круглый стол В дискуссии принимали участие: —
Римма ДАВЫДОВА, автор ресурса “Немецкое пиво”
www.pivo-bier.de — Павел ЕГОРОВ, автор самого крупного российского ресурса о пиве www.nuBo.ru — Александр ИДЖОН, редактор сайта “Пивные новости” BeerNews.ru и ведущий блога BeerBottle.ru — Джондо НАЧКЕБИЯ, владелец бара-магазина “Крюгер-Холл”. — Сергей ПРОНИН, к.с.н., владелец дизайн-студии ProDesign, домашний пивовар, ведущий “круглого стола”. Эрнст Фридрих в книге “Блюда к пиву” пишет: “Прекрасно, что каждый регион имеет свое “фирменное” пиво. К современной ситуации я могу ему только саркастически добавить: “Прекрасно, что настоящее бельгийское (ирландское, чешское, голландское, немецкое — добавить по вкусу) пиво теперь варится в Калуге, Клину, Саранске, Йошкар-Оле, в Санкт-Петербурге и других (голландских, немецких, бельгийских, ирландских и чешских) городах. Петерберг, Йоркшир-Ола, Фламардовия... красота! Для справки: “Концерн Хейникен” производят в Санкт-Петербурге по лицензии Heineken, Guinness, Amstel, Zlaty Bazant и пр.). Гигант "Сан инбев" производит в Клину, Новочебоксарске и Омске лицензионные Staropramen, Hoegaarden, Stella Artois и др.). Вы только прислушайтесь
(и лучше еще напевно, голосом ценителя,
произнесите): Соглашусь. Можно продолжить? А легендарный мюнхенский “Ловенброй”... Уж не знаю чья-то ли злая шутка, но на сайте компании есть такие слова: (http://www.suninterbrew.ru/rus/accort/Lowenbrau/default.aspx) “Жидкость “Lowenbrau” полностью соответствует традиционному представлению о немецком пиве, варится по технологии Райнхайцгебот (“Закон чистоты”)”. И опять-таки — “Потребители “Lowenbrau” — современные мужчины 25-40 лет, городские жители, со средним и выше доходом, уважающие традиции, ценящие качество, настоящие любители пива”. И как нелеп теперь слоган “Родом из Мюнхена — почитается во всем мире”... Гораздо правильнее “Родом из Мюнхена, что ЛенОбласти)”. Такой вот октобер, так сказать, фест. Александр Иджон: Весьма самокритично!Действительно - жидкость. То, что продаётся у нас под маркой “Lowenbrau” абсолютно не похоже на баварское пиво “Lowenbrau”. В этом случае я бы вообще классифицировал это, как обман. С.П. “Создано для тех, кто при полной свободе выбора отдает предпочтение бескомромиссному качеству. Оно предназначается для молодых образованных людей в возрасте от 21 года до 30 лет, которые любят жизнь и ценят высокое качество, соответствующее их жизненному статусу. Они уверены в себе, решительны, независимы и проводят время в компании таких же целеустремленных и успешных молодых людей, как они сами.” Вот как красиво, вроде то же самое, что и у всех, только другим боком... А что, вполне по-рекламному. Римма Давыдова: Начиная со Средневековья пригласить цехового мастера-пивовара, а тогда это и было равносильно пострить завод, и сварить например свое айнбекское(из Нижней Саксонии) в Баварии – общепринятой практикой, чужие “старейшие” никого не удивляли. С этой традицией и пытаются корреспондировать в рекламе. Другое дело – современная защита географического происхождения: Geschutzte Ursprungsbezeichnung (g.U.), Geschutzte geografische Angabe (g.g.A.), Garantiert traditionelle Spezialitat (g.t.S.) – это нарушать нельзя.Чешские и баварские отсылки в названиях – исторически были очень давно, в том числе и по всей Германии. Баварское пиво с середины 19 века вообще был общепринятый синоним слова “лагер” и хорошего технического оснащения которое шло из Баварии, а значит и высокого качества дорогого пива по сравнению с маленькими кустарными пивоварнями. Когда моду на большие пивоварни сменила мода на маленькие чаще начали вспоминать баварский Закон о чистоте пива.. С монастырскими брендами маркетологи и в Германии часто прокалываются, они путают ордена, рисуют на этикетках неправильную одежду, не говоря уже о том, что в Германии перебор фантазии и “забрендили” даже те ордена которые пиво никогда не варили. Отношение православия к пиву вопрос спорный, в любом случае православные монастыри так не педалировали пивоварение как в Германии и с пивоварами-монахами они конечно пережимают... Но это еше и потому, что использование бренда “монастырское пиво” немецкие монастыри поиграли в суде. Запретите бесконтрольное использование церковной тематики – и нет проблемы. Ориентация на молодежь
– этими рекламными посылами тоже пользуются в
Германии. Знакомый пивовар перенял
минипивоварню у монахов-францисканцев
старокатоликов в Берлине и немедленно все
выкинул из оформления, чтобы молодежь заходила... С немцами закончили, перейдем к бразильцам :) Пиво Брама... (Входит в десятку самых продаваемых марок пива в мире). Бразильская легенда с 1888 года, сваренная на уникальных бразильских дрожжах на производственном комплексе в Клину? Читаешь информацию о пиве, смотришь ролики, слушаешь слоганы... Ведь какого производителя не возьми — все какие-то медали на престижных конкурсах получают. Но ведь этого не может быть! Попробывав однажды отечественную Браму, теперь очень хочу попробывать оригинальную бразильскую. Я не знаю, как варят это пиво в Сан-Паулу или в голландском Доммелене, но то что варят в Клину (к слову Бренд года EFFIE) — недостойно комментариев. Впрочем, действительно, за продвижение такого пива нужно давать медали по маркетингу и рекламе. Потребителя уже посчитали и изучили, заранее! Они уже давно рассматривают нас в виде стада, очерченного теми или иными рамками. Т.е. , говоря откровенно, на первую позицию ставятся продажи, а не индивидуальность продукта и ваши собственные ощущения. И ради ваших же денег готовы варить “старейшее чешское пиво” где угодно, даже в городе Клин! И не задумались — а оно после этого чешское? Старейшее? Пиво? Рекламные книжки о том, что бизнес должен расти, теперь спорят с книжками, продвигающими идею индивидуальности. Слово Премиум давно уже обозначает и понимается вовсе не как самый качественный светлый солод, а мнение производителя о рыночной позиция пива в части завышенной цены ... На молодежном сленге это звучало бы как “типа, круто”. А всего-то ведь надо понять главную ценность этого продукта — самобытность и искренность. Пиво не надо считать. Его, как местный хлеб, надо растить и беречь, ведь это и есть хлеб. Неужели сами государства не заинтересованы в сохранении своих же традиций и ценностей? Необходимо вводить организации по охране национальных пивоваров, типа Юнеско! Тезис про охранные организации очень неплохо бы провести в жизнь. Ведь каждый домашний, мини-, микро- пивовар (да и всякий прочий нормальный пиволюбитель) душой болеет за любое оригинальное пивпроизводство, независимо от его дохода и мощностей! И так приятно, когда в разных городах мы можем оценить пиво, характерное только для этих мест, а не только наглухо зафильтрованные клоны бутылочных карлcбергов или хайнекенов (в лучшем случае). В этом смысле, показателен Кельш, сварить пиво с таким обозначением типа пива на этикетке в радиусе 30 км от Кельна просто не разрешено. Или бельгийские траппистские эли, вот уж с кого действительно нужно брать пример по защите своей истории. Так что пусть “Черниговское” варится в Чернигове, “Сибирская корона” в Сибири, а “Букет Чувашии” в Чувашии. Исключения логично создать лишь для таких марок, которые стали рецептурными, как “Жигулевское”, и в то же время, по своему характерными для каждого региона. И никаких вам глумливых “Чешских стандартов” из Татарстана или “Амстелов-Асахи” с “Гиннесом” из Петербурга... Бренды продаются и покупаются за чудовищные суммы, и никого уже давно не интересует, что скрывается под этикетками с этими брендами. Сегодня это старейшая ирландская марка, а завтра она уже принадлежит какой-нибудь африканской компании, которая, однажды в целях экономии, добавит в рецепт сорго, кукурузы, риса.... и предложит вам “вкус легенды”! Вопрос современного бизнеса не ЧТО, а СКОЛЬКО. Печально. Еще печальнее то, что в сложившихся условиях рынка часто не остается другого пути, вопрос стоит весьма жестко — продаться или разориться. Как только у бизнеса появляется душа, он тут же погибает. И менеджеры, картонные столпы нашего постиндустриального общества, донесут вам эту мысль в самой доступной форме, затыкивая до полусмерти своими яркими маркерами. Монстры давят рекламой, закатывая под алюминиевые катки всех, кто встречается на пути. Фильтрованная безликость наступает повсюду. Александр Иджон: Ситуацию на российском рынке пива сформировали не столько пивные гиганты, сколько политика нашего правительства. У нас не было таких крепких пивных традиций, как в Европе, а те пивзаводы, которые остались после СССР были оснащены устаревшим оборудованием. Из-за чего после кризиса 1998 г. возникли благоприятные условия для скупки большинства заводов пивгигантами. С.П. Римма Давыдова: Правда некоторые оставляют в управлении у прежних хозяев или даже отдают обратно, потому что оказывается жутко неэффективно ими управлять . Пример когда почти отдали обратно любимую пивоварню Майкла Джексона - Privatbrauerei Hoepfner. Она славилась неземным качеством, экспортировала пиво преимущественно во Францию и пришлось её „полувыпустить“. Но чаще, в подавляющем большинстве случаев купленную среднюю пивоварню просто закрывают и бренд идет вон, особенно еси он не такой сильный и только локальный и самое страшное когда она мешает в этом регионе пивоварням концерна. Нет пивоварни – нет проблемы. Проблемой защиты только бренд, без экономических мер по защите самих пивоварен, это не решить. В Гемании уже кладбище брендов, хоть на баррикады...Посмотрите как похозяйничал концерн Oettinger в земле Бранденбург! Они еще и прекратили кооперацию с музеем пивоварения, прекратили экскурсии. И на счету других концернов – закрытые музеи пивоварения, разбазаренные коллекции. Объект защиты может быть только средняя пивоварня или даже другая большая... Только некоторые концерны скупают и сохраняют бренды, большинство некоторое время оставляет и потом убирает, но многие вообще сразу убивают этот бренд. В Германии концерны и гигантов уже позакрывали. Один концерн покупает у другого пивоваренную группу, закрывает пивоварню, людей увольняют, бренд перенимается ради сохранения сектора на рынке, но уже имеет другой вкус. Примеры? Кельн, Берлин, Дортмунд... – где те пивоварни, средние и большие, которые еще тут недавно были? Бороться против этого невозможно. Еще никто не придумал как... Т.е. попытаться защитить можно только пивоварню, но не бренд.
Владмир
Драсков же считает иначе, В Германии действительно каждый регион имеет свой тип пива, но он сегодня там не доминирует в потреблении пива если не совпадает в общей модой. Хотя конечно отклонения по регионам, например в потреблении пильзнера довольно большие. С.П. С.П. “Возможно, лучшее пиво в мире” лучше бы сегодня переписать в “Возможно, такое же, как и любое другое”. Сложно транспортировать? Ведь теперь нет проблем с холодильным транспортом. Дешевле и прибыльнее сварить что-то на месте, под видом лицензии. Особенно хороши для этого рынки, подобные российским, где тот же Ловенброй или Хольстен будут хлыстать из горла в подъезде, наряду с какой-нибудь “Охотой” или “Тройкой”. Так и играет в моей
голове старая песня Линды на новый лад: Более того недавняя
громкая статья в Известиях (“Пивовары фильтруют
импортеров”) Павел Егоров:
Если стоп-листы
получат распространенную форму, скоро вообще
непонятно что будем пить. Перспективы на самом
деле невесёлые. С.П.
Владимир Драсков: И не прозвучало признания, что наш лицензиат не ровня своим прародителям. По инерции звучат заверения об идентичности и аудентичности.А потребитель отдает предпочтение оригинальным сортам. Причем и отечественным и импортным. Косвенно признавая это, пивопроизводители даже начинают кампанию по запрещению импорта тех сортов пива, которые они производят по эту стророну границы. Александр Иджон: С.П. Павел Егоров: Но тут еще дело в том, что тот же ИнБев "усредняет" вкус в принципе. То есть если раньше “Старопрамен” чешский и наш разнились, но чем дальше, тем больше становятся похожими. Но не клинский “Старопрамен” подгоняют к уровню пражского, а пражский усредняют до “общеевропейского”. Возможно это новая беда... Александр
Иджон: С.П. Поглощения и слияния пивных бизнес-структур, в результате которых торговые марки потеряли то, из-за чего они когда-то и были созданы — свою настоящую историю, легенду, узнаваемый символ происхождения и оригинальности, спровоцировали внутренний протест. Ведь первоначальный смысл торговой марки (быть клеймом, идентифицирующим производителя, говорящим об уникальности продукта) — очевидно потерялся во время бизнес-войн последних десятилетий. Кто теперь может сказать, чем отличаются десятки современных евролагеров друг от друга кроме этикеток и пустозвонных слоганов в рекламе? Конкуренция стала глобальной, отличия — минимальны. В отрасли пивоварения этот вопрос особенно наболел и в конце концов вылился в одну весьма интересную идею. Нам, “хиппи от бизнеса”, не повлиять на их игры, но ведь мы можем поиграть и в свои, не так ли? Если уж проблемно купить настоящее, да раз и само настоящее не всегда таковым является, почему бы не сварить еще более настоящего — а именно своего? С появлением интернета, блогосферы, все общество получило возможность общения, широкого освещения своих интересов, своей продукции в том числе. Кто-то выкладывает в сеть уникальные рецепты, кто-то — свои произведения, кто-то изображения коллекций. Совершенно разумно, что и производство своего продукта имеет интересные перспективы и располагает к развитию. Ведь многим-многим людям очень интересно делать (производить) что-такое, что на голову выше и интереснее чего-то магазинного. Отличие ее от коммерческого аналога очень позитивно в том смысле, что индивидуальные производители или их группы не спорят между собой за право присутствия на рынке. Потому что рынка-то и нет в традиционном его понимании, но инфо-сфера есть, и она вполне реальна. Вот так и появилась идея HomeMark (мой термин, по-русски — Домашняя марка). А заодно и идеи создания реестра локальных оригинальных национальных производителей и организации по их защите от поглощений. Идея HomeMark замечательна тем, что я создаю некоммерческую альтернативу целому понятию Торговой марки (Trade Mark), т.е. формируется совершенно новое пространство, но уже Марки домашней. С очень заманчивыми, хоть пока и туманными, перспективами. И, конечно же, с определенными большими вопросами. И, надеюсь, большим будущим … Владимир Драсков: Александр
Иджон:
. |