Причина в том, что со временем разрушаются, превращаясь в песок, ржавчину, тлен и пепел практически все материалы, которые использовались для строитель ства жилья, изготовления одежды, украшений, оружия и домашней утвари. Изделия из драгоценных металлов, захороненные вместе с усопшими, к сожалению, во все века были объектом пристального внимания кладоискателей и большей частью расхищены. 0 развитии письменного языка и абстрактной знаковой символики можно судить по керамике и каменным памятникам иероглифического письма (шумерские 4 тыс. до х. э., египетские конца 4 тыс до х. э., протоиндийские 3 тыс. до х. э., китайские 2 тыс. до х. э.), имеющим уже сформировавшийся вид. Зарождение письма происходило раньше (неолит, энеолит, 7-12 тыс. до х.э.), но памятников письменности того времени почти не сохранилось. Бронзовый век (в Передней Азии - с конца 4 тыс. до х. э., в Европе - с начала 2 тыс. до х. э.) был периодом переосмысления, унификации и широкого распространения культовой символики неолита. Символы становились более стабильными по начертанию. Большинство примеров символики древности, дошедшей до нас, относится к тому времени. Затем, в эпоху железа (первая половина 1 тыс. до х. э.) происходил отход от использования символов; видимо, уже тогда их смысловое содержание стало забываться. Они еще долго применялись, но уже как орнаменты или как зафиксированные обычаем священные знаки. Древняя символика, а тем более позднейшая ее орнаментальная интерпретация представляют собой наслоение мотивов, относящихся к разным эпохам, и сплетение сюжетов различного этнокультурного происхождения. Сходные культовые символы и орнаментальные мотивы имеют широкое распространение; довольно часто обнаруживаются сходные или даже тождественные их элементы у явно не родственных народов. Но хотя идентичные символы применялись в разных местах и в разные эпохи, конкретный характер их начертания свойственен определенным культурам, кроме того, сохранились символы, имеющие конкретного хозяина. Личность и персонифицированный с ней абстрактный знак, будь это знак императора Поднебесной в Китае или тамга рода степного хана владельца конного табуна, знак мастера - кузнеца и гончара, все это уже близко к понятию современного товарного знака.
С развитием торговли, появлением городов в Средиземноморье в 4-5 столетии до х.э. начали образовываться рынки. Применение отличительных знаков у скотоводов, земледельцев, ремесленников, работорговцев становится велением времени. Знаки идентификации становятся более употребимыми, и, видимо, с этих позиций их тоже можно называть товарными. Хорошо сохранились знаки каменотесов, найденные на стенах Помпеи, в архитектуре Палестины. Мастер обычно писал свое имя и заключал его в простую форму круга, квадрата, ромба и прямоугольника. В средневековом обществе распространяется письменность и грамотность. Среди городского населения появляются знаки-печати, наносимые на торговые документы, на морские и речные суда, повозки, инструменты, товары и предметы домашнего обихода владельца знака. Таким образом в XII веке существенно расширилась область применения товарного знака и престижность его владельца.
Использование знака изготовителя во второй половине XIV века уже предусматривает ответственность за количество и качество используемого материала, за технический уровень и другие свойства, присущие конкретному изделию. Будь то часы, карета, кирпич или корабельная пушка. В 1363 году английский король Эдуард III обязал все предприятия, делающие металлические изделия, иметь свой отличительный знак. С середины XV века, когда в Европе появилась книгопечать, отмечена книга, датированная 1457 годом, со знаком издателя и выходными данными. Далее знаки издательства стали употребляться повсеместно. В России клеймение товаров становится обязательным во времена Петра I. Вместе с развитием экономической системы многих стран товарный знак стал непременным атрибутом любого товара или услуги, предназначающихся для конкретного потребителя. Несомненный интерес к товарному знаку, как к малой графической форме, связывающей продавца, изготовителя и покупателя, обусловлен новыми экономическими условиями существования нашей страны. Прежде всего - это отказ государства от монополии на многие виды продукции и услуги. Появление множества предприятий, нацеленных в первую очередь на получение прибыли, как непременного условия жизнедеятельности. И естественное столкновение интересов в деятельности производителей одного и того же товара или услуги. Понятие товарного знака Товарные знаки имеют много общего с именами собственными: тщательность, с которой их выбирают и преподносят; "отеческая" опека предприятия, выступающего в качестве имядателя; их написание (с заглавной буквы); их магическая способность вызывать ассоциации; их чуть ли не освященное религией происхождение; их регистрация; их исключительность и правовая охрана. С тех самых пор, как человек стал употреблять слова, они служили для того, чтобы вызывать в умах людей образ тех предметов, которые они символизировали. С незапамятных времен имя всегда было вторым "я" человека. Знать имя человека означало обладать властью над его душой. Простые смертные не смели знать имена своих правителей. Могущественные древние божества имели множество имен, каждое из которых выражало какой-то аспект их могущества. Глубина воздействия этого языка символов граничит порой с волшебством. И несомненно магическое или полумагическое влияние товарных знаков, как на покупателей, так и на самих продавцов, давших второе имя изделию, услуге или предприятию, которое они олицетворяют. 18.
Исторические монограммы:
Функциональные особенности товарных
знаков а)
Облегчать восприятие различий или создавать
различия. б)
давать товарам имена. "В высшей степени прибыльной услугой, которую оказывают торговые марки, служит широковещательное рекламирование организаций и предприятий, направленное на повышение их репутации в глазах публики, а в конечном счете, следовательно, на увеличение объема их продаж. Товарный знак называют "безмолвным продавцом", "витриной", но в действительности его громкий голос звучит повсюду в нашей торговой деятельности" (П. Брок). в)
Облегчать опознание товара. г)
Облегчать запоминание товара. Однако подобная простота относительна. Когда потребителю известен показанный на нем предмет, изображение, даже весьма сложное, - легче запоминается, чем более простое изображение незнакомого предмета. д)
Указывать на происхождение товара. е)
Сообщать информацию о товаре. ж)
Стимулировать желание купить. Присущая товарному знаку функция ограничивается его способностью внушить покупателю уверенность в том, что создаваемое им представление о продукте соответствует действительности. з)
Символизировать гарантию качества.
|
||
Источник: Азбука
рекламы. Том 2.
|