Сергей Пронин

Когда они превращаются?

 

Как-то гуляли у дома с детьми. На соседней лавке обосновались тины — девчушки в пестрой шнурованной обуви и парни с обвисшими на задницах штанами, отчего кажется, что они всегда в обделанном по колено состоянии. Веселятся, глушат обычное их возрасту микс-пойло и курят что-то такое же. Один кудлатый привстал и подошел к нам, спросив зажигалку. Озарив полной пацифизма улыбкой, прикурив, обдолбанное и миролюбивое чудо отошло обратно, сильно качаясь.

Мой знакомый, разменявший пятый десяток лет, имеющий взрослую дочь и малолетнего сына, сказал, возвращая зажигалку в карман:
— Знаешь, что мне непонятно... вот когда нормальные дети успевают превратиться в таких дебилов? И когда эти дебилы успевают превратиться опять в нормальных людей? Вот когда?

Я даже не нашелся что ответить, поскольку явственно вспомнил множество ситуаций полуторадесятилетней давности, связанных с собой или своими сверстниками, когда нас, в принципе, так же можно было назвать дебилами за те или иные проступки. Очертить возраст сложно, но где-то с 13-15 и до 18-20. Время недоделанной взрослости и недополученных удовольствий. Когда детская беспечность замешивается со взрослой опасностью, а шалость превращается в преступление.

Конечно, не тогда, когда ты решил помочь маме и прокатил скалкой по ячейкам пельменницы с только что усаженными в них мясными шариками.  Или, будучи чуть взрослее, когда решили испытать охотничью дымовую шашку — этакую консервную банку с серебристой толстой спичкой. И по скрытности характера догадались зажечь ее в гаражах, недалеко от строящегося квартала. После чего в густом едком желтоватом дыму погрязла вся стройка, да и вообще половина микрорайона. Или когда радио втыкаешь в розетку пониже (так же удобнее! — тем более вилка такая же!), а потом, получив подзатыльник,  с провинившимся потупившимся взглядом собираешь оплавленные части корпуса, ой, а вот и динамик... под батарею залетел! А вот и переменный резистор... с ручкой. . Это все нелепое и детское, и такого может рассказать сполна каждый из нас.

Но другое дело, когда четверо одноклассников пьют с тремя синими от наколок ворами в их квартире.
— Мигель, разливай.
И Мигель с вмятым носом, пьяный в дрова, разливает пузырь. А ты играешь на гитаре. И все поют под три дворовых, и чуть ли не меняются крестами. Или когда на лавках стадиона толпой первокурсников отмечаешь чей-то очередной день рождения. И выпиваешь по шесть бутылок темного плотного пива, и как дошел до дому не помнишь. Или когда тебя, после непонятной пьяной потасовки, как есть с двумя пирожными в руках, мильтоны засовывают в автобус с мигалкой. И почти всегда нет виноватых. Кроме тебя и ал-ко-го-ля. Осознаешь все происходящее лишь спустя долгие годы. Бхтымой, какие делались глупости. К счастью, не так часто, но и одной глупости может хватить на всю жизнь. А затем все бесследно прошло. К счастью, потому что для многих просто так не проходит.

Сейчас наблюдаешь за такими же молодыми ребятами и понимаешь, что их бесполезно наставлять в этом возрасте: «Не пить, не курить». Бесполезно. Именно в этом возрасте делается основная часть всего мерзкого, что возмущает людей взрослых: гадят, ломают и портят, в том числе и свою жизнь. Понятно, без самооценки в действиях. Интересно, что этот подготовительный к взрослой жизни возрастной период часто воспринимается родителями как последний выходной перед рабочей неделей: пусть погуляют, набалуются, напоследок. Но раз отсюда и растут ноги, почему бы наоборот не выделить этот возраст в самый-самый критический — вот где и должны быть реализованы самые жесткие запреты до той степени, чтобы впоследствии вошли в нормы жизни, чтобы молодежный алкоголь был настолько же запретной темой как алкоголь за рулем. И не только алкоголь, но и курение, энергетики и всякая подобная модная дрянь, чтобы это воспринималось на уровне наркотиков, а не уровне перекуса и перекура. Может, тогда и дураков станет меньше?

Ведь наверняка эти истины где-то прописаны тысячу раз, что на молодежь влиют основные факторы:

1. Люди — семья, круг общения (кто окружает нас).
2. Информационная и педагогическая среда (что показывают нам, чему учат ).
3. Закон, правовое регулирование (рамки существования).

Общество людей при качественных втором и третьем пунктах способно к саморазвитию, безо всяких конкретных исследований. Т.е. при правильных разумных законах и правильной информационной среде общество начинает развиваться правильно. Но именно второй и третий пункт не решаем обществом на уровне простых граждан. Он обязан быть решен на уровне жесткого умного государственного регулирования. И в особенности — для описанного критического «трудного» возраста — исключайте саму возможность деградации, увеличивайте возрастные рамки, хоть до 25, карайте телевизионщиков, и совершайте массу прочих полезных дел, только делайте жестко и умно одновременно. Возрождающиеся традиции к спорту, пожалуй, единственное, что сегодня радует. Не нужно полумер или псевдомер. Понятно же: если исключить факторы, благодатные для паразитизма, то последнее просто не получит возможности к развитию. Т.е. в итоге и взрослого негатива станет на порядки меньше. Это не может быть не понятно. И разве что лишь аргументами выступят чьи-то большие непахнущие интересы.

P.S.
Хотя вот глупости и сейчас делаются, например, купил комплектный унитазный ершик за 50 долларов. Зачем? Ужасная глупость! В общем, я так и не нашелся что ответить про эти чудесные превращения своему знакомому. Может быть, этот молодой человек в приспущенных штанах через двадцать лет будет президентом нашей страны, кто знает.

 

©   Сергей Пронин, 2010  |  www.prodesign.ru  sergey (@) prodesign.ru