ЛИКБЕЗ //
РЕГИСТРАЦИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА


Товарный знак регистрируется Комитетом Российской Федерации по патентам и товарным знакам (Роспатент) на определенный срок. Можно продлить срок действия товарного знака. По общему правилу допускается возможность неограниченного многократного продления срока действия знака.

Квалифицировать обозначение в качестве товарного знака может только один орган - Всероссийский научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы (ВНИИГПЭ). Такая регистрация означает государственное признание заявителя единственно правомочным владельцем.

Право на товарный знак имеет территориальный характер, т.е. действует лишь на территории государства, где знак зарегистрирован.

Товарные знаки регистрируются на срок, указанный заявителем, но не более чем на 10 лет. Практика показывает, что срок охраны знака целесообразно выбирать максимальный, поскольку проще отказаться от применения знака, нежели продлить срок его действия. Продление связано с оформлением соответствующей документации, сроками рассмотрения, пошлиной, публикационным сбором. Продление срока действия свидетельства на товарный знак может быть произведено в течение последнего года срока его действия, но не позднее шести месяцев после него.

Возможна регистрация обозначений в любых цветовых сочетаниях. Охрана в качестве товарных знаков предоставляется при условии, если заявленные на регистрацию обозначения удовлетворяют требованиям охраноспособности, определенным Положением о товарных знаках.

23 октября 1992 года принят закон "0 товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". В законе регламентированы основные положения разработки, регистрации, использования и защиты прав товарных знаков.

Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

В соответствии с законодательством России товарный знак пользуется правовой охраной только после его регистрации в Комитете Российской Федерации по патентам и товарным знакам или на основании решения о его правовой охране на территории России в случае, если охрана товарного знака испрашивается в России в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков.

Государственная экспертиза заявок на регистрацию товарных знаков осуществляется Всесоюзным научно-исследовательским институтом патентной экспертизы (ВНИИГПЭ). Она может быть подразделена на две стадии.

На стадии предварительной зкспертизы ВНИИГПЭ (в течение одного месяца с даты получения заявки) проверяет правильность ее оформления. В случае, если заявка удовлетворяет всем предусмотренным законодательством требованиям, заявителю направляется справка о приеме заявки к рассмотрению. В противном случае заявителю предлагается внести в заявку необходимые исправления или заявка отклоняется с указанием оснований отказа в приеме заявки к рассмотрению. Обычно решения выносятся в месячный срок со дня поступления заявления в Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам.

Заявка не может быть принята к экспертизе по следующим причинам:
- заявка не соответствует формальным требованиям Положения о товарных знаках;
- не указан перечень товаров и/или услуг, для которых испрашивается регистрация знака;
- отсутствует заявляемое на регистрацию изображение товарного знака;
- два или более товарных знака заявлены в одной заявке;
- товары и услуги не проклассифицированы в соответствии с международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ);
- не приложен документ об уплате пошлины за подачу заявки;
- отсутствует доверенность, оформленная в установленном порядке.

В том случае, если заявка принята к рассмотрению, проводится государственная экспертиза, в результате которой заявленное в качестве товарного знака обозначение исследуется на соответствие требованиям, а также проводится проверка на тождество и сходство в отношении товарных знаков, охраняемых для однородных товаров на территории России или заявленных на регистрацию обозначений.

Если заявитель не согласен с отказом в регистрации товарного знака, он может в двухмесячный срок со дня получения решения подать в Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам обоснованное возражение. Комитет рассматривает возражение в двухмесячный срок. Решение, принятое председателем, является окончательным.

Роль и значение товарного знака обусловлены его функциями: обеспечения надежной гарантии качества, индивидуализирующей, рекламной и охранной.

Функция гарантии качества
Эта функция возможна только при наличии доверия к нему потребителя, основанная на стабильности качественных характеристик изделия. Поэтому товарный знак выступает как своего рода индикатор качества.

Индивидуализирующая функция
Эта функция заключается в выделении обозначенного товара, услуги из совокупности однородной продукции. Фирма, производящая товары, услуги высокого качества, заинтересована в том, чтобы товарный знак максимально индивидуализировал их продукцию.

Индивидуализирующий эффект товарного знака во многом зависит от его запоминаемости, которая обусловлена лаконичностью, простотой, воспроизводимостью и уникальностью.

А вот проверку на уникальность выдерживает далеко не каждая фирма и предприниматель. В подтверждение этого - немного статистики. В Москве за последние четыре года зарегистрировано 350 тысяч фирм (примерно 45% всех вновь образованных юридических лиц в России), среди которых много "тезок" и "однофамильцев". Так, название "Центр-сервис" (или "Сервис-центр") характерно почти для 6000 московских предприятий, названий "Альфа" - 772, "Дельта" - 545, "Надежда" - 666, "Ника" - 435, "Елена" - 271, "Инвест" - 954, "Дизайн" - 267, "Информ" - 177, "Контакт" - 37 и т. д. Это не просто неудобства из-за идентичности названий, но и почва для конфликтных ситуаций, если совпадают организационно-правовая форма и вид деятельности.

Новизна товарного знака
Необходимое условие правовой охраны - новизна товарного знака. Сущность ее заключается в том, что представленное для регистрации обозначение не должно быть сходным со знаками, ранее зарегистрированными или заявленными для маркировки тех же самых или подобного рода изделий, которые по действующей классификации товаров и услуг относятся к тому же классу товаров.

Новым считается такой символ, который по своему содержанию не является идентичным или сходным с уже известными знаками, используемыми в обороте для аналогичной продукции. Степень новизны знака определяется путем сопоставления знака с подобными обозначениями.

Идентичным (тождественным) знаком признается такое обозначение, которое во всех своих элементах повторяет уже известный товарный знак, зарегистрированный или заявленный к регистрации, и относится при этом к одному и тому же классу товаров независимо от различия в их перечне.

Решающим фактором при определении сходства изобразительных товарных знаков являются изобразительные мотивы словесных знаков - начало и окончание слов, число слогов, последовательность гласных, согласных.

Перечислим признаки обозначений, которые не отвечают требованиям охраноспособности.

Не принимаются в качестве товарных знаков и не могут быть приняты к регистрации:
а) знаки, вошедшие во всеобщее употребление в качестве обозначения товаров известного рода (свободные знаки);
б) государственные гербы, факсимиле, печати, клейма, контрольные, гарантийные и другие отметки, знаки международных организаций, если на это нет согласия соответствующих органов, а также знаки, содержащие изображения Красного Креста и Красного Полумесяца;
в) изображения, состоящие исключительно из текста, содержащего сведения о времени изготовления товаров, адресе предприятия, цене, количестве, мере и т.п. В тех случаях, когда такие сведения дополняют основное изображение знака, в качестве товарного знака может быть зарегистирировано только основное изображение без этого текста. Такой текст может быть помещен вместе с товарным знаком, но не на изображении самого знака;
г) изображения, содержащие ложные или способные ввести в заблуждение покупателя сведения относительно изготовителя или места производства (происхождения) товара;
д) изображения, противоречащие законодательству России;
е) изображения, противоречащие международным соглашениям, в которых участвует Россия.

Для выполнения основных функций различительного средства недостаточно, чтобы знак отличался от известных обозначений. Необходимо также, чтобы сам по себе он обладал оригинальностью, имел отличительный характер. Товарный знак должен быть символом, содержащим своеобразные отличительные признаки, особенности, которые сообщили бы ему необходимую различительную силу, позволили индивидуализировать изделия. Это непременные условия охраноспособности знака.

Обозначения, не обладавщие различительными признаками. Это такие знаки, которые из-за недостатка различительного свойства, не могут быть зарегистрированы.

К таким обозначениям могут быть отнесены знаки, состоящие исключительно из букв, цифр, обычных геометрических фигур. К этим знакам могут быть отнесены и обозначения, привычные для данного товара. Например, зубчатое колесо для машиностроительных предприятий, перекрещенные молоточки для предприятий угольной промышленности и их изделий и т.д.

К обозначениям, не обладающим различительными признаками, относятся родовые и видовые наименования товаров, изделий и услуг, такие как "варенье", "магазин", "почта". Очевидно, что этими обозначениями пользуются многие предприятия. Исключительное пользование ими, естественно, не может быть предоставлено какому-нибудь одному предприятию.

К описательным знакам относятся и указания похвального характера, например "Высший", "Premier", "Super" и т.д.

Исключительные права владельца товарного знака и их охрана
Положение о товарных знаках указывает, что исключительное право на товарный знак охраняется государством и удостоверяется свидетельством, выдаваемым на основании регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков России.

Владелец товарного знака имеет исключительное право на его использование в отношении товаров, для которых этот знак зарегистрирован. В соответствии с действующим законодательством запрещается использовать товарные знаки без разрешения их владельцев.
Предполагается признавать нарушением прав владельца товарного знака несанкционированное им использование товарного знака, преднамеренное применение тождественного или сходного с товарным знаком обозначения на товарах, для которых этот товарный знак зарегистрирован, или однородных с ними товарах, а также иные, связанные с использованием товарного знака действия, наносящие ущерб владельцу товарного знака или потребителям.

По требованию владельца товарного знака или заинтересованного потребителя, а также контролирующих органов, нарушение должно быть прекращено с возмещением, соответственно, убытков и изъятия в пользу владельца товарного знака прибыли, полученной в результате противоправного использования товарного знака.

Споры о нарушении прав владельца товарного знака могуг быть разрешены в суде в соответствии с действующим законодательством России.

Известный на рынке знак фирмы обладает большой коммерческой ценностью, олицетворяя потенциальную возможность массового сбыта продукции.

Так, руководство "Coca-Cola" считает, что стоимость их товарного знака превышает стоимость всего имущества корпорации. И это подтверждается результатами исследований журнала "Financial World", согласно которым торговая марка фирмы "Coca-Cola" названа самой ценной в мире на 1994 год. Она стоит примерно 36 млрд. долларов, немного уступает ей "Marlboro" - 33 млрд. и затем "Nescafe" -12 млрд долларов.


ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ И ПОДАЧИ ЗАЯВКИ НА РЕГИСТРАЦИЮ ТОВАРНОГО ЗНАКА И ЗНАКА ОБСЛУЖИВАНИЯ
(введены в действие с 21.01.93 г.)


ЗАЯВКА на регистрацию товарного знака подается заявителем в патентное ведомство.

Заявка должна содержать:
- заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя и его местонахождения;
- заявляемое обозначение и его описание;
- перечень товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация товарного знака, сгруппированных по классам МКТУ (международная классификация товаров и услуг) и обозначенных точными терминами, предпочтительно терминами МКТУ.

К заявке должен быть приложен документ об уплате пошлины в установленном размере. Заявляемое обозначение предоставляется в виде фотографий, ксерокопий и т.п. форматом 5х5 см в том цветовом сочетании, в котором испрашивается регистрация товарного знака.

Заявка подписывается заявителем. Если заявитель - юридическое лицо, заявка подписывается руководителем организации (с указанием должности) и подпись скрепляется печатью организации. Подписи на документах расшифровываются с указанием фамилии и инициалов.

Заявка предоставляется на русском языке.

Заявка и документы, прилагаемые к ней, предоставляются (кроме фотографий) в одном экземпляре, а изображение заявляемого на регистрацию товарного знака должно быть представлено в 25 экземплярах.

За подачу заявки и экспертизу заявляемого обозначения взимается пошлина в размере:
- для одного класса МКТУ - уточнить на текущий момент.;
- для нескольких классов МКТУ - (уточнить на текущий момент) и дополнительно (уточнить) за каждый последующий класс свыше одного.

Адрес для подачи заявки на регистрацию товарного знака: 121858, Москва, Бережковская наб., 30, корп. 1.
Телефон: (095) 240-б0-15, 243-43-69.
Телекс: 114818 ПДЧ.
Факс: (095)243-33-37.

Источник: Азбука рекламы. Том 2.

ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ  «ЛИКБЕЗ»   ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ