Эпам. Конец IV тысячелетия до н.э. ТОЧКА
В графической практике точка может иметь различные размеры, форму и цветовой тон. Она может выступать в качестве символа, изображающего какой-то специфический объект или идею. Точке может быть придана сложная форма, и она может быть увеличена, чтобы облегчить ее обнаружение или усилить впечатление. Как зрительный центр точка может быть изображена в виде кружка или как пересечение линий, не будучи фактически представлена никаким физическим объектом. Буквы и цифры как части графического изображения часто воспринимаются как точки.
Превращение формы в точку с уменьшением ее геометрического размера или удалением от наблюдателя
Точка может выступать как центр формы, как фокус схождения линий или как исчезающий предел линии горизонта при построении перспективы, определяющей направление удаляющихся поверхностей.
ЛИНИЯ Линий
(резко отличающихся одна от другой) всего три
вида: Линейная форма может варьироваться по толщине, длине, структуре, характеру, насыщенности и направлению. Главное свойство линии - способность указывать направление. В этой роли она может обозначить, например, движение. Линии могут быть точечными или прерывистыми. Совокупность отрезков или точек такой линии воспринимается глазом как единая линейная форма. Линия может иметь какой-то символический смысл. Изменяясь по толщине, линия может указывать на изменение обозначаемой ею величины. Слова и предложения, как визуальные элементы, также могут образовывать линии. Примером чему служит этот текст, воспринимаемый с некоторого расстояния, как форма, смоделированная из горизонтально расположенных линий.
Как структурный элемент линия может использоваться для создания конструктивных осей при изображении других форм, для вычерчивания контура плоской фигуры или для указания границ перспективного обьемного изображения.
ФИГУРА (ПЛОСКАЯ ФОРМА) Фигуры характеризуются строением своих краев, различаются по размерам, по распределению насыщенности их частей, по положению в окружающем пространстве, а также по правильности (или неправильности) очертаний. Плоская форма может быть сплошной, например закрашенной в черный цвет, или иметь только контур. Ограниченное фигурой пространство может образовывать с окружающей средой еще одну, так называемую контрформу, которая возникает, когда цвет формы и фона меняются местами, превращаясь в "негатив". В проектировании товарного знака это достаточно важно, так как негативная форма может полностью исказить смысл его восприятия. Сочетания слов и чисел могут восприниматься как плоские формы. При наличии ассоциативных признаков плоские формы воспринимаются и как символы. Несколько фигур могут, сочетаясь в группу, вызвать представление о большой простой фигуре.
В качестве структурных элементов плоские формы можно сочетать друг с другом для изображения объемов, в особенности в изображениях линейной и нелинейной перспективы. Классичесским примером тому служит построение живописных композиций из плоскостных фигур в древнерусской живописи.
ТОН, или ЦВЕТ, - качество, которое относится к степени его насыщенности или светлоты. При отсутствии цвета (красного, желтого, синего или другого) тон становится просто оттенком серого. В графике впечатление серого создает ся растром, разбивающим изображение на мелкие точки или линии.
В качестве фона для групп связанных элементов или для деталей фигуры полезно использовать очень светлые оттенки. Они более четко выявляют площадь или структуру, на которую наносятся черным цветом значимые формы. Светло-средние оттенки достаточно весомы для описания деталей формы и в то же время достаточно светлы, чтобы на них можно было нанести темныеформообразую щие элементы. Средние оттенки можно использовать для выявления тонких особенностей формы или для показа крупных, "обращенных", т.е. имеющих обратный контраст, форм (светлая форма на темном фоне). Темно-средние оттенки, используемые для фона, обеспечивают достаточный контраст для восприятия малых светлых или второстепенных черных форм. Темные и очень темные оттенки исполь зуются в сочетании сдругими, когда для дифференциации деталей требуется ши рокая градация оттенков.
Как структурный элемент тон является полезным средством для описания обьемной формы с помощью светотеней. Это достигается либо применением сплошных плоскостей различного тона, либо градацией тонов. ТЕКСТУРА является качеством поверхностной структуры рисунка. Она передает физическое строение поверхности объекта, но ощущается глазом, а не рукой. Текстура образуется скоплением малых частичек в определенную систему, визуальный характер которой зависит от всего этого скопления в целом. Характер текстуры изменяется в зависимости от строения ее отдельных элементов и промежутков между ними. Зависит текстура и от того, каков закон распределения этих элементов - случайный или регулярный.
Текстуры бывают абстрактные, символические или описательные. Как и другие элементы формы, текстуры могут отличаться друг от друга по цвету, тону, насыщенности.
Как элемент структуры текстура может быть использована для отображения качества физических поверхностей. В этой роли она обычно используется в сочетании с другими элементами формы, особенно с цветом. ФОРМА Самые изящные технические приемы и искусная пространственная организация окажутся бесполезными, если графическое изображение не передаст того, что оно по замыслу должно передать. Недостаточность элементов формы, их излишек или выбор неподходящего элемента формы могут отрицательно повлиять на ее коммуникативные возможности. Кроме того, не менее важным, чем набор подходящих элементов, является учет их взаимодействия. Сходство в характере и положении элементов формы, соразмерности линейных величин, площадей, ритмических движений, тональных отношений может налаживать между ними определенную визуальную связь и создавать ощущение покоя, равновесия, устойчивости статики. Наоборот, различия и разобщенность элементов могут порождать визуальную дифференциацию в рисунке по их значению, вызывая ощущение напряженности, движения - динамики. Таким образом, можно подразделить все формы на статические - основанные на принципах симметрии, одинаковости, и динамические - на принципе асимметрии, неодинаковости, противопоставления. При употреблении выразительного элемента формы в сочетании с другими, на него не похожими более слабыми элементами наблюдается эффект контраста, т.е. повышения смыслового значения выделенного элемента. Средней нормой, характеризующей неодинаковость, контраст между двумя величинами, ясно различимый глазом, является золотое сечение (1/0,618=0,618/0,32=1,61). Целостность композиции формы и ясность ее восприятия тесно связана с законом соподчинения, - выделения в композиции главного элемента и подчинения ему других второстепенных Использование же в построении форм двух противоположных принципов неизбежно вносит в нее вялость и неопределенность, заставляет раздваиваться зрительное впечатление. При построении визуального образа по законам гармонии и красоты важным моментом является знание закона трехкомпонентности. Смысл его заключается в следующем: для убедительного выражения сложного и разнообразного образа необходимо и достаточно показать в композиции три состояния (три фазы, три разных размера, три разных расстояния между элементами). Именно к трехкомпонентности подсознательно стремится человек, когда он хочет объяснить многообразие окружающих его явлений. Поэтому число три является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно четко определить разнообразие какого-либо явления. Например, пространство и объемная форма характеризуются длиной, высотой и шириной; положение линии может быть вертикальным, горизонтальным или наклонным; для характеристики освещенности существуют три градации - свет, тень и полутень и т. п. При построении сложной композиции из многих элементов можно добиться ясности и лаконизма в их расположении и движении, если дать их в трех различных четко различаемых размерах, расположить в трех разных поворотах, на трех разных расстояниях одного от другого. Сфера действия закона трехкомпонетности распространяется на все самые сложные изобразительные формы. Наличие в элементах формы противоположных качеств и свойств открывает широкие возможности для их взаимодействия, выявляет и подчеркивает их индивидуальные особенности. Взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет их противоположные качества, а взаимодействие родственных элементов смягчает и нивелирует их качества - так в самом общем виде формулируется закон контраста.
Из закона контраста следут правило связи. Дифференциация и ударение служат главным средством визуального воздействия. Они являются главными способами, с помощью которых элементы образа действуют, создавая ясную визуальную форму. СВЯЗЬ
1. Физическое
сходство в основной структуре формы,
перевешивающее различия в деталях.
УДАРЕНИЕ Имеются
различные способы выделения наиболее значимых
элементов графической формы:
|
||
Источник: Азбука
рекламы. Том 2.
|