли себе олицетворение воскресенья в образе женщины и поклонялись в этот день изображению женщины. Этот факт тоже говорит о том, что в древнейшую эпоху божество Солнца считалось женским. ПТИЦА Рассмотрение примеров S-образного знака в эпоху неолита показывает, что этот знак в Юго-Восточной Европе обозначал тогда змею, а в Передней Азии - птицу. В эпоху бронзы, по мере того как характерное для неолита почитание бога Земли вытеснялось почитанием бога Солнца, значение S-образного знака как обозначения змеи уступало пониманию его как обозначения птицы. S -образный знак, проставленный на солнце, в религии древних индоевропейцев обозначал птицу - мифическую огненную птицу, олицетворявшую светило. В эпоху же неолита эта композиция читалась иначе: диск с черточками по периметру - символ богини Неба, дарующей дождь, а S-образный знак - символ ее паредра, бога Земли, воплощенного в образе змея. Сочетание символов бога и богини выражает их брачный союз, следствием которого мыслилась жизнь природы, или является идеограммой представления о вселенной, состоящей из двух миров - небесного и земного.
В декоративном искусстве прошлых эпох и до настоящего времени фигура птицы - один из самых излюбленных мотивов. Среди инвентаря, обнаруживаемого в могильниках различных археологических культур, начиная с палеолита и до средних веков, находят амулеты в виде фигурок птиц. Бессмертная огненная птица Феникс в античное время стала олицетворять солнце. В Ригведе лебедь - образ солнца. В древнерусской мифологии Леда (Лада)т - тоже лебедь. В древнеегипетском иероглифическом письме птица часто равнозначна светилу. В изделиях гальштатской культуры многочисленны сочетания фигурки птицы с диском или колесом, которые в то время (в начале 1 тыс. до х. э.) должны были символизировать солнце. ЗЕМЛЯ В древней мифологии разных народов змей - устойчивый образ представителя ~емли, земной толщи, в недрах которой находится воображаемый подземный мир - преисподняя. Поэтому один из ат рибутов весеннего языческого празднес тва, посвященного воскрешению духа произрастания, - яйцо, символ вмея, божества земли, считавшегося, совмес тно с богиней, родителем растительнос ти и вообще всего живого в мире. Цер ковь была вынуждена примириться с этим языческим обычаем и с 4 в. ввела ритуал освящения пасхальных яиц. Поскольку яйцо разделилось благодаря действию змея, это нашло отражение в символике и орнаментике.яйцо (Форма которого преобразовалась в круг) могло быть разделено и знаком растения, се мантически связанным с образом божес тва земли. Наконец, поскольку змей представлял не только землю, но и воду, диск ("яйцо") мог быть пересечен знаком воды.
Композиция в виде диска, пересеченного символом змея, продолжала играть роль священной эмблемы в эпоху бронзы. У хеттов она служила иероглифом понятия "божество". Ф-образный символ, возникший в эпоху неолита, сохранял значение священного знака и в 1 тыс. до х.э. Этот символ, как и знак в виде разделенного надвое прямоугольника, тоже возникший в неолите, были в эпоху бронзы распространены от Западной и Восточной Европы до Ирана. ТРЕУГОЛЬНИК Так, геометрическая треугольная форма, как одна из самых жестких и простых фигур, применялась в технологии строительства с самых древнейших времен. Поэтому треугольники в различных видах - обычный в архитектурном декоре орнаментальный мотив, особенно употребимый в XIX-начале XX вв. В христианстве же треугольник служил символом божества, "всевидящего ока". Поскольку в этом случае из треугольника исходят солнечные лучи, он здесь генетически связан с символикой солнечного культа. Продолжением традиций в раннем средневековье треугольник стал символом Троицы, являясь языческим символом трех солнц. Как явствует из многочисленных изображений, треугольник служил знаком женского пола. У индейцев Бразилии он символизирует женщину. А у алтайцев матери носили на поясе мешочки с зашитыми в них детскими пуповинами, при этом мешочки с пуповинами девочки отмечены треугольными символами. РОМБ На животе неолитических женских статуэток нередко бывает начертан ромб. Смысл такой композиции, очевидно, тот же, что и расположение знака змеи на этом месте; мужское божество (бог Земли) оплодотворяет богиню, родительницу всего сущего. Восходящая к эпохе неолита связь ромба с фигурой Великой богини спустя тысячелетия была воспринята христианством, в иконографии которого ромб сочетался с изображением Богоматери. Считается установленным, что знак в виде ромба в народной и древней орнаментике происходит от условного изображения земельного участка и является символом земли. Действительно, например, древние египтяне представляли себе землю квадратной, в Древнем Китае четырехугольник и круг символизировали, соответственно, землю и небо, а иероглифический знак в виде квадрата, разделенного крестом на четыре части, служил идеограммой понятия "поле, возделанная земля". До сих пор в бытовой орнаментике Восточной Азии (Китай, Монголия) ромб считается мужским знаком, круг - женским; у древних греков и римлян возжигали два священных очага - квадратной и круглой формы, - символизировавших земной и небесный огонь. Абхазцы выпекали ритуальный хлеб (дар земли) квадратной формы. В христианстве квадрат - символ смерти; объяснить это можно тем, что неолитический бог Земли считался богом Смерти, поэтому умершие предаются земле.
КРЕСТ У последователей новой веры почитание креста вызывало протест потому, что зто был языческий символ. Но для массы новообращенных крест был привычным священным знаком, поэтому он перешел в христианство (как и многие другие элементы язычества). В раннем христианстве использовались и другие языческие символы: свастика, шестиконечная звезда и др.; крест получил преобладание, будучи в язычестве наиболее почитаемым. В IV в. церковь признала его и узаконила в качестве своей эмблемы. Крест - культовый знак, который восходит еще к каменному веку. В древности его носили на груди, подобно позднейшим христианам, египтяне, ассирийцы, этруски, греки; существовал такой обычай и у американских индейцев. В отличие от ряда других культовых символов, которые бытовали в более или менее ограниченном ареале, этот знак был известен почти во всем мире. Так, он фигурирует в орнаменте народов Африки, Океании, доколумбовой Америки. Но все же чаще всего знак креста как культовый символ или как декоративный мотив встречается в древних памятниках Восточной Европы и Передней Азии. В пределах переднеазиатского раннеземледельческого ареала, охватывавшего территории нынешних Турции, Ирана, Сирии, северной части Ирака, культовый знак креста появился около VII тыс. до х. э. и получил повсеместное распространение к IV тыс. до х.э. В регионе юга России и Северного Кавказа кресты обнаруживаются на керамике, в металле и в наскальных росписях со II тыс. до х.э., т. е. с эпохи бронзы. Учитывая столь давнее появление здесь этого культового символа, можно понять, почему он пользовался таким почитанием как у христиан, так и мусульман.
В древней эмблеме, состоящей из сочетания знаков солнца и луны, солнце может быть символизировано либо розеткой, либо крестом. В наскальных изображениях Швеции часто встречается рисунок ладьи, перевозящей солнце; оно в этих случаях может быть обозначено либо диском, либо каким-либо иным символом, в том числе - крестом в круге. Происходя от схематического изображения птицы, крест стал одним из солярных символов, потому что в древней мифологии солнце уподоблялось птице, летящей в небе. В Ригведе солнце неоднократно сравнивается с птицей. Солнце представлялось птицей у славян, древних германцев, индейцев Америки. В Месопотамии орел был символом полуденного солнца.
Птица Феникс, согласно древним мифам Ближнего Востока, олицетворяла солнце. Крест как священный символ появился у египтян в эпоху Среднего царства, тогда как в качестве "знака жизни" он был известен в памятниках Древнего царства. В разных языках слово, обозначающее крест, относится к мужскому роду, из чего можно заключить, что этот знак был символом мужского божества. Мужские божества бывают разные, но тот факт, что крест соотносится с фаллом, указывает на его связь с неолитическим богом Земли, ибо к последнему ведут генетические связи более поздних мифологических персонажей, имевших фаллический и вообще мужеско-сексуальный характер. КОСОЙ КРЕСТ Таким образом, если в эпоху неолита косой крест, будучи эмблемой богини, считался женским знаком, то с эпохи бронзы, понимаясь как символ солнца, он читался как мужской знак. Поэтому крупный косой крест на груди - принадлежность мужского национального греческого костюма, а в Индонезии косой крест - знак, специфический для татуировки мужчин. Но и в системе неолитической символики косой крест мог играть роль мужской эмблемы, поскольку, разделяя прямоугольник на четыре части, он образовывал символ "четырех частей земли". В средневековой символике Западной Европы существовало сочетание прямого и косого крестов. Эти два креста, наложенные друг на друга, изображены на государственном флаге Великобритании. В Древней Индии восьмилучевая звезда (т. е. сочетание прямого и косого крестов) была символом соединения мужского и женского начал, созидающих жизнь.
КВАДРАТ
О том, что графема в виде диска с крестом могла считаться символом неба, свидетельствуют, в частности, следующие примеры. Архаический древнеегипетский иероглиф, означающий "город", представляет собой диск с вписанным крестом или с отметками четырех основных направлений горизонта. Ассирийское условное изображение военного лагеря начала I тыс. до х. э. представляет собой круг с крестом. На одном из ассирийских барельефов город Калах (Kalah) изображен условным знаком в виде круга с крестом (в действительности этот город имел другую планировку). Императорские столицы средневекового Китая тоже имели план прямоугольника с крестом двух главных улиц; эти магистрали делались непомерно широкими (иногда более ста метров), что не могло быть вызвано практической надобностью (так же как и ориентация их по сторонам света, так же как и квадрат плана, обведенный многокилометровыми прямыми стенами). Символ "крест в круге" или "диск с крестом" проходит через тысячелетия от времени мезолита через неолит и античность до средних веков. Поскольку при забвении семантики неолитических символов всякий диск представлялся изображением солнца, этот знак стал символом солнца, а его странное начертание, не совсем похожее на воспроизведение вида солнца, стало пониматься как изображение колеса; так возникло представление о том, что солнце катится как колесо. Но первоначально эта графема выражала идею связи богини Неба и бога Земли. СВАСТИКА Иногда свастика имеет в середине не крест (символ земли), а символ неба - кольцо или диск. Значит, одни свастики символизировали понятие "четыре стороны света", относимое к земному миру, другие - к небесному. В эпоху неолита и энеолита свастики были характерны для Передней Азии, особенно для Ирана, в древностях которого имеются разнообразные свастические композиции. Известна была тогда свастика также в Европе, на Крите, в Индии. В памятниках Индии свастика символизирует солнце, а солнце (по данным, относящимся ко времени не ранее II тыс. до х. э.) представлялось птицей. Согласно одному из мнений, индийское слово "свастика" происходит от сочетания слов Су - имя солнечной птицы и Астика - имя божества, олицетворявшего две половины года, теплую и холодную. Знак свастики с загибом концов креста влево ("женский") символизировал полет солнечной птицы осенью и зимой на север, а с загибом вправо ("мужской") - весной и летом на юг. В Индии этот символ известен с эпохи неолита и приобрел большую популярность в эпоху бронзы; затем, будучи традиционной религиозной эмблемой, свастика здесь была воспринята буддизмом и вместе с последним попала в Китай и Японию. В доколумбовой Америке свастика была распространенным символом и считалась эмблемой бога Солнца. У ацтеков иероглиф в виде диска с крестом обозначал "день", а диск со свастикой имел значение "год". Поэтому американское изображение птицы со свастикой на груди, как и птицы с крестом, можно считать образом солнечного божества. В первые века х. э. свастика использовалась в качестве христианского символа, но затем была вытеснена крестом. В русской народной орнаментике она была одной из обычных фигур до конца 19 в. Представляет интерес трехчастное свастическое изображение ТРИСКЕЛЕ, встречающееся в Малой Азиии, на Крите, Индии, Европе и Америке со времен неолита. Этот знак служил символическим изображением трехлетнего календарного цикла. Ввиду того, что солнечный год охватывает период времени, в котором заключается несколько более 12 лунных месяцев, для согласования лунного и солнечного календаря к третьему году добавляли тринадцатый лунный месяц. ЗВЕЗДА К символам триединства относится и трехлучевая звезда. Четырехлучевая звезда Пятиконечная звезда Древнейшие (относящиеся к эпохе неолита) примеры пятиконечной звезды известны в Малой Азии, Иране, Месопотамии, на Крите. Она была известна в качестве почитаемой эмблемы японцами и американскими индейцами.
79. Звезды Некоторые черты древних мифов и особенности старинных обрядов дают возможность соотносить эти символы преимущественно с теми или иными определенными божествами. Так, четырехкратность связывается, главным образом, с богом Земли, пятичастные же символы соотносятся, как правило, с богиней Неба. Пятиконечная звезда представляется состоящей из пяти треугольников - знаков облака. На месте, где происходили древнегреческие Олимпийские игры, стоит древняя стелла, на которой изображены пять колец, а кольцо - символ Великой богини (в наше время эта древняя эмблема переосмыслена как символ спортивного содружества пяти континентов). В Древнем Египте пять кругов символизировали дневной свет, а источником дневного света в древних мифологиях (в том числе в египетской) считалось небо. Число пять бывает так или иначе связано с женскими божествами, прообразом которых была неолитическая богиня. В Месопотамии пятница была посвящена Венере/Иштар; в народных поверьях славян пятница связывается с грозным божеством женского пола. В средние века в Европе пятиконечную звезду считали "знаком ведьмы" (а ведьмы - это бывшие жрицы неолитической богини). Изображение руки было символом Великой богини. В этом, видимо, и следует видеть изначальный смысл культового значения числа пять. Шестиконечная звезда Шестиконечная звезда часто присутствует на мусульманских памятниках. Она фигурирует на христианском надгробии в орнаментации христианского храма, на окладе Евангелия, также использовалась в качестве рождественской эмблемы шестилучевая "Вифлеемская" звезда. Шестиконечная звезда возникла в начале неолита. Обычно же древнейшие примеры шестиконечной звезды состоят из шести треугольников (знаки облака) по периметру диска (знак неба), т. е. имеют вид зубчатой розетки с шестью зубцами. В числе древних графем есть такие, которые читаются как "шесть сторон света". Это кажется странным, ведь известно, что мир имеет четыре стороны: север, юг, восток, запад. Но, например, в Древней Индии шестиконечная звезда служила символическим выражением понятия "шесть сторон горизонта".
Что же касается сходства с колесом, то оно случайно. Колеса со спицами появились во II тыс. до х. э., а графемы, похожие на них, - намного раньше, еще в эпоху палеолита. Семиконечная звезда С I века н. э. звезда была эмблемой Иверии (древней Грузии), где был развит астральный культ. Восьмиконечная звезда Восьмиконечный знак получился в результате сочетания прямого и косого крестов. В Древней Индии существовало почитание восьми направлений горизонта; они связывались с восемью богами, которых называли "стражи мира". В скандинавской традиции мир имел восемь направлений. Святилище Перуна в Киеве было окружено восемью кострищами, расположенными по направлениям четырех основных сторон горизонта и четырех промежуточных. Понятие о строении мира, имеющего четыре основные стороны и четыре промежуточные, было известно в Древнем Китае и в Древней Америке. С эпохи бронзы восьмиконечная звезда понималась как солнечный символ. Девятиконечная звезда Число 9 имело и календарное значение. У древних греков, римлян и германцев существовала девятидневная неделя; 27-дневный период, в течение которого луна видна на небе, состоял из трех недель, соответственно фазам луны, после чего следовал безлунный перерыв до начала следующего месяца. Звезды с числом лучей больше 9 практически читаются, как знаки солнца, хотя в геральдике признают солнцем только звезду, имеющую 16 лучей и более. ДРЕВО ЖИЗНИ Изображение священного дерева в таком виде, возникшее по имеющимся данным, в древнейшей Европе, постепенно дошло до Китая, где иероглифом дерева служит знак в виде русской буквы ж; верхняя и нижняя части этого знака являются схематическим изображением кроны и корней. В Месопотамии был миф о священном дереве, которое растет в раю; Библия называет его "деревом жизни". При этом сказано, что оно находится "посередине сада"; это, вероятно, является представлением о магическом дереве, расположенном в центре мира. Сказания и обряды, связанные с почитанием "мирового дерева", существовали вплоть до XIX века. Древнейшее из известных месопотамских изображений священного дерева, относящееся к 4 тыс. до х. э. - композиция, состоящая из вертикального стержня, к которому примыкают в виде ветвей наклонные стержни с кружочками на концах; нередко их семь; можно полагать, что они изображают яблоки, наколотые на концы палочек. На некоторых изображениях стилизованные ветки снабжены не кружочками, а языковидными формами, представлявшими огни. Яблоки и огни могли быть взаимозаменяемы, ибо и то и другое - атрибуты бога преисподней. Отсюда нынешний обычай зажигать огни на рождественской елке. Образ космического дерева, как и олицетворяемое им представление о трехьярусности мироздания - общечеловеческий миф. Интересно мезолитическое изображение дерева с корнями и со змеей; надо полагать, что это - известное по древним мифам и сказаниям мировое дерево, в корнях которого живет змей. Мировое дерево - это один из образов Великой богини. Нынешняя рождественская елка, увенчанная звездой, это языческий фетиш - священное дерево с символом неба или солнца. В России деревом, представлявшим богиню, была береза. В старину на Руси культовая езда на лошадях при обрядовых празднествах совершалась с ветками березы в руках. Весной девушки приносили дары березам. "Березку одевают в женское платье и поклоняются ей, как богине Весны, или девушку убирают березовыми ветвями и пляшут вокруг нее, притопывая, как кони". Береза стала фетишем Великой богини, очевидно потому, что отличается от других деревьев белой корой, а белый цвет был цветовым символом богини.
Колонны в архитектуре Древнего Египта, пластике которых приданы растительные формы, не архитектоничны: их вид не выражает идеи несения тяжести; облик этих колонн явно символичен. Таково же происхождение растительных форм коринфской капители греко-римской античной архитектуры. ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ
Изображение двуглавого орла встречалось уже в Древнем Египте и на ассирийских памятниках, где, по мнению специалистов, символизировало соединение Мидийского царства с Ассирийским в VII - VI в.в. до н. э. После объединения государства хеттов был установлен культ главного государственного бога Тищуба (Тещуба) - бога Грозы. Его символами-атрибутами были двойной топор (позже занесенный на Крит и присвоенный Зевсу) и двуглавый орел. С конца XIV века золотой двуглавый орел на красном поле все чаще фигурирует на различных государственных регалиях Византии. На арабских монетах Зенгидов и Ортокидов с XII по XIV в. также имеются изображения двуглавых орлов. В арабском мире в XV в. двуглавому орлу давалось предпочтение перед родовыми гербами. Как государственная эмблема Священной Римской (Германской) империи двуглавый орел принят лишь с XV в. при императоре Сигизмунде или незадолго до него. Он изображался черным в золотом щите с золотыми же клювами и когтями, головы орла были окружены нимбами. Таким образом, формировалось понимание образа двуглавого орла как символа единого государства, состоящего из нескольких равноправных частей. B качестве государственного герба двуглавый орел "перелетел" на Русь вместе с Зоей (Софьей) Палеолог, племянницей последнего византийского императора, после ее выхода замуж за великого князя Ивана III. Это было обусловлено, в большей степени, особенностями выдвижения Российского государства на международную политическую арену.Знаковым выражением этого процесса было использование государственных эмблем, равноправных с западноевропейскими. Печать царя явилась символом его власти и на одном документе могла соседствовать лишь с печатью другого государя. В 1532 г. русские не разрешили литовским послам привесить к грамоте свои печати, потому что "против великого князя печати их печатям быть непригоже". Важно отметить, что уже с начала XVI в. в государственной атрибутике используется сочетание золотого и красного цветов (к грамотам золотые буллы привешивали на красно-золотых шнурах). В 1625 г. на так называемой "Орловской воротной "печати" впервые двуглавый орел изображается коронованным тремя коронами. С 1645 г. это изображение переходит на большую государственную печать. Толкование орла под тремя коронами содержится в тексте "Славянской библии", изданной в1663 г.: "Тремя венцами орел восточный сияет, Веру, Надежду, Любовь к Богу являет, криле простер, объемлет все мира конца, север, юг аж до запада солнца, простертыми крылами добре покрывает…"
К жалованной грамоте царя Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому и его потомкам на город Гадяч от 27 марта 1654 г. приложена печать, на которой впервые двуглавый орел под тремя коронами изображен с символами власти: скипетром и державой в лапах. В 1667 г. для скрепления Андрусовского договора с Польшей по рисунку Г. А. Благушина была сделана большая печать с изображением на ней государственного герба. На ней орел изображен под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах. Как свидетельствуют многочисленные памятники культуры XVII в., двуглавого орла того времени, как правило, изображали золотым на красном или белом поле. Это цветовое сочетание может считаться государственными цветами. В петровское время государственный герб России дополнен изображением цепи со знаком ордена святого Андрея Первозванного вокруг щита на груди орла. Тогда же всадника русского герба (ездеца) стали называть Святым Георгием. В течение XVIII - первой половины XIX в. изображение государственного герба не претерпевало существенных изменений. Орла могли изображать с тремя или с одной короной. Могло измениться положение крыльев: поднятые, опущенные, расправленные в стороны. Далее одновременно существовало два типа орлов (с поднятыми и опущенными крыльями) при императоре Николае I. Тогда же на крыльях орла стали изображать щиты с титульными гербами.
В 1856 г. в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Тогда же был изменен поворот Св. Георгия на груди орла в соответствии с правилами геральдики. Во второй половине XIX века были составлены не только малый герб, но и средний и большой гербы Российской империи. Последний включал в себя, кроме щита с двуглавым орлом, изображение архангелов-щитодержателей, шлема св. князя Александра Невского, сень, мантию, титульные гербы. После Февральской революции на государственной печати временного правительства было помещено изображение двуглавого орла, восходящего к первоначальному типу времени Ивана III. Такое изображение Российского государственного орла продолжало использоваться и после Октябрьской революции вплоть до принятия нового герба.
|
||
Источник: Азбука
рекламы. Том 2.
|