Сергей Пронин
Интервью для портала «Библиотеки
центра Москвы»
ГБУК г. Москвы «ЦБС ЦАО»
Доброго
солнечного и поистине весеннего дня вам, дорогие
читатели. Сегодня мы познакомим вас с ещё одним
героем, который был связан с библиотекой. В
прошлом году он проводил ряд мероприятий по
творческому восприятию (умению считывать так
называемую "визуальную метафору") в
библиотеке №12 имени Бунина. Спустя почти 12
месяцев мы поговорили с Сергеем Прониным,
кандидатом социологических наук, владельцем
ProDesign™, автором книг и сборников статей о дизайне,
о его прошлом, будущем и творческом.
Беседовал ваш бессменный автор, Кристина
Кузьминова.
К.К.: В прошлом году ты проводил мастер-класс
по творческому восприятию для всех киношников и
не только. Посещал ли ты сам подобного рода
интенсивы или полноценные образовательные курсы?
Сейчас крайне модно учиться “мыслить
креативно” - к сожалению, часто именно в кавычках.
С.П.: Подобный семинар я выслушал лишь раз в жизни,
это был первый семинар, который для нас проводил
Христо Кафтанджиев, великолепный теоретик
рекламы, автор многих замечательных книг о
семиотике в рекламе, об интересной подаче, о
рекламном тексте. Семинар этот хотя и был
единственным, но оказался столь зажигательным
для меня, что уже через месяц или два, анализируя
сотни образцов рекламы, я смог выпустить свою
первую книжку о рекламе на эту тему. С тех пор мы
часто общались с Христо и проводили совместные
семинары (в АМИР, Академии маркетинга и рынка).
По поводу того, чтобы “мыслить креативно” надо
всегда поправлять от просто модных словечек в
сторону здравого смысла, мыслить нужно творчески,
т.е. развивать своё воображение, способность
сопоставлять, синтезировать, делать выводы и в
итоге получать новые смысловые конструкции. А
куда это применить - уже второй вопрос, например,
для какой-то рекламной кампании или при прогулке
и общении с ребёнком, чтобы развивать его
способность мыслить подобным образом. Это в
прямом смысле делает жизнь интереснее, мы
становимся более наблюдательными, больше
размышляем.
К.К.: Очень интересно. А какой у тебя самого
опыт в роли преподавателя или лектора?
С.П.: Первые семинар экспромтом провёл тогда же,
на семинаре Христо Кафтанджиева в 2001-м, просто
решив поделиться с лектором и аудиторией и
своими картинками на тему синтезирования
образов, творческого восприятия. Христо с
большим интересом предоставил мне полчаса
дополнительного времени. А первый семинар по
приглашению провёл в 2002-м, в Санкт-Петербурге, в
ЛенЭкспо. С тех пор было проведено более 20
мероприятий, некоторые семинары длились по 8-10
часов (в Челябинске и Магнитогорске), но обычно -
2-3 часа. Семинары проводились, кроме того, в Киеве
на КМФР (фестиваль рекламы), в Британской школе
дизайна, в Плехановке, в РАГС, в АМИР, МГУ им.
Огарева и пр.
К.К.: Расскажи нашим читателям, пожалуйста,
вкратце том, чем занимается твоя компания ProDesign.
С.П.: Для начала: моя компания - это я один. А
занимаюсь тем же, чем и 20 лет назад: дизайном и
рекламой, визуальными и вербальными
коммуникациями.
Основной фронт: дизайн и любая полиграфия,
иллюстрирование, упаковка, айдентика, фирменный
стиль, названия и слоганы. В последние года 3-4
образовалась некоторая специализация: дизайн
для пивной индустрии, поскольку сам варил пиво,
делал свой “хоумбрендинг” (выпускал этикетки,
декели, футболки свой домашней марки пива, о чем
писали журналы Смена и Гастроном еще в 2007-8 гг.).
Так получилось, что узнал многих людей в этой
индустрии, с которыми сложились отличные
отношения.
Профессионально интересны также: графика и
живопись, скульптура, орнаменты, история
искусств, резьба, да можно долго перечислять.
К.К.: Каков же был путь, коим ты пришёл ко
всему, что так долго перечислять? Где и как ты
приобрёл свои дизайнерские способности - или же
это у тебя “врождённое”?
С.П.: “Врождённое” - это заблуждение, я считаю.
Есть среда, есть ты сам; если всё так складывается,
что возникает интерес и растёт опыт, то и
результат, как правило, обязательно будет.
Со второго курса института я параллельно
устроился в газету, в рекламный отдел, где и
проработал 4 года, получил очень хороший
стартовый багаж, ну, и поскольку от этого дела я
буквально фанател, то происходило и более
качественное саморазвитие. Специальных высших
заведений не оканчивал, да их и не было в моем
городе (в Саранске). Была крупнейшая газета с
тиражом в 60 000 экз. при 300 000 жителях города, в ней и
было всё наработано чистой практикой и
самостоятельным желанием развиваться.
К.К.: Конечно, было бы желание и страсть к
творчеству. Есть ли какие-то именитые (или
малоизвестные) дизайнеры, конкретные работы,
которые тебя всегда по-настоящему вдохновляли и
мотивировали? Буквально пара-тройка примеров.
С.П.: Первый супер-специалист, работы которого
меня восхищали, безусловно, это Алексей Соловьёв,
работавший тогда арт-директором в студии
Лебедева. Когда я только начал что-то делать в
фотошопе 3.05 (к слову сказать, я и сейчас в нём
работаю, спустя 20 лет - и это не шутка) - Алексей
уже тогда делал великолепные коллажи для обложек
журнала “Итоги”, имел свою галерею
замечательных работ. Ну, и когда получилось
приехать в гости к нему, в лебедевскую студию, то
это был очень вдохновляющий для меня момент! А в
целом тогда ещё не было такой лавины информации,
как сейчас. Была переведённая книга Бове и Аренса
“Реклама”, из которой примерно складывалось
понимание, какой может быть интересная
“креативная” реклама. Ну и как же забыть
гениального фотографа нашей газеты, Юрия Кемаева,
который, я так полагаю, и преподал мне самый
первый урок “креативного восприятия”: показав
на цветок в горшке и спросив, что я там вижу. Юра к
этому моменту был существенно пьян, но это не
имело никакого значения. Я долго таращился на
растение, после чего он сказал: «Видишь, вот тут
страус, а вот тут тигр?». И я увидел страуса и
тигра! Определённо, листва так складывалась,
действительно, что образ возникал внезапно и
ясно!
К.К.: Все эти визуальные практики нередко
применяются в кинематографе - в его искусственно,
но и искусно созданной иллюзорности. Думающие
зрители, киноведы и кинокритики выискивают,
высматривают в полотне того или иного фильма
предмет, который символизирует то-то, и говорит
вот это о герое - и всё в таком духе. Применял ли ты
свои навыки в процессе создания предметов
киноискусства? (Мастер-класс в библиотеке имени
Бунина проходил в рамках серии интенсивов и
мероприятий от фонда сценаристов КИТ для
начинающих и продолжающих сценаристов и
редакторов. - прим. ред.)
С.П.: Киноиндустрия для меня безумно интересна и
столь же закрыта. У меня нет и минимального опыта
работы в этой сфере, что, конечно, никак не мешало
рассказать людям этой индустрии, как может быть
обыграна ситуация кадром, как можно одной
метафорой сказать многое, притом более
чувственно и эффектно. Уметь видеть и наблюдать -
это то, что поможет человеку любой сферы
визуального пространства — в фотографии, кино и
театре, в статике и динамике, т.к. образ тем и
интересен, что своей мимолетностью,
однокадровостью, способен нести гораздо более
длительный смысл, живущий уже в нашем восприятии.
К.К.: Можно ли, как ты считаешь, воспитать в
себе это самое творческое восприятие, которое
будет работать всегда, просто 24/7? Ты такой идёшь
по дороге и каждый камешек видится тебе в каком-то
особенном свете. И, если да, то так ли это нужно?
Нет ли риска потерять рассудок от этого
перманентного творческого потока?
С.П.: Не стоит представлять человека подобным
сумасшедшим, нет! Можно провести нечто вроде
уличного семинара. У меня была такая идея, с
небольшой группой - идти просто по московским
улицам и анализировать рекламу - чтобы
собеседники-студенты сами рассказали, что тут
плохо, а что - хорошо, увидели вокруг интересное и
пояснили, почему это интересно, а также какие
ассоциации и истории можно здесь сложить. Но
специально нагнетать свой мозг принудительными
ассоциациями так, чтобы голова кипела, - такого не
бывает. Например, вчера шли с сыном в художку,
посреди лужи торчал прямоугольный обломок плиты.
Чистый крокодил! Конечно, ребёнку и самому
интересны такие игры. Далее прошли - жёлтый
газовый баллон закопан в землю так, что торчит
лишь полметра с округлой верхушкой. Сейчас бы
нарисовать глаза - и получится Миньон из мульта
“Гадкий я”! Разве ребёнку не интересно?
Там же у стены дома растет дерево, рядом с фонарем;
вечерами фонарь светит таким образом, что дерева
не видно, а его тень, огромная и густая,
расползается во всю стену дома. Дерево-призрак!
Этот навык просто становится более естественным
и никак не забивает привычного ритма жизни. То
есть, ты не пытаешься увидеть в каждом камешке
что-то необычное, но легко выхватываешь из
картины жизни что-то необычное. Детям это
особенно важно показать - это помогает
придумывать. Да и многим взрослым не помешало бы.
К.К.: Это точно. Говоря о взрослых -
собираешься ли ты проводить какие-то мероприятие
в ближайшее время в библиотеках и не только?
С.П.: Таки приглашайте! Почему нет? Можно будет
найти свободное время, думаю.
К.К.: Обязательно. И напоследок - знаешь ли ты
какую-нибудь библиотеку с крутым, необычным
дизайном? Как бы ты оформил библиотеку (коротко -
стиль, пара крупных деталей и характеристик)?
С.П.: А зачем библиотеке необычный крутой дизайн?
Оригинальничанье не должно быть самоцелью, всё
должно быть подчинено идее. Идея библиотеки -
хорошие книги, удобство, комфорт и покой. Здесь я
очень консервативен, мне безумно нравятся
библиотеки в замках и больших домах. Много книг,
полки, лесенки, большое окно, столик, стул,
пожалуй и всё.
К.К.: Ну, и у нас всё. Спасибо за
увлекательнейшие рассказы. До новых встреч!
С.П.: Пока!
БИБЛИОТЕКИ ЦЕНТРА МОСКВЫ
ГБУК г. Москвы «ЦБС ЦАО»
cbscao.ru
© Сергей Пронин, 2017 | www.prodesign.ru | sergey@prodesign.ru
|