Очерки о Черногории | 25.07.04

День второй. Будва

Маршрут: Сан-Стефан—Будва—Сан-Стефан

Наше правило: не нужно совершать платных экскурсий, пока Вы не разберетесь — куда можете попасть сами, а куда нет.

Будва. Полная молодежи и буйной фантастической зелени, разная, веселая, местами не убранная, с ночными танцплощадками и шумным рынком, с большими отелями и маленькими халупками. И все это движется, живет, не знает покоя. Всего в получасе езды от Сан-Стефана. И как-то совсем не вяжется со старыми крепостными стенами и набережной с пирсами, к которым мы направляемся.

—Прогуляемся?

—Конечно!

Длинный пирс из бетонных плит увлекал вдаль.

bud03.jpg (42361 bytes)

Издалека он походил на костяшки домино, уложенные на водной глади мнимого стола буквой «Г». Непременно хотелось дойти до его тупика и оттуда оглянуться. Вот и пришли! «Рыба»! Пахло рыбой. Легкие наполнились характерным запахом пристани — смесью рыбьей чешуи, закисающих водорослей и бензиновых испарений. Боковое зрение невольно заполнилось белыми пятнами. Всевозможные лодки, моторки, яхты и легкие морские трамвайчики — дряблодеревянные и сверкающие, маленькие и большие, томились на привязи, дожидаясь своих хозяев, а иногда туристов.

bud01.jpg (47048 bytes)

bud02.jpg (40836 bytes)

Глаза разбегались от всей этой колыхающейся на волнах пестроты. Кто-то только что вставал на стоянку, кто-то уже набирал обороты и выходил из парковочных коридоров.

—Pardon!

Я услышал крик со спины и обернулся. Маленький катер по инерции медленно дрейфовал к углу пирса, на котором мы и стояли, таращась во все стороны. Пара ребят что-то быстро пролопотали на сербском, размахивая швартовочным канатом и разнообразно (но понятно) жестикулируя мне руками. С какой-то странной ловкостью (как будто всю жизнь занимался швартовкой) я поймал канат и лихо накинул петлю на горячий от солнца железный кругляк, подтянув суденышко к себе. Вознаграждение в виде одобрительных возгласов было очень приятно. С чувством хорошо выполненного дела, я начал обдумывать, куда бы двинуть дальше. В желудке заурчало от голода, пора подкрепиться. А вот и чудесный ресторанчик, утонувший в зелени. Внутри так же мило, подплывший официант долго угадывал наши желания. Желания не отваливать кучу денег (заведение оказалось довольно дорогим) и при этом хотя бы чуть-чуть замять червячка. Закончилось это вкусными супами — с Черной и еще какой-то популярной местной рыбехой, салатом из салата, местным сыром. Забавно, но салат в здешнем понимании — это крупно нарезанные овощи. Например, салат из помидор будет представлять собой четвертованную помидорину. Слегка перекусив, мы вышли на большую широкую улицу.

bud04.jpg (45526 bytes)

Прямо перед нами виднелась крепостная стена Старого Города (как его еще называют Город в городе) — старинного сооружения представляющего собой маленький сказочный городок-лабиринт с красивыми кованными ставнями и вывесками, полированными до блеска камнями тротуаров, невероятно узкими улочками, бесчисленными ресторанами и магазинами для туристов.

bud05.jpg (54297 bytes)

bud07.jpg (60209 bytes)

Особенно не заморачиваясь с поворотами, шли, куда глаза глядят.
Как писал мой знакомый гений (а по совместительству и любимый поэт)
Виктор Мишкин:

Жди, Ариадна, не увлекайся портвейном.
              Были случаи, когда нить приводила
              прямо к воротам фабрики швейной.

К швейной фабрике мы не вышли, но свернув внезапно влево, оказались у вратец, которые, подобно вратам телепортации, переместили нас в другой мир.

bud06.jpg (48745 bytes)

Перед нами раскинулись пляжи, пляжи, пляжи, да с таким умопомрачительным количеством народа, какого мы и близко не наблюдали даже в час пик на Стефане!

bud08.jpg (40717 bytes)

bud09.jpg (52111 bytes)

Громкая музыка, дорогущие напитки, тела, тела тела... Безусловно, нужно знать ГДЕ купаться! Это же скорее напоминало БОЛЬШУЮ пляжную тусовку БЕЗ возможности втиснуться в ее круги. Да и при удаче — я далеко не любитель такого отдыха. Оценив взглядом протяженность лежбищ, мы решили на 10 минут залезть в воду у стены крепости — наиболее незаполненного местечка. Оно не даром пустовало — дно было покрыто такими огромными валунами, что имей мы присоски на пятках — могли бы ходить по воде. С шипением сняв раскаленность тел, мы почувствовали расслабление, но не надолго — мое колено спасительно скользнуло по невидимой глыбе, второго шанса убиться здесь я не возжелал. Словно лягушки, стараясь не дрыгать ногами в глубине, мы выплыли обратно к поручням. Зелень Будвы оказалась гораздо более привлекательнее пляжей.

Здесь можно ходить в чем угодно, например, в еще необсохших купальниках и плавках.

bud10.jpg (47139 bytes)

Здорово! Так и ходили, разглядывая «укроп» 10-метровой высоты, коренастые пальмы на фоне чарующих гор и прочие зеленые достопримечательности.

bud11.jpg (75688 bytes)

Вокруг отели, отели, отели. Sobe, Rooms, Hotel, Camere — зовут таблички с каждой калитки и каждого указателя. Изрядно измотавшись суетой окружающего, мы прыгнули в автобус и покатили к родным местам в надежде компенсировать усталость вечерней посиделкой у Стефана.

Стефан похож на Будву так же как умиротворенный благородный господин в возрасте похож на шумную базарную торговку.
Вечерний Стефан, место, куда хочется возвращаться усталым. Ибо Стефан превращает чувство усталости в кайф. Он кружил голову не нам одним. Сначала я не мог понять, что за странные тени и едва слышимые шлепки? Здоровенные кузнечики пачками сыпались откуда-то сверху, едва ли не на наши головы. Не все выживали после кратких полетов — их тела лежали повсюду.

bud12.jpg (51375 bytes)

Наверное, это они создавали то магическое «чи-чи-чи», которое мы здесь так часто слышим.
Мостик к Стефану-острову вечером напоминает взлетную полосу, благодаря вмонтированным в бордюры светильникам.

bud13.jpg (40023 bytes)

Никакой толпы. Никакой суеты. Несколько экспериментов с большой выдержкой, конечно же, совершенно случайно, словно в противоположность моим мыслям о покое, нарисовали удивительную картинку: слева вскинутые ноги танцовщиц кабаре, справа профили лиц зрителей.

bud14.jpg (45001 bytes)

Пейзажи слева и справа красиво тают в черном. Отойдя от фонарей, мы спускаемся к одному из двух пляжей и долго сидим на лежаках, слушая ритмы вечернего моря.

bud15.jpg (43769 bytes)

Мы еще не знаем, что завтра пойдет дождь, а нас будет ждать захватывающее приключение в Цетинье. Но об этом завтра. А сейчас — только вечернее море, завораживающее и почему-то очень-очень тихое.

Другие очерки о Черногории

www.prodesign.ru | раздел Travel

© Автор материалов: Сергей Пронин. Перепубликация возможна только с письменного разрешения автора.