Сергей Пронин
Эрьзя — Ильяев — мы
Январь, 2015
Ноябрь 2014-го ознаменовался сразу двумя
замечательными событиями — в Московском доме
творчества на Большом Овчинниковском прошел
фестиваль резчиков, посвященный 80-летию Михаила
Давыдовича Ильяева. Дядя Миша, как любя и с
уважением называют его братья по творчеству, уже
36 лет ведет занятия в своей школе резьбы,
постоянно собирает увлеченных одним делом людей.
На фестивале было представлено очень много
интересных работ, познакомился с такими
мастерами, как Владимир Нестеров, Николай
Гетьман, миниатюрист Владимир Денисов и др.
Михаил Давыдович давний последователь
творчества Эрьзи. На сегодня, пожалуй, нет других
специалистов, знающих о Степане Нефедове и его
жизненном пути столько же.
М. Ильяев. Скульптор С. Эрьзя. 2005, кебрачо.
М. Ильяев. Эрьзя с трубкой. Береза
В начале декабря я на несколько дней уехал в
родной Саранск. И первым делом направился в музей
им. Эрьзи. Снежило, настроение было самое
радостное. Написались такие стишки.
К музею Эрьзи
Саранские студентки что синички —
Смеются и щебечут, веселы,
Их, в снегопад, красивые реснички
Особенно игривы и милы.
Вот в этих корпусах пять лет учился,
А в этом доме как-то ночевал,
На "Большевисткой, шестьдесят" трудился,
верстал, придумывал, чего-то там писал.
Иду по старым улицам Саранска,
И на душе по-детски хорошо,
Ах, Новый год, твоя пора прекрасна.
К музею Эрьзи я с улыбкою дошел.
В нашем городе действует главный музей всемирно
известного мастера с самым большим количеством
его произведений. Музей находился долгое время в
ремонте и вот теперь предстал перед посетителями
в обновленном виде. Стекло, мрамор, простор,
тишина, современные технологии. Отлично!
Огромный кольцевой зал Эрьзи на втором этаже,
плавно уходящий на первый этаж — с отдельными
залами художника Сычкова и произведениями 17-18
веков. Когда-то, с четверть века назад, я бывал
здесь и вот снова вернулся, уже во взрослом
возрасте, с самым живым интересом к резьбе и
скульптуре.
Эрьзя. Иоанн-креститель
С некоторых образов рукой смахивал белые
пушинки, испытывая при этом какие-то необычные
ощущения.
Текстуры кебрачо и альгарробо можно
рассматривать даже отдельно вне скульптуры, а уж
как великолепен контраст полированных и
необработанных поверхностей, особенно кебрачо!
Что-то невероятно красивое. Мое отношение к Эрьзе
двоякое — многие работы субъективно кажутся в
разы менее гармоничными или характерными,
незавершенными, но есть такие, от которых
захватывает дух. Из любимых: Иоанн-креститель,
Испанка, 14-летняя мать с ребенком. Отдельно
впечатлил инструмент — "бор-машинка",
точнее бор-машинище с размером режущей сферы в
кулак. Собственно и величина
коряг впечатляет: от кавказского дуба
"Летящего" до 2-метровой глыбы альгарробо
"Моисея". Дядька Гигант!
Эрьзя. Монголка
Эрьзя. Последняя ночь осужденного перед казнью
Эрьзя. Аргентинка
Взяв несколько свежих музейных изданий в
подарок, вернулся в Москву. В середине декабря
приехал в гости к Михаилу Давыдовичу, в его школу.
Рабочая комната очень скромных размеров, но тем
особеннее ее уют — все стены сплошь заставлены
работами мастера — в основном это великолепные
портреты. Словно бы целое великое общество
смотрит на тебя со всех сторон.
Дядя Миша очень
обрадовался моему скромному подарку и вручил
свою книгу "Спасибо, Эрьзя", посвящение
130-летию Степана Эрьзи.
Собственно об этой книге
и хотелось бы рассказать подробнее. Если
простыми словами — это очень ценная книга. В ней
переплетаются судьбы всех героев — Эрьзи, его
друзей и врагов, учеников и завистников,
политиков и коллекционеров, и, конечно, отдельной
нитью прослеживается творческий путь самого
Михаила Давыдовича. Чтение захватывает,
документальный формат заставляет проникнуться
огромным уважением к автору.
Представляю вашему вниманию несколько
разворотов книги.
1952 год — чемпион Москвы по акробатике среди
юношей. Михаил выступает в цирке с
акробатическими номерами. Тяжелая травма
позвоночника и долгое восстановление.
Возвращение на арену. Снова гастроли. Приобщение
к таланту Эрьзи. Книга выстроена интереснейшими
главами, посвященными отдельным личностям,
например, об ученицах Елене Мроз и Юлии Кун, о
друге мастера — художнике Сутееве, после в
Аргентине Сергееве и т.д. Все это переплетено с
личными переживаниями и ожиданиями Михаила в
поиске новых фактов, новых скульптур Степана
Нефедова. Трижды бывал автор в Аргентине, собирая
уникальные материалы о мордовском гении, общаясь
с последними современниками, которые знали
мастера лично. На пути познания Михаила встают
удивительные люди — русские эмигранты и
ценители русской истории, аргентинская
политическая и экономическая элита, итальянские
баронессы, члены различных арт-клубов и
ассоциаций — целый калейдоскоп лиц мелькает на
страницах книги. Все это не менее интересно, чем
биография самого Эрьзи, столь полная взлетов и
непризнаний. На одних страницах разговариваем с
Еленой Мроз, а на других Юлия Кун передает в дар
Михаилу аргентинскую бор-машину Эрьзи 1930 года и
запасы кебрачо... Вот мы идем аргентинскими
улицами, посещаем известные дома и общаемся с
увлеченными Эрьзей горожанами. Вот переносимся в
Саранский музей, а вот мы уже в Италии, в
мраморных карьерах Каррары...
Несколько работ Михаила Ильяева.
М. Ильяев. Девушка с косой, береза.
М. Ильяев. Анджела Девис. Портрет подарен ей
же в 1972 году автором.
М. Ильяев. Модница. Кебрачо
М. Ильяев. Папина фуражка. Красное дерево
Склады дядь-Мишиных работ...
М. Ильяев. Мордовский гений. Красное дерево
На одной из фотографий вижу полосу газеты
«Столица С» от 2003-го года.
Вот так раз, газета, в
которой я проработал с 1997-го по 2001-й, как
удивительны траектории жизни! И вот мы сидим
вдвоем с дядей Мишей и пьем чай. Он пишет слова
напутствия на обложке книги.
Понимание, сколько
прожито этим человеком, сколько всего сделано и
сколько дорог пройдено — завораживает. Скольким
людям Михаил Давыдович передал свой настрой и
желание творить. Он достал альбомы двух учеников,
теперь уже состоявшихся мастеров, живущих в США и
работающих в сложном стиле ампир на самом высшем
уровне. И это лишь капли в море. Сколько людей со
всех городов каждый раз объединяют его
московские юбилеи. Дядя Миша до сих пор в
отличной форме, и да пусть еще долгие-долгие годы
сопутствуют ему творческая сила и здоровье!
Спасибо!
С уважением,
Сергей Пронин
P.S. Жаль, что такие люди так мало получают
внимания со стороны государства, работают,
будучи неуверенными в завтрашнем дне, не выгонят
ли Московский дом творчества с занимаемых метров
современные арендодатели, не завершатся ли эти
памятные встречи мастеров и учеников, не
растворится ли что-то настоящее и ценное в новом
мире денег и глянцевой суеты.
Музей им. Эрьзи erzia-museum.ru
Работы Михаила Ильяева: rezbaderevo.ru/mihaililyaev
© Сергей Пронин, 2015 | www.prodesign.ru | sergey (@) prodesign.ru
|