Греция, о. Родос | 28.04—08.05.19


Под ветрами Родоса

Маршрут: Геннади — Мони Фари — Линдос — Прасониси


Седьмое мая, последний день на Родосе, завтра вылет. С некоторой грустью смотрю на листочек наших событий, исписанный почти полностью. Внизу осталось места на два пальца. Что же сегодня туда напишу? Стас Орлов прислал фотографии с Прасониси. Потоп! Залиты все споты! Какой тут фри паркинг.. сплошной фри чалинг!

  

Вода дошла даже до станций!



На сапах было бы весело, а вот с виндсерфингом опять облом...

Часа в три улетает Юра, но мы еще успеем вместе съездить в древний монастырь Мони Фари. После завтрака сделал быструю зарисовку. Линдос, дом №59. С котом! Это будет подарок Свете с дочей.



А вот они как раз и подъехали. Двигаем к центру острова, от Геннади примерно километров двадцать, если кратчайшим путем. Дорога узкая, в две полосы, живописнейшая! Вокруг самая бурная зелень, склоны, далекие горы. Сплошное наслаждение. Пока Света внезапно не сказала:
— А у нас бензин на нуле...
— На нуле?..
— Ну, на прошлой машине мы еще километров пятнадцать могли проехать, наверное хватит.



А дорога все вилась и вилась. Восхищение красотами иногда прерывалось мыслью, а не останемся ли тут в горах без бензина... Налетели легкие капельки дождя. Где-то сбоку нахмурилась большая туча. Потом мы проехали еще несколько подъемов и спусков, залитых водой из ручья. Наконец-то сквозь листву заметили большое белое здание. Наверное где-то уже близко. И действительно, еще пара поворотов, и мы на стоянке у самого монастыря. Дождик к этому времени закапал сильнее. Мда... приехали погулять. Но делать нечего, пока не полило как из ведра, хотя бы галопом все увидеть. Старец у врат указал девушкам на стопку платков, затем доброжелательно пригласил всех на осмотр.

Итак, мы в мужском монастыре Архангела Михаила, одном из самых древних и значительных на Родосе. Уже в V веке н.э. на руинах храма Аполлона была возведена раннехристианская базилика. Главный храм, вероятно, построен в IX-XI веках, перестраивался в XII-XIII в.в. И имеет культурные наслоения вплоть до XVIII века. Некоторые стенные росписи храма и фрески купола датируются двенадцатым веком! В общем, важнейший объект культурно-исторического наследия. Главая святыня — чудотворная икона Архангела Михаила (середина XIX в.), с которой ходили во время страшных родосских пожаров 2008-го. Оказывается, братьев здесь не более десяти, половина из которых странствует по миру с миссионерскими целями. Монастырь (единственный во всем государстве) — даже имеет свой телеканал!



У входа два флага: греческий и желтый, с орлом, Никейской империи (имеющей в своем коротком 13-м веке благородные цели возрождения Византии). Пасмурное небо лишь подчеркивало древность и серьезность сооружений. Дождь вовремя поутих, мы двинулись внутрь.



Под ногами целый ковер с императорским символом, в технике хохлаки.

     

  

Внутри храма никого. Это хорошо, люблю рассматривать убранства наедине с собой, и сам не отвлекаешься, и другим не мешаешь. Сразу понял, что зависну у иконостаса надолго. Среди аканта то звери, то птицы, причем в своеобразном типаже. У креста явно барочные дельфины. Вся резьба, так кажется, навскиду, века 17-18-го. Не зализана, отчего выглядит настояще, а не как зеркальная пластмассовая золоченая отливка. Ансамбль впечатляет. И цвета хороши: акцент золотом, а основа красно-синяя. По египетским канонам, в главной триаде.



  

Та самая икона.

  

В рисованных орнаментах много того, что есть в русской традиции. Сразу ясно, откуда ноги растут. Фресками закрыты все стены и своды, в купольной едва просматривается лицо Вседержителя, оно полностью отсутствует до бороды.

  

Реставрационных меток не заметил. Затопала большая группа пожилых туристов, как же я вовремя! Вышел на воздух, разыскал нашу серф-банду. Прогуливаются среди роз и арок дикого винограда.

  

Места здесь исключительно художественны! У входа есть две выстреженные композиции из белых цветов, издали как черепа, но можно принять дыры и за попытку передать изображение креста. Предложил атлетам сунуть головы в эти четыре отверстия. Рискнула только мам-Лена. И получила на выходе замечательный портрет!

  

В каменных нишах мозаики. А в двух шагах пейзаж невероятного букета: апельсины, маки и кактусы! И все это на фоне гор! Каково, а?

  

Юра беседует с одним из служителей, кажется, интересуется желтым флагом.

     

А это наши девочки-апельсинки.

  



Юре пора в аэропорт, мы начинаем торопиться. Поблагодарив братиев, попрощались. Доехали до развилки, где наш путеводный капитан должен свернуть направо, а мы налево. Пожелали друг другу всего самого расчудесного, крепко обнялись и разъехались в разные стороны.

Пока не доехали до бензоколонки, часто вспоминали о пустом бензобаке. Но через неколько километров чудо случилось, мы полны топливом! По пути обратно у нас возникло несколько дополнительных точек для визита. На указателе увидели надпись «Музей игрушек», а поскольку дело все было в двух минутах езды, свернули. Музей оказался весьма странным местом. Большой дом с ужасным макдаковским клоуном у входа и не менее ужасной цветной вывеской. Зачем это тут возникло — непонятно. Одно питало нашу надежду: в музее должен быть туалет. Ибо если одни баки еще пять минут назад требовали скорейшего наполнения, то другие — совершенно обратного действия, и тоже в течение пяти ближайших минут! Надежды оправдались, переведя дух, можно рассказать и о самом «музее». По факту это сборище игрушек разных лет, причем часто совершенно обыкновенных, типа как коллекции «киндерсюрпризов» и т.п. У входа витрина с разным старьем как то: фотоаппараты, телефоны, печатные машинки. Лишь на нескольких полках обнаружил интересные для себя экспонаты. Из игрушек раннего подросткового возраста запомнились серии космических уродцев-роботов. Сверху над ними огромная коллекция потешных пупсов в разных позах.



Голубой педальный кабриолет 1960-го тоже хорош (года в три у меня была похожая зеленая тачка).

  

Ну и еще сотни кукол, машинок, луноходов. А в подвале — первые видеоигры, компьютер «Атари» с джойстиком и одной красной кнопкой, игровые шкафы и пр. Все это было включено. Взрослый дядя с упоеньем долбил по огромным цветным кнопкам, «убивая» врага из какого-то прообраза «мортал-комбата». Если добавить сюда игрушек из нашей квартиры и дедушкиного балкона, музей увеличился бы вдвое...
— Куда едем теперь?
Следующим по пути объектом стала еще одна церковь, целый комплекс. Жаль, ворота закрыты.

  

Судя по видам, тут очень даже здорово. У входа гигантское дерево с дуплом в полчеловеческого роста. Т.е. если согнуться, можно зайти в него. И увидеть, что хотя листва и зеленая и пышная, внутри пусто, как в полутораметровой трубе. Очень необычно! На память сорвал дерева листик и положил в книжку.
— А сейчас едем... мы едем... в Ёпта Пидгес! (Светка заливается смехом)
— Куда, ёпта, мы едем? — я тоже прыскаю, едва не ударяясь лбом о сиденье.
— Ну... ёпта пидгес... это, короче, семь источников! Просто там так написано.

Свернули в парковую зону и пошли на осмотр. После первого спуска по тропинке, Лена уехала попой к корням. «Ёпта!» — наверняка промелькнуло у нее в голове, но Лена смолчала. А-а-а... кажется, я понял, пока семь раз тут не проедешь попой по щебенке... Но вслух я озвучил другой вопрос.
— Ну и где тут этот.. эти семь источников?
Ощущение, что идешь по Битцевскому парку. Течет скудный ручей. Проводили глазами до источника. Им оказалась серая бетонная плита под ворохом веток.
— Мдаа...
На протяжении еще четверти часа мы топали в общем-то самой обыкновенной лесной тропинкой. Я-то себе нарисовал уж просторы, как в хорватских Плитвицах.
— Ну чего ты бурчишь! Идем же, и нам хорошо! — ободрила Лена.
— Да не бурчу я... Но как-то странно все это...
В животах тоже сильно бурчит. Оглянулись, баа! Павлинов — как у нас голубей во дворе, везде, разве что на крышах автомобилей нет.

Мы вышли к сетке рабице, перед и за которой гуляли напыщенные самцы.



Два из них стоят, разделенные сеткой, со своими веерами, и глаз друг с друга не сводят, несмотря на то что вокруг куча самок. Ёпта.. пидгесы... И здесь они. Наверняка левого зовут Борис, а правого Филипп. Свернули к кафе. Было совсем не жарко, даже немного зябко от ветра и накрапывающего дождика. Сели под навес, заказали по шаурме и пиву. Не успел официант принести все это, как послышался топот лап. На нас несется бегом отряд уток. Они забегают под стулья и стол, и вопросительно тянут свои шеи. Прибежал еще гусенок и дал жару какому-то селезню, ловко закусив клювом сразу за головой. Думал, откусит, собака. А потом забрался на бедолагу и чего-то такое изобразил. Прям беспредельщики. Вот этакие бегают птицы... тяпнешь ножом на кухне, глядь, а она уже шаурмой нафарширована, или нашаурммирована? (Как правильно?) И удобно ведь!.



Захватив с собой хлеба со стола, начали кормить павлинов. Самки посмелее, сразу берут из рук. А молодые бесхвостые самцы только с асфальта. Накормили с десяток эти расфуфырок. Лена, Светкина доча, и так пыталсь покормить, и этак, да всегда одергивает руку в самый последний момент. Вот ведь девочка! Ходить под парусом в синем море не страшно, а этих куриц боится.


  

Следующий — монастырь Божией Матери Цамбики, с чудотворной иконой, помогающим бесплодным парам. Большая территория в самом разгаре стройки. Рядом с храмом еще одно помещение, музей и магазин. Музей был закрыт к моему сожалению. В магазине женщина на бойком русском торгует всякими амулетами и образками, коих там целые развалы. Стоит молодая пара, видно, что в некотрой растерянности, что купить, и вот продавщица их так умело обрабатывает, мое почтение!
— А вот это берут, кто в самолете летит.
(Надо думать в самолете летят все, ловко!) и в целом круто, сидит один такой пассажир с цветной фигулькой на шее, и весь самолет спасен.
— А вот это берут бездетные.
Ох, не зря Лена осталась за воротами нас ждать... ибо здесь одного из лучших московских специалистов по оплодотворению просто бы взорвали эти сцены.



Когда случайно встретился с продавцом глазами, видимо, на мне было написано, что «навряд ли куплю», в общем не удостоился никаких товарных предложений, да даже и приветствия... Зашел в храм, а вот в храме меня ждал замечательный резной иконостас! Да в той манере, что люблю более всего — дерево в основном без позолоты, вырезано искусно и тепло. По уровню очень близко к иконостасу храма в Ретимно (на Крите), но по деталям — совсем иначе. Мне опять повезло, одинешенек здесь. Может от того, что дверь была изначально закрыта, и поддалась лишь с существенным нажатием. Я хожу один в этой торжественной тиши, наслаждаюсь. Церковь богато орнаментирована, и в резьбе, и в росписи. Витые колонны с цветами, райские птицы, акант, куда ж без него, и все очень богатое и глубокое, но не вычурное.

  



  

  

Сколь часто позолота убивает даже самую гениальную резьбу, и тогда в бликах теряется и большое мастерство, и сама форма. Кажется, вырежи любую пятиминутную плюшку, закрой зеркальным золотом, и будет она смотреться с десяти шагов, как самая искусная деталь, над которой может быть корпели великие мастера не один день. В сравнении с современной резьбой на тумбах вся разница очевидна.

  

  

И резали иначе, и золото дерева не портит, совсем по другому воспринимается. Ох, заждались наверное меня! Да простят автора спортсмены, но искусство, в особенности резное, занимает меня как и водная активность.

  

Сидим с мам-Леной за оградой, ждем. Рассматриваем удивительные родосские шишечки, что в изобилии валяются повсюду. Средизменоморские еловые родственники. Набрал в пакетик, дома что-то из них придумаю, больно уж интересны, как засохшие зонтики из центра торчат.

  

Едем! Пронеслись мимо Линдоса. Света продолжает устраивать нам крутую экскурсию.
— А помните этот огромный красный светящийся крест на горе?
— Ага, зловеще так выглядит ночью! — поддержала Лена.
Я тоже запомнил эту светодиодную конструкцию, еще считать начал, какой он величины примерно...
— Вот туда мы и едем.
Запарковались в дорожном кармашке у большой горы с табличкой «Монастырь Пророка Ильи, XII в.» И вот мы поднимаемся по крутой каменной лестнице.

  


Видыыыыы... О-бал-деть!







На самой вершине обзорная площадка с крошечной кельей и огромным крестом, который виден отовсюду. Ночью вдобавок он светится ядовито красным. Сделал две панорамы, впечатляет!





А вот и тот самый крест. Мое первое образование инженера-светотехника просто заставляет рассмотреть внимательно всю эту конструкцию. В каркасе  креста протянута тройная светотдиодная лапша, все это запитывается трансформатором ниже. А сверху сигнальная маячковая красная лампа, которая наверняка имеет отдельное от креста питание. Держится все это на четырех растяжках.



Прекрасные ветреные дамы на самых высотах древних стен и скал!

  

— Серег, а иди к флагу.
Все-таки у Лены отличное чутье на фотографию! И вот стоим мы под ветрами Родоса, и наслаждаемся этим прекрасным чувством большого мира вокруг.

  

Эгегегеееееееейское мооооорееее! — хочется закричать со всей высотищи.









Ай да Света, ай да молодец! Такую программу нам подготовила! Едем в апарты, переполненные впечатлениями! В Линдосе еще на часик зависаем в сувенирной лавке, где набираем, кому что осталось докупить. В Геннади беру коробочку клубники, открываем то самое вино из Сан-Марко. На столе сыр и свежий горох. Просто и вкусно!

  

Вечером встретимся большой компанией опять у «Сергио», куда приедет и вся серф-тусовка во главе со Стасом Орловым. Хочется отдельно сказать ему огромное спасибо за новый для меня мир виндсерфинга, за душевность и открытость. Это ярчайшие эмоции! За знакомство со многими замечательными людьми. И, конечно же, хочу сердечно-пресердечно поблагодарить моих друзей, без которых этого путешествия бы просто не было. Ребята, я вас люблю!
Очень! Очень! Очень!



Ночью в аэропорт едем со Славой Шматовым, вся дорога пролетает вдесятеро быстрее. Сдавая багаж в негабарит, служащий вдруг затараторил, как он занимался канойной греблей. И яростно погреб по плитке веслом, рассказывая, как нужно держать руки и совершать гребок!
— Чувак, да ты наш в доску!


КОНЕЦ!



В главных ролях:
Елена Буянова, Светлана и Елена Салиховы, Наталья Ермолова, Мария Ярадайкина, Иван Алгазин, Юрий Антипов
и ваш покорный автор, Сергей Пронин.



В начало

www.prodesign.ru   |  раздел Travel  |  Греция, Родос 2019 (Геннади, Прасониси, Линдос и др.)

© Автор материалов: Сергей Пронин. Перепубликация возможна только с письменного разрешения автора.