Авторская лютневая гитара №2
(12-струнная)

Ноябрь 2023 — Апрель 2024







12-струнную лютневую гитару хотелось сделать давно, заодно и приблизиться к лютне, и попробовать сделать скорлупу гнутьем лепестков. Задача долго витала в облаках, и все же ее исполнение началось неожиданно. В ноябре случилось мне свалиться в больницу с ковидной пневмонией, а чтобы не сильно скучать от безделья, начал в блокноте делать первые эскизы инструмента. Выписавшись, спустя неделю, продолжил начатое. Рубанул из газетки форму на глаз, знатный размерчик выйдет... С другой стороны — струн будет шесть хоров, торопиться некуда. А самому — страшно непонятно, чем эта затея закончится, потому что это всегда полная импровизация. Даже несмотря на первый опыт предыдущей лютневой гитары.









17 декабря. Пролистал в который раз замечательный детальный труд Роберта Лундберга о лютнях, даже был удивлен, что моего английского вполне хватает, чтобы пользоваться словарем исключительно редко.  Прифуговал делянки, склеил деку, форму взял близкую к лютне 1612 года, венецианского мастера Magno Dieffopruchar, но чуть распузастил и увеличил размер, что отнесет меня, видимо, к типу Alto lute ("альто-лютневой 12-струнной гитаре" ))) говоря о моей вариации. Забегая вперед, скажу, что в итоге все же вернулся к классическим формам деки, посчитав их более гармоничными.
Размеры впечатляют уже сейчас... Сравните площади дек с моей первой лютневой гитарой. Я не знаю как это буду делать, впрочем, как всегда, главное ввязаться!
В процессе склейки использую только руки, без струбцин... 8 частей, 7 склеек, по 20 мин на каждую, с перерывами минут 15 для отдыха пальцев. Пока держу, смотрю что-то интересное, вчера под это дело просмотрел целиком лекцию Виктора Солкина об одежде Древнего Египта, почти в три часа.









Люблю такие дни, с утра до вечера занимаешься любимым делом, всё понятно и пока по плану.
Деку осталось чуть подшлифовать и можно будет начинать две замороченные операции, на которые вполне можно убабахать несколько недель — розетка , декоративное резонаторное отверстие, и второе — и самое интересное — скелет корпуса. Поскольку авторская технология вашего покорного перевернута с ног на голову от классической (и мне это нравится), то скелет у меня основан на самой деке. И вот этот набор хребтов и обечаек вкупе с системой рип и представляет самую конструкторскую вкуснятину в плане придумать и победить!



Долог путь самурая... Переработал мотивы классических розеток из той же книги, в результате получил с полдюжины своих оригинальных и не менее классических с виду, я доволен. И вчера в ночь приступил к этому этапу. Дня через два-три должен завершить.





21 декабря. А ведь еще пять минут назад было полвосьмого... А сейчас первый час ночи... Времени не существует. Сегодня резал розетку более десяти часов. И вчера часа два. Завтра (точнее, уже сегодня) попробую завершить.





Вот такие выкройки напилил, на контур деки. Прием взял с прошлого инструмента.





Снова пригодились мои запасы бараньей кости. Нашел даже барыню в кости, уж и забыл про нее. Готовлю нижний порожек на бридж из красного дерева, посмотрим, что получится.













На компе еще раз проверил некоторые моменты, удобно, конечно.







2 января. Потихоньку дело идет, прикидываю главный мостик, рипы, порожек приложил. Расчетная высота скорлупы 17 см (в первой была 14). Но можно и сплющивать, к чему со временем и пришли, поздние лютневые инструменты пузыристы совсем не в полсферы. Но хочу в пол... Объем это хорошо, главное, чтоб держать было удобно. Дед Мороз еще, хитрец, подарил струн как раз двенадцать, да нейзильберовых ладов, которые в прошлый раз использовал — Синтомс 2,5мм. Только вот так увлекся, что на серьезных щщщах думаю, а не сделать ли как в взаправдошных лютнях — обвязочные лески-лады... Есть и вовсе крамольная идея — сделать две съемные накладки на гриф, ладовую и безладовую для лесок... Но это ж совсем безумие, да?







Точу клец, теперь, с токарным станком, конечно, грех не воспользоваться возможностями.









Начал приклеивать поперечины.







За каникулы завершил работу по деке, звук на отстук нравится очень, будет в корпусе еще мелодичнее. Следующий этап один из важнейших — подготовка грифа и его крепление к основе деки.





Ну и, наконец, это просто красиво! А когда еще солнце заливает лучами, то совсем изумительно.







13 января. Как же вчера упахался, но вроде пока все по плану... Куча расчетов, каждый раз надо не то что 7 раз отмерить, а все 77... Традиционно для грифа решил использовать набор: белый американский дуб и ель, только накладка в этот раз — не палисандр, а красное дерево. Оно великолепно играет на отблеск. Доски нужной длины не было, поэтому накладку выполнил из двух частей, просчитав в месте стыка один из ладов, всего их 12 будет. В целом гриф размечен (для мензуры 630 мм, как и в первом инструменте), "осталось" его формовать, монтировать и вставить лады. Фабрика работает!

















15 января. Хороший понедельник, до обеда слетал на озеро на лыжах, подышал, послушал как вОроны переговариваются (думаю, при желании их и расшифровать можно). Потом часа три подрезал стамесками и циклевал гриф, все-таки цикля совершенно незаменимая штука, всегда выручит. От дуба руки — как у трубочиста (при контакте дерева с потом и металлом, пальцы становятся черно-фиолетовыми). Только потом придумал замотать циклю малярным скотчем.





Для крепления грифа буду использовать один большой анкер на 7мм и два небольших по бокам — для точной фиксации положения.



18 января. Предварительная прикидка грифа и бриджа. Вот чем хороша моя сумасшедшая технология, так возможностью экспериментов, так-то скоро могу и струны поставить после упорного хребта!
Ну-с, на театральный муляж уже вполне потянет, если накосячу.



А вот и сравнение площадей в дереве.







20 января. Очень важные два дня. Приступил к грифу, инкрустировал бараньей костью, белой и желтоватой, которая превратилась после шлифовки в чистый жемчуг! Накосячил, конечно, ювелир пока из меня так себе... Маленькие костяные точки отшлифовал из брусочка в шуруповерте по наждачке. А до этого нужно было просчитать сразу несколько факторов: крепеж, уровень деки и грифа, расстояние между ладом и струной и еще с десяток важностей. Ошибка на градус или миллиметр чревата несколькими лишними часами работы, а в худшем случае инструмент просто не получится рабочим. Уровень и крепеж в итоге победил. Скоро вставка ладов!















Держать кгриф с ладами очень приятно в руке! Такая штукенция, "внушительная"!
Начал собирать "колобаху" — нижний клец, куда будут сходиться лепестки.



21 января. Фух... Кажися, сделал. Теперь только надеяться, что все ровно именно так как надо ровно. Сюрприз, оказалось, что ладов Синтомс с прошлого лада от 17-го года хватило и на этот гриф! Ну, будет запасная упаковка. Теперь можно и головку грифа порисовать. Под пиво! )



Сижу, рисую, размечаю... И тут мой взор падает на совершенно вразмерный брусок махагони, что Серега Пивиков подарил летом. Нушшш, раз такая замечательная деревяха сама в руки просится, тогда быть по классике, может оно и разумнее. Эта махагоня из пород легких, прям на уровне хвои, придется фанеровать другим красным деревом ))), потверже и дубом еще, под щечки грифа. Но так даже красивее будет.







С фрезером и с сверлильным станочком некоторые операции, конечно, просто круто облегчаются. Основа головешки готова. Сейчас тюнингую разной красотой.









25 января. Теперь дело за головкой грифа с колками... Как раз завтра конусный буравчик из Китая приедет! Месяц ждал. Пока все текущие вопросы порешались вполне успешно, едем дальше.



Китайчики дорогия прислали долгожданную развёртку, классная штука, но конус резковат (у кого советская есть на конус 1/50 или 60 — куплю с радостью). Впрочем, исхитрясь немного, и с этим конусом вполне можно сделать задуманное.





Корпус укрепленный стал напоминать элементами скелет живого организма.





Вот уже и струны натянул!






Можно ли из пары брусочков небольших сделать 12 колков? А вот посмотрим. Как-то смотрел ролик одного мастера, тот взял здоровенный кусман палисандра, с банан, и... выточил из него крошечный колочек, я аж обалдел с такой расточительности (в прямом и переносном смысле)... Не могу так, да и палисандра столько нет. Наточил гильз с махогони, а ручки будут отдельно выточены (изначально думал про дубовые, но вернулся к единому сорту).

















Вот так, материала ушло — самый минимум.









Еще одна важная часть работ сделана. Не то чтобы без косяков, но в целом вполне доволен.
Колки в итоге сделал из двух брусочков махагони, шишечку из сливы на штифтике. Слива — великолепна! Материала на все двенадцать израсходовал примерно столько же, сколько упомянутый мастер на один колок сточил. Ну да, здесь прибавляется точных операций по сверлению, но зато как экономично!





Теперь можно и пивка!



Оценочный фронтальный вид.



Поиграв, понял, что бридж все же надо поднять, т.к. стиль лютневой игры отличается сильно, там вполне достаточно 7-мм высоты, но для гитарного — маловато, большой риск "убить" деку.
Поднял на 3 мм бридж, а потом подумалось, а почему бы не инкрустировать и лапки костью?
Красота ж!



15 февраля. "А не пустить ли мне стебелёк, да чтоб все 12 цветочков к колочкам тянулись..." Короче, так и ввязался в очередной блуд на несколько дней. Но вроде не зря, что-то в этом есть.

























Да еще одну косточку инкрустировал и декоративный опорный лад врезал. Нравится!









Наконец, гриф в сборе!







Снова муки выбора... Заготовил пять ладов из сливы (отличная твердая древесина для мелочевки), но и нейзильберовые не отметаю, хотя и "резать" деку не очень хочется. С другой стороны, в то, что врезка заметно испортит звук — также не верю, да и усиление изнутри вклеено. Но... как бы струны в обмотке не сточили сливу в короткое время. А другое НО — 8-й лад экстремально близко к краю деки, чтобы туда врезать лад. Сколько вот таких размышлений "по дороге".



Что же, пора приступать к последней тяжелой битве — корпусу.



Давно-давно на woodtools ru в комментах вычитал клевую фразу — гнутабилити дуба )))
Ну, вот, пробное гнутье строительным феном вполне удалось, минут 10-15 на планку. Но вопросов предстоит решить еще уйму!





Сливовые лады приклеены!





Хорошо бы декорировать 12-й лад. Придумал вот такой ромбик красного дерева с косточкой внутри.





Сижу вчера, клею ободок, удерживая руками склейку (прижать не могу струбцинами) и смотрю фильм о Бернини. Не знаю, за что Гермеса и Афродиту наказали таким мифом, ох уж эти древние греки и римляне со своими унисекс-страстями! В конце-концов, Жанлоренцо мог бы проявить фантазию и волю, и изобразить прекрасную женщину, а не мифического трансгендера... Досмотрел фильм, а тут клочок оберточной бумаги, так и нарисовал сепией с мелом "Спящую Афродиту" (именно Афродиту!)

Общий вид в мастерской.



5 марта. Маленькими шажочками... Теперь только скорлупа осталась. Сделал дубовый обод, отшлифовал еще раз деку.
С ободом, конечно, местами косячнул... Но сделал выводы. Поставил в уголок, сегодня отдыхать, струны поставлю завтра, все двенадцать... Буду надеяться, без неприятных сюрпризов.
Вот и очередной вид, близкий к финальному.





Понял важную штуку, что двойные струны требуют навыка, а также — надо учить технику игры медиатором, тогда наиболее ярко проявляется то необычное хоровое звучание, в видео есть фрагмент.
Строй на два тона ниже стандартного гитарного
D4 A3 F3 C3 G2 D2
С высотой струн все в норме, теперь уже можно сосредоточиться на скорлупе.
( По струнам хохма, аддарио EJ27N и EJ49 ( про арте с черным нейлоном) отличаются кроме цвета нейлона лишь второй и третьей струнами с разницей в тысячную (0,319/0,322; 0,402/0,403) но натяжение у Арте на 3,5 фунта выше (85,85 против 82,43)... Мне же черный комплект помогал лучше ориентироваться в системе двенадцати колков.



Очень важные сравнения, на этом этапе сравнил оба инструмента. Строй и частоты соответственно
D4 293, A3 220, F3 174, C3 130, G2 98, D2 73.
Кто интересуется звуком, смотрите видео.

видео

Сравнение показало, что звучание во многом очень близкое (ура!), и что 12-струнный вариант уже без заднего купола звучит по громкости даже сильнее, имеет более холодный ровный тембр, конечно, с хоровым оттенком. Посмотрим затем, как изменится, насколько усилится певучесть и теплота. Сегодня играется на порядок легче, навык наше всё! В целом очень доволен проведенными сравнениями. Набор купола можно будет оценивать лишь с точки зрения технической чистоты столярки, звук уже не ухудшится от ровности швов и склейки, это немного успокаивает.





11 марта. Почти час ночи... Вот что привлекает в такой работе помимо творческой составляющей, это расчет, такой всегда азарт, не передать! Впрочем, это то же творчество. Способа расчетов никто не показывает, поэтому включил логику и разобрал по радиусам и коэффициентам их изменений, отрисовал вектора. Лепестки получились, кажется, вполне! — только как в дереве это буду повторять и подгонять, пока не хочу даже думать.
Сунул фонарик внутрь — красота! в крайнем случае, сделаю светильник! (Я ж анжинер-светотехник по первому). Вспомнил, что уже думал похожее в давности — сделать скворечник для канарейки из корпуса первой лютневой гитары, если та не получится... Правда, получилась!















У каждого свой каннабис! Как это теперь точно согнуть и стыковать, еще не думал, если что разогну обратно и сделаю веер.



Пылеграфика в жанре ню и портрета, диптих! 



Новые задачи приводят к совершенствованию мастерской. Размышляя, как мне точнее снять фаски с краев лепестков под расчетные 82 градуса, попутно проапгрейдил доводочный станочек и приделал к полке подручник с изменяемым углом, выставил 82, и вуаля, за 10 минут подготовил все 11 штук.





Загибайся лепесток, через запад на восток, через север, через юг, загибайся в полукруг!..
Каааак же прёт! — закрадывается подозрение, что всё может получиться не так плохо! Загнул первый лепесток и... почти попал как надо! Теперь дело за гнутьем и подгонкой остальных. Да, гибочную форму вчера сделал новую, как раз из сороковки.













Относительно удачно приладив центральный лепесток, обрадовался. Но рано, т.к. в случае со вторым, понял, что мне не то что еще руки не хватает, мне не хватает пары две рук... даже вспомнил паука Грегора из непонятого мной Кафки. Ровно с час я пытался сладить со столь ограниченными человеческими возможностями. Пыхтя и ругаясь. Между дел от злости зафигарил мясо в горшочках и продолжил мученья. И вдруг получилось! — вспомнив какого-то мастера со скотчем, применил ту же тактику, да еще пара струбцин не подвели, включая даже самозажимную, реабилитировал ее! — и таки два лепесточка готовы, и даже без зазоров! Приключения продолжаются!



Я будто бы провалился в другое измерение, и это едва ли было преувеличением... Подгонка третьего лепестка заняла более шести часов!!! Оказалось, что вся моя "четкая" геометрия пошла по &#@*%... По простой причине, довольно не точно высчитал  окончания лепестков, да еще образовались разные погрешности при пилении, которые дали о себе знать, в результате пришлось нарушить порядок текстуры, а некоторые лепестки потеряли в треть ширины (только потом дошло, что можно было минимизировать потери).



Общий вид. Поднос с водой, наждачка на плоскости, но еще лучше приноровился наждачкой грубой работать на гибочной форме, можно точно подгонять очень сложные участки!



19 марта. Четвертый лепесток занял также полдня, пятый чуть меньше. Зато, кажется, теперь я могу подогнать любую трехмерную кривульку к другой трехмерной кривульке! Попеременное локальное гнутье до нужной формы, подтачивание рубанком углов и микросъем наждачкой на гибочной форме, примерка, снова, подтачивание, иногда лишь два-три касания, и так раз сто минимум. Вывод — "натянуть" расчетный купол на вольный ручной каркас можно, но с нарушением сегментации и капец какими танцами с бубном. Треть готова......





Следующий косячище был еще серьезнее... и поздновато замечен, к сожалению. До меня вдруг дошло, что если буду продолжать также укладывать лепестки как есть, то они войдут к ободу на сантиметр внутрь! Это нелепейшая ошибка возникла из-за моего недосмотра... сравнив верхний радиус на хребте в 16,5 см с радиусами на деке (17 см), подумалось, да, ладно, чего там полсантиметра... и придумал себе проблем на ровном месте. Если бы помнил эту разницу, то вывел бы без проблем, но укладывал, словно радиус был идентичен...



Еле-еле свел к ободу,  ценой искажения формы и двумя разрывами лепестка.





А вот что за чудо окошко? Это уже не косяк, но новаторская идея, продиктованная конструктивом. Я решил сделать съемный гриф, с доступом внутрь корпуса! Посмотрим, что получится.



Швы лепестков проклеиваю ватманом изнутри, подсмотрел у кого-то, практический смысл, наверное, нулевой, однако, симпатично. Вторую четверть яйца, набираю уже с учетом разницы в радиусах, чтобы не повторить ошибку.







На второй половинке из-за просчета с формой лепестков тоже пришлось колдовать. Но в целом вывелось лучше, чем  предполагал при таких просчетах. Среднее время подгонки каждого — шесть-семь часов!  Умножьте на двенадцать минимум... Впрочем, лекции Сергея Савельева об устройстве мозга идут на ура во время утомительных рутинных подгонок.





Думал, к апрелю закончу, но, скорее всего, весь апрель придется шкурить и циклевать, готовить к отделке.







И тем не менее — корпус получился! С каждым движением цикли он все более округлялся и становился гладким! Какое же приятное чувство — погладить форму рукой! Швы, конечно, в некоторых местах вышли грубовато, но в основном — хорошо.





Вот и время затеять заднюю накладку. Хотел ведь просто пуговку приделать...



Но пришла очередная мысль: "а как же цветочки, ведь будет же ж хорошо ж?!"



И вот такая каждая деталюсечка превращается в ребусы, сначала выгнуть и подогнать, вклеить первую часть, догнуть вторую, и по второй интарсить оставшееся. Хоть маркетрист из меня пока неважный, зато сам.









Вот и ягодок пригорошня.







И снова циклевание! Полный день циклевания уцикливает начисто.







Дубовые пуговки для крепления ремня также инкрустированы сливой.



Ура, первая фотосессия "до покрытия маслом".





Александра Сергеевна, мой частый помощник при видеосъемке.







Начало отделки! Это всегда магия! Как блеклое дерево вдруг наполняется цветом и начинает "играть" шелковыми отблесками!











С отделкой маслом, без струн.






С шестью струнами.







С двенадцатью. Всё!.. И окончательная фотосессия во множестве ракурсов.





























Во время и по завершению работы над инструментом у меня было три особенно важных момента, которые, уверен, и можно назвать высшим счастьем от труда.

• Первое — при этапе отделки, когда чистое дерево покрывается маслом, и на глазах происходит превращение во что-то особенно прекрасное.

• Второе — когда натягиваешь струны и слышишь первые чарующие звуки, совершенно особые и родные.

• И третье, когда я наконец-то показал инструмент отцу.
Наверное, это самое сильное впечатление. Это было очень важно.

Мы часто обсуждали по фотографиям какие-то моменты, и вот настал день, когда отец смог взять в руки мою работу. И хотя его правая рука после инсульта не работает — все равно, провести по струнам, почувствовать вживую. Поэтому это в большой степени и посвящение ему, за то, что привил интерес к осмысленному труду.



Собрал почти все бумаги — мои задумки, расчеты, вариации...
Даже предположить не мог, чем закончатся мои почеркушки на паре листочков блокнота.



Данные:
габариты: высота 930, ширина деки 340, толщина корпуса с бриджем: 180 мм
вес: 1800 г
дека: ель (из 8 делянок)
скорлупа: дуб
шейка грифа: дуб + ель
головка грифа: красное дерево + дуб
колки: красное дерево
бридж: красное дерево
порожки: баранья кость
дековые лады: слива, шпон
струны: нейлон



Интересные видео- и фотоматериалы еще будут добавляться, по мере свободного времени.


2023-2024   © Сергей Пронин   |  www.prodesign.ru   |   prodesignstudio@yandex.ru