Реплика
работы Фра Беато Анджелико
«Мадонна с лилией» («Смирение»), 1440.
(рама и живопись, масштаб 1:1)
Ручная работа. Дерево, темпера, золотая краска
Работы по раме: февраль 2025 — июль 2025 (6
месяцев)
Живопись: сентябрь 2025 — октябрь 2025 (почти полтора
месяца)
ДНЕВНИК
Первая запись появилась за полгода до начала
работ:
14 июня 2024
Созреваю на повтор работы Фра Анджелико.
Надо идти к своей мечте. Очередной. Кажется, я
созреваю на очередное безумство, очень и очень
долгое безумство. Но восхитительное! Если
спросить меня о самом любимом произведении эпохи
ренессанса, то, не думая ни о каких прочих сотнях
и тысячах мировых шедевров того времени, тут же
отвечу, что самое любимое — "Мадонна с
лилией" Фра Анджелико (1440).

К сожалению, не был в Амстердамском Рийк-музее и
не рассматривал это чудо вживую (но когда-нибудь
— просто обязан). Очень-очень отдаленно и грубо,
однако, я смог выразить свое понимание колорита и
формы через свою «Мадонну со львами» (2023). Безумно
хочется испытать чувство богатого цвета,
нежности сюжета, невероятно гармоничного
сочетания живописи и обрамления.
И вот на днях, очередной раз любуясь творением
Великого, подумалось, а почему бы не дерзнуть,
почему бы не попробовать выполнить это в полном
(почти метровом) размере?! Ох и опасная же мысль!
Ведь, как было до сих пор — всё лучшее, от чего мне
тепло на душе, начинал делать в полном неведении
«как» и неверии в то, что это вообще возможно.
(Кроме того, вчера наконец-то получил прекрасный
набор темперных красок!)
И вот прошло полгода...










Начало февраля
Шажочками-шажочками, тем временем, приближаюсь.
Написал в амстердамский Rijk музей (именно там
хранится оригинал "Мадонны с лилией" Фра
Анжелико), просьбу, прислать мне фото сбоку или 3/4.
Как и ожидалось, в тот же день получил вежливый
отказ, но хоть ответили... Маша Смит из
соответствующего отдела так и сказала, мол,
Сережа, сорян.



Расчетов нужно сделать столько, что иногда по
полдня сидишь с план-схемами. А еще при
конструировании случается экспромт, как,
например, с циркулем из подручных средств, и
тогда радости нет предела, даже не знаешь от чего
больше!
Налепил на лоб еще транс-временной передатчик
мыслей и хожу такой, общаюсь со стариной Фра.
Женя Ульянов пишет:
— Ты это, таво... Не зазнавайся... Из музеев ему
пишут...
Отвечаю:
— Пффф... пишут.. не токмо пишут, а даж почти
посылают прямым текстом, особая важность!
11 02
Четтто зае... устал. Но, полет нормальный, все
по плану. Циркуль получился отменный. Хотя уже и
тесновато в мастерской для такого предмета
(вспомнилось как масленичные сани для Метрополя
выпиливал, вынеся с балкона полбалкона )))
15 02
Приступил к поясу рамы. 30 ячеек. Каждая занимает
минут десять, т.к. резьба по сосне требует особой
аккуратности, чтобы избежать сколов. Время
помогают коротать восхитительные лекции о
музыке ренессанса и барокко от Александра
Великовского.
17 02
Под лекции Марины Беловой (о лютне) и Александра
Аузана (по экономике) даже и не скучно. Вот почему
компьютерная секция совмещённая с мастерской -
прекрасное решение. Начал второй поясок.
23 02
Оба выходные почти от и до, — и вот, верхний кант
побежден. Есть приятное чувство ясности, ты
просто двигаешься от элемента к элементу, и
времени словно бы не существует.
11 03
17-й каприс Пронини.
Первое витье по ренессансной швабре. Праздники
прошли чудесно.
12 03
Витье на три лапши с жилкой
(было на четыре).
15 03
Часов по 10-12 на каждое витье... Уже снилось
вчера.
18 03
Я паааабедиил наааконец-то!))) (уже понял, что
достал со своими виточками, кажется, и мозг также
сворачиваться начал)

26 03
Вроде несложная вещь (теоретически), но начинаешь
считать и тонешь в цифрах ?? Выдалось чуть времени
на капители. Следующая стадия - лепка.

28 03
Сижу, разбираюсь с объемами, и тут вылезает
этот, хвостатый.


06 04
А кто бы еще что ожидал тут увидеть? Пока не знаю,
получится ли, но вроде это вообще вредный
вопрос)))

10 04
Гррррызу понемногу.
О, брат Анжелико, рано или поздно, я дойду до тебя
)))


12 04
Кончили левую, начали правую...

А еще Обушковой
япошке не нарадуюсь!




14 04
Хм, не понимаю, как так получилось... Вроде залез в
интернет, жене на День варенья что-то выбрать, а в
итоге накупил себе японских рашпилей Iwasaki. (Ну и с
легкой душой принялся выбирать всякое девочкино,
ленты, кружева,корзинки и т.п.т.п.т.п.)

25 04
Базы пилястр готовы, можно и отвлечься.
Осталось дело за "тумбой" рамы. Вчера поймал
себя за ужасным — гуглил миниатюрный
камнерезный станочек... ?? Здесь внезапно сошлись
две полезных линии — подготовка и инкрустация
каменных пластин в мои любимые эдикулярные рамы
ренессансного периода.

15 05
Квадрифолю с утра. Приступил к тумбе, полдня
пересчитывал размеры, т.к. неизбежны некоторые
микро-расхождения между расчетным по фото и
реальным в планируемом сборе. Кроме того, по фото
много сюрпризов - искажений, у меня порядка 20
фотографий этой работы, и выяснилось, что многие
детали весьма "пляшут". А поскольку
холанские коллеги из амстердамского Рийк-музея
помочь отказались (ну не засранцы?), то приходится
втройне все анализировать и считать. Зато теперь
я по этой раме, кажется, лучший эксперт )))
И плюс фоточка с вечера в мастерской.


23 05
Очень хочется попилить камни... ))) Но не могу, пока
кипит работа по раме. Часть циркуля использую для
пробивки орнаментальной окантовки, точно как в
оригинале. Только лишь на ночь почитываю
академика Ферсмана (слог его тождественнен
любимому Перельману!), поочередно с ренессансами
Ротенберга и Колпинского.






26 05
Остался нижний резной плинт на раме.
Как-нибудь победю чай... А потом сборка.

31 05
Приступил к резному плинту, вроде на что-то
похоже. Решил без фрезера обойтись. Такого
примерно метр нужно, с 4 углами и двумя
микроуглами (на 3 мм, думать даже про это не
хочется)))




11 06
Еще чуть-чуть, еще полметра прямой и четыре
микро-угла.
Своего рода марафон ))) только там все время
плывешь "от этого до того буя" (спортсмена,
дерева, мыса и т.д.)


16 06
Остались углы и зеркальный поясок сверху.


18 06
Аж не верится. Вчерне рама почти готова к
сборке. Чистка, облагораживание, монтажные
моменты и всякое такое еще потребуют много
времени, но в целом — по каркасу все уже тут...
Полгода вымучивания с расчетами и новыми для
себя видами работ. Идем дале.
(А жлобам из амстердамского Рийк-музея фу и фи)))


26 06
Ура! — очень важный этап по сборке пройден!
Вертикали поставлены на тумбу, абсолютно ровно
и... тадааам!!! — они монтируемые.
А радости столько, потому что эти элементы
многосоставные и пилилось клеилось все вручную,
шансов накосячить просто овердофига. Остался в
сборке еще один сложный этап — монтаж арки, арка
и сейчас стоит, на двух визитках))) но нужно также
продумать разборную надежную конструкцию. Вот
этот инженерный момент — всегда отдельный кайф ??
А потом останется сделать пазы под деревянный
щит для живописи. И можно будет приступать к
оформлению рамы.


27 06
Ура! Ура! Ура!!!))))))
Вот так новые технологии крепежа внедряются в 15-й
век. Чотенько! Все разборное.
Можно начинать клеить щит 50 на 70 под Мадонну.
Потом будет добавлена еще фиксирующая
крестовина поверх щита или просто перекладина,
погляжу.
Вес: 4 кг 90 г



29 06
Последние детальки доделал (дополнения
кто-то заметит вряд ли, но они есть, заметны
сбоку)))
Завтра — грунтовать.
Вид из музыкально-рисовально-компьютерной
секции мастерской.

01 07
Загрунтовал. Завтра — интересное ждет!!!

Три предмета, три разности:
Копия (текущая работа над рамой)
Исполнение по мотивам и комбинирование
(Викторианский триптих с драконом по рисункам
Джеймса Каллинга)
Полностью оригинальная работа (Мадонна со
львами).





Золотая основа готова.


Сравнение на этом этапе с оригиналом.

Начало
декорирования синим и красным.

19 07
Стадия червления, а потом —
кобальтотемнения... Места уже маловато в
мастерской.


03 07
Воот.. на пути к своей мечте )))
Не всем доволен, но в целом двигаюсь. После
завершения росписи рамы настанет второй,
вероятно, еще более сложный для меня этап —
создание копии картины.


Неожиданная сложность — аккуратные линии.
Справился (хоть и на троечку) методом эстампа
стальной линейкой, кисточкой оказалось
чудовищно сложно делать одинаковые штрихи, надо
будет поучиться росписи миниатюр...



Загрунтовал задник, чтобы не оставлять открытого
дерева.

Вырезал снизу
основания надписи.


22 07
Воот. Основное по раме — всё.
Надо теперь немного отдохнуть от нее, Фра
Анжелико сильно умотал меня! А сколько еще
предстоит мучений с копированием сложнейшей
живописи...

В гости приехал
Владимир Александрович Нестеров, мой учитель
многому в жизни. Он увидел раму первым. Снова
чудесное чаепитие с калиной и баранками,
разговоры, настоящая радость общения. А через час
зарядил дождь...

Вот и снова ваш покорный. Как же приятно
превратить кучу валявшихся досок в нечто для
тебя ценное!

Александра Сергеевна, мой главный
художественный руководитель.

И ангелы слетелись к Фра Анжелико...



И финальное сравнение с оригиналом.

А еще огромное спасибо моему другу и Маэстро,
Сергею Пивикову, за массу полезностей в работе!
От чудодейственных пинков что-то переделать до
доброго напутствия в деле, очень ценно! Спасибо
Алексею Александровичу Корюкину за советы и
обсуждение, за вдохновение (имел удовольствие
приехать к Мастеру в гости!) Спасибо Владимиру
Александровичу Нестерову. И всем, кто был
неравнодушен к этому проекту.
UDP
Закончив раму, я написал комментарий Линн
Робертс, автору моего любимого проекта TheFrameBlog.com,
одному из самых авторитетных специалистов в мире
исторических рам, ее блог по рамам, на мой взгляд,
не имеет аналогов как по полноте информации, так
и по высочайшему уровню иллюстративного
материала. И вот, на днях, получаю от Линн ответ!
Не скрою, радости испытал очень много! Когда
такие большие специалисты дают оценку работе,
это невероятно вдохновляет!
Dear Serge –
Thank you for your very kind words, and for sending me the link to your frame project.
It’s a very good and exact replica of the frame, and it would be almost identical, if
you might perhaps find someone to gild it…? I realize that this is a much more expensive
way of finishing such a large object, but when you have put so much care and hard work
into it, it would be worth making it as like as possible to the original. Otherwise, I
think that what you have made is admirable, and I’m so sorry that you didn’t get more
help from the museum.
With best wishes,
Lynn
Линн справедливо подметила, что хотя это и
очень хорошая и точна копия, использование
настоящего сусального золота поставила бы эту
раму на новый уровень соответствия
историческому образцу. И хотя я не замахивался на
столь высокую профессиональную ступень,
полностью с ней согласился, что, возможно, пока
картина пишется — у меня будет время совместить
приятное с полезным — изучить азы золочения.
Честно говоря, я не сильно доволен качеством
своей орнаментальной росписи, и если будет
возможность использовать золото — то почему бы и
не переделать? Также под вопросом и качественное
состаривание рамы.
ЧАСТЬ
ВТОРАЯ
подготовка щита и повторение картины в темпере
на доске
Вот и закончилось лето. Пора приступать к самой
картине...


Опилил щит в размер паза и довел его до толщины
примерно в 1,5 см.


Трижды перегрунтовывал и перешлифовывал. В итоге
поверхностью удовлетворился. В качестве
имприматуры положил слой сиены жженой.


Вывел в размер распечатку. Последние
приготовления к копированию, скоро начинать... До
чего люблю эти ощущения, когда страшно и не
верится, что все получится как надо.


Вот как хорошо не выбрасывать обрезки, раз, и
стойка для работы над картиной готова.



Пробую подступиться. Семь часов на ногах —
напоминает сап-марафон, по уровню усталости.



Соскучился по старым добрым 50 мм. Тут и мой
студийный фотограф, Саша Сергеевна :)
(Снимаем с этими телефонами черт знает на что...
надо завязывать с «удобными плохими
фотографиями»)

Работа увлекает настолько, что становится
страшновато. Можно легко провести у доски и пять,
и восемь часов — времени будто бы не существует.

Исследую картину до самых микроскопических
особенностей, и понимаю, что в точности повторить
на таком уровне, к примеру, фоновую графировку
орнаментов, пока просто не в состоянии. Но в
состоянии сделать настолько хорошо, насколько
могу.

День за днем картина приобретает все больше
сходства, и это придает сил.

Начал прорисовку орнаментации левого верхнего
края. И вроде не дышишь даже, а линии несравненно
грубее выходят (в оригинале идет гравировка,
насечка по золотому фону). Все равно не удержался,
захотелось увидеть в раме, по общим линиям и
пятнам посмотреть. Если прищуриться, можно
хорошо нафантазировать! У меня уже родился и свой
собственный мем: "со ста шагов не отличишь от
оригинала".

Это общий вид рисовально-музыкальной половинки
моей мастерской. Графика с моей первой выставки
недавно вернулась (четыре работы в белых рамах
сверху)

Иногда совершаешь открытие! Например, вот — на
левой стороне подушки имелась такая же красная
кисточка, как и справа! Но, видимо, при
реставрации этот элемент «потеряли», продолжив
орнамент. Почему потеряли — загадка. Впрочем, это
из той же области, как и опиливание работы под
раму — есть мнение, что сверху по бокам были
ангелы, держащие ткань с богатой вышивкой (такой
мотив у мастера был весьма распространен).

И я стараюсь «вышивать» изо всех сил.

Понемножку двигаюсь. Хотя крыша под ночь
отъезжает здорово, перешел в режим, когда нередко
рисую и по 10-12 часов в день.

Сделал насечку на нимбах.

Эффект при определенном освещении очень мне
нравится.

Опыт, который получаю, попутно решая возникающие
многочисленные задачи — бесценный. Очень много
для себя открытий.


Сумеречные виды особенно хороши.



Пояски нимбов также обработаны проколами —
помогло мое самодельное шило из ппаяльника.



Зачем-то заказал набор пуансонов... Потом подумал,
у чему их ждать из Китая две недели... И за десять
минут сделал оба необходимых размера из
стального прута. Вообще в эту работу можно
погружаться бесконечно. Главное вовремя
остановиться.




Продумал дышащее крепление картины к раме (на
трех фиксаторах).

В эти дни по цене двух бутылок пива отхватил
великолепное британское издание Phaidon альбома
Кристофера Ллойда, 1979 года, с работами Фра
Анджелико. Но меня ждал сюрприз, моей Мадонны там
не было )))

И — первый вид, на полу мастерской!

Предфинальные фото с разным освещением, думаю,
тут еще добавятся снимки. Пред — потому что здесь
постоянно можно находить, что подправить и
улучшить, поменять тон, состарить и т.п.. Но пока
оставляю на этой стадии. Снова говорю огромное
спасибо Маэстро-резчику и другу — Сергею
Пивикову, за вовремя сказанное нужное слово, за
поддержку и добрый совет. Спасибо!




2025 © Сергей Пронин | www.prodesign.ru | prodesignstudio@yandex.ru
|