|     
    Сергей Пронин 
    ABSOLUT HITROVKA  
    (прогулочный очерк)
      
      
     
    В первую летнюю субботу решил поехать на
    Хитровку. Удивительное дело, после прочтения
    всего, что написал Владимир Гиляровский, я теперь
    не могу Москву наблюдать просто так, обязательно
    закрадываются вопросы: а что здесь происходило в
    то время, что изменилось. Это же, впрочем,
    касается и людей, попадающих в московское поле
    зрения. 
     
      
     
    Иду по Солянке, сворачиваю в Подколокольный
    переулок, мимо церкви Святителя Николая. На
    ступенях у ворот нищий, то ли спит, то ли нет.
    Наверняка, лет через двести, когда по улицам
    будут проноситься аэротакси, он будет сидеть
    здесь же.  
     
      
     
    Народу почти нет, изредка проедет автомобиль. А
    вот и цель моего визита — Хитровка. Постоял с
    пару минут, подышал воздухом, которым дышали
    хитрованцы сотню-полторы лет назад. Пух летит по
    всему небу, солнце яркое, но не жаркое, — сильный
    ветер с ночи гуляет по Москве и гнет ветви
    тополей, сдувая с них пушистое семя, словно с
    одуванчиков. Слева тянется 2-этажный дом Ярошенко,
    в котором находился трактир «Каторга».  
     
      
      
     
    «Каторга» была здесь! Стоишь рядом и в памяти
    стремительно пролистываются страницы
    прочитанных книг: «Москва и москвичи», «Трущобные
    люди», газетные корреспонденции. Удивительные
    эмоции переживаешь. Не знаю, изменился ли с тех
    пор ярошенковский дом, но такое ощущение, что
    вряд ли. Как бы к тому в подтверждение разбитые
    окна и растрескавшаяся штукатурка. На форточках
    паутина, обрывки каких-то веревок, стекла мутные
    и непроглядно черные. Странно, что сейчас никому
    не приходит в голову мысль возродить знаменитые
    трактиры (еще «Сибирь» и «Пересыльный»), с
    фотографиями тех времен, отрывками из книг,
    портретами известных современников, вышло бы
    чрезвычайно интересно! Я бы не отказался
    пропустить кружечку пива в таком месте, только
    чур без «малинки»! :) 
     
      
     
      
     
      
     
    Хотел пройти далее, к дому Буниных, — вдруг бежит
    парень в светящейся лимонной жилетке и машет
    рацией: 
    — Нельзя, нельзя, фильм снимаем! 
    Смотрю, и вправду, старенький грузовик, толпа
    народу с камерами и сундуками. Думаю, дай, тогда
    обойду с другой стороны. Сама площадь находится в
    стадии застройки каким-то объектом — высокая
    ограда, у ворот пожарная машина, люди таскают
    толстенный шланг. Лишь мельком можно заглянуть
    внутрь, да и ничего там интересного увидеть не
    пришлось. 
     
    Со стороны Подколокольного все как-то тоже
    необычно: стоят автопоезда, новенький зеленый 407-й
    «Москвич». Рядом 21-я «Волга», в таком же идеальном
    состоянии. Тоже люди из съемочной группы. Прохожу
    мимо Певческого и Петропавловского переулков (по
    ним пройдусь позже), мимо желто-серого дома
    Румянцева (именно в нем находились два других
    знаменитых трактира из хитровской троицы. Теперь
    это офисное здание, завешанное кондеями, что,
    конечно, сильно уродует вид улицы. 
     
      
     
    Если бы не знать, какой дом на этой площади — «Утюг»,
    я бы однозначно сегодня назвал тот, что стоит на
    стрелке Певческого и Подколокольного. Ну не то
    чтобы старый утюг, но новенький утюжок — точно, —
    симпатичный штукатуренный особнячок, за которым
    ютится австралийское посольство. Однако старый
    настоящий дом-«утюг» стоял через переулок, на
    стрелке Певческого и Петропавловского, и к
    нашему времени не сохранился. На  месте «Утюга»
    сейчас домина с офисом какой-то риэлторской
    конторы под нелепой вывеской. 
     
    Вдруг ретро-автомобили завелись и покатили
    наверх, к Хитровскому переулку. Я шел туда же.
    Суета — страх, все при деле, кто с важным видом
    несет отражатель, кто чемоданы, кто ковыряется у
    бампера волгаря. По их виду кажется, что
    исключительно все как один отрабатывают видение
    занятости так, как это только возможно.  
     
      
     
    Съемка фильма ведется на углу площади и
    Хитровского переулка. Интересно, вот кадр из
    фильма Сергея Эйзенштейна  «Стачка» от  1924
    года ровно на этом же месте, в кадре можно увидеть
    оригинальные  уличные указатели тех времен.  
     
      
     
      
      
     
    Интересно, что снимают? Этот дом на углу площади и
    Хитровского переулка — часть усадьбы, Лопухиных-Волконских-Кирьяковых,
    здесь ровно 140 лет назад родился Скрябин.  
    Если дом обойти и свернуть влево, можно увидеть
    задние дворы, и Бунинского дома (тот, что между
    угловым и домом Ярошенко). Хотя, в первую очередь
    бросается в глаза табличка МОСХЛЕБМОНТАЖ. 
      
    Да и вокруг много всего
    интересного. Например, свою новую картинку «Абсолют
    Хитровка» я увидел именно в этом дворе. У одного
    из подъездов припаркован красный Кэб, со снятой
    радиторной решеткой.  
     
      
     
    Тишина. В старом доме напротив с древним
    флигельком наверняка живут приведения хитрован-«раков»,
    тех, что безвылазно сидели в своих жилищах и
    перешивали ворованную добычу. Полное запустение. 
     
      
     
    С другой стороны дома очень живописная стена.
    Даже уверен, что вон в том нижнем левом окошке —
    шланбой, торговля алкоголем на вынос, постучал,
    сунул полтинник в молча протяную руку, молча
    получил бутылку «смирновки».  
     
    Поднимаюсь по переулку к Малому
    Трехсвятительскому, дыша историей в полную грудь,
    историей, взахлеб перечитанной со страниц дяди
    Гиляя. Храм Трех Святителей на Кулишках (старое
    название Басманного района) — удивительный
    комплекс. Со стороны переулка стоят две ротонды,
    а выше — еще три, с деревянными главками и
    куполами.  
     
      
      
     
    Примечательно, что в одном из самых злачных
    переулков Москвы есть дом с подъездом, где сверху
    над дверью сияет золоченый герб в виде
    скрещенных топоров. Невольно вспоминаешь банду «Топоры»
    из пародийного фильма Стивена Чоу «Кунфу».  
     
      
     
    На углу с Малым переулком мемориальная табличка,
    прямо над мусорными баками. 
      
    Захожу в дом-стакан, вход
    в двор только очерез узкую арку. Внутри меня ждал
    необычайный перфоманс. В центре вывороченный
    пень в метр длиной, рядом несколько детских
    сооружений. На одном из них, как в корзине, лежит
    паренек лет семи и что есть мочи горланит какую-то
    пенсю в рэп-стиле, а эхо многократно подпевает
    ему. Сначала он кричал на английском, отчего я
    подумал, что это отрывается ребенок экспатов.
    Затем внезапно английский бред сменился русским,
    тут уж я вообще перестал что-либо понимать. В
    добавок ко всему, где-то сверху открылось окно и
    мама прокричала сыну, чтобы он так не орал. Я
    вышел из арки. Интересно все же бывают построены
    дворы, как маленькие замкнутые мирки с арочной
    норкой. По вечерам, должно быть, от скуки они
    глазеют друг другу в окна, да на скрюченный пень,
    который, вполне вероятно, многое мог бы нам
    рассказать. 
     
    На этом  закончу мое хитрованское путешествие.
    В тот день я исходил почти все прихитровские
    территории, забираясь в каждую арку и двор. Но,
    оставлю их описание до следующего раза. Скажу
    лишь, что даже одной такой долгой прогулки
    хватает, чтобы наполно зарядиться особой
    настоящей московской энергией. 
    !!! 
    Кстати, вот ресурс Олега
    Василика http://www.gilyarovsky.ru 
    Человек сделал большой и полезный труд, снабдил
    книгу картами и указателями, отчего при
    прочтении получаешь еще больше информации. В
    свое время, когда сам прочитал книги В.Г.,я не
    видел этого ресурса, и теперь местами
    перечитываю заново. Огромнейшее спасибо Олегу! 
      
    ©  
    Сергей Пронин, 2011  |  www.prodesign.ru
      |  sergey (@) prodesign.ru
     
     
    
  |