Сергей Пронин
Когда они превращаются?
Как-то гуляли у дома с
детьми. На соседней лавке обосновались тины —
девчушки в пестрой шнурованной обуви и парни с
обвисшими на задницах штанами, отчего кажется,
что они всегда в обделанном по колено состоянии.
Веселятся, глушат обычное их возрасту микс-пойло
и курят что-то такое же. Один кудлатый привстал и
подошел к нам, спросив зажигалку. Озарив полной
пацифизма улыбкой, прикурив, обдолбанное и
миролюбивое чудо отошло обратно, сильно качаясь.
Мой знакомый, разменявший пятый десяток лет,
имеющий взрослую дочь и малолетнего сына, сказал,
возвращая зажигалку в карман:
— Знаешь, что мне непонятно... вот когда
нормальные дети успевают превратиться в таких
дебилов? И когда эти дебилы успевают
превратиться опять в нормальных людей? Вот когда?
Я даже не нашелся что ответить, поскольку
явственно вспомнил множество ситуаций
полуторадесятилетней давности, связанных с
собой или своими сверстниками, когда нас, в
принципе, так же можно было назвать дебилами за
те или иные проступки. Очертить возраст сложно,
но где-то с 13-15 и до 18-20. Время недоделанной
взрослости и недополученных удовольствий. Когда
детская беспечность замешивается со взрослой
опасностью, а шалость превращается в
преступление.
Конечно, не тогда, когда ты решил помочь маме и
прокатил скалкой по ячейкам пельменницы с только
что усаженными в них мясными шариками. Или,
будучи чуть взрослее, когда решили испытать
охотничью дымовую шашку — этакую консервную
банку с серебристой толстой спичкой. И по
скрытности характера догадались зажечь ее в
гаражах, недалеко от строящегося квартала. После
чего в густом едком желтоватом дыму погрязла вся
стройка, да и вообще половина микрорайона. Или
когда радио втыкаешь в розетку пониже (так же
удобнее! — тем более вилка такая же!), а потом,
получив подзатыльник, с провинившимся
потупившимся взглядом собираешь оплавленные
части корпуса, ой, а вот и динамик... под батарею
залетел! А вот и переменный резистор... с ручкой. .
Это все нелепое и детское, и такого может
рассказать сполна каждый из нас.
Но другое дело, когда четверо одноклассников
пьют с тремя синими от наколок ворами в их
квартире.
— Мигель, разливай.
И Мигель с вмятым носом, пьяный в дрова, разливает
пузырь. А ты играешь на гитаре. И все поют под три
дворовых, и чуть ли не меняются крестами. Или
когда на лавках стадиона толпой первокурсников
отмечаешь чей-то очередной день рождения. И
выпиваешь по шесть бутылок темного плотного пива,
и как дошел до дому не помнишь. Или когда тебя,
после непонятной пьяной потасовки, как есть с
двумя пирожными в руках, мильтоны засовывают в
автобус с мигалкой. И почти всегда нет виноватых.
Кроме тебя и ал-ко-го-ля. Осознаешь все
происходящее лишь спустя долгие годы. Бхтымой,
какие делались глупости. К счастью, не так часто,
но и одной глупости может хватить на всю жизнь. А
затем все бесследно прошло. К счастью, потому что
для многих просто так не проходит.
Сейчас наблюдаешь за такими же молодыми ребятами
и понимаешь, что их бесполезно наставлять в этом
возрасте: «Не пить, не курить». Бесполезно. Именно
в этом возрасте делается основная часть всего
мерзкого, что возмущает людей взрослых: гадят,
ломают и портят, в том числе и свою жизнь. Понятно,
без самооценки в действиях. Интересно, что этот
подготовительный к взрослой жизни возрастной
период часто воспринимается родителями как
последний выходной перед рабочей неделей: пусть
погуляют, набалуются, напоследок. Но раз отсюда и
растут ноги, почему бы наоборот не выделить этот
возраст в самый-самый критический — вот где и
должны быть реализованы самые жесткие запреты до
той степени, чтобы впоследствии вошли в нормы
жизни, чтобы молодежный алкоголь был настолько
же запретной темой как алкоголь за рулем. И не
только алкоголь, но и курение, энергетики и
всякая подобная модная дрянь, чтобы это
воспринималось на уровне наркотиков, а не уровне
перекуса и перекура. Может, тогда и дураков
станет меньше?
Ведь наверняка эти истины где-то прописаны
тысячу раз, что на молодежь влиют основные
факторы:
1. Люди — семья, круг общения (кто окружает нас).
2. Информационная и педагогическая среда (что
показывают нам, чему учат ).
3. Закон, правовое регулирование (рамки
существования).
Общество людей при качественных втором и третьем
пунктах способно к саморазвитию, безо всяких
конкретных исследований. Т.е. при правильных
разумных законах и правильной информационной
среде общество начинает развиваться правильно.
Но именно второй и третий пункт не решаем
обществом на уровне простых граждан. Он обязан
быть решен на уровне жесткого умного
государственного регулирования. И в особенности
— для описанного критического «трудного»
возраста — исключайте саму возможность
деградации, увеличивайте возрастные рамки, хоть
до 25, карайте телевизионщиков, и совершайте массу
прочих полезных дел, только делайте жестко и умно
одновременно. Возрождающиеся традиции к спорту,
пожалуй, единственное, что сегодня радует. Не
нужно полумер или псевдомер. Понятно же: если
исключить факторы, благодатные для паразитизма,
то последнее просто не получит возможности к
развитию. Т.е. в итоге и взрослого негатива станет
на порядки меньше. Это не может быть не понятно. И
разве что лишь аргументами выступят чьи-то
большие непахнущие интересы.
P.S.
Хотя вот глупости и сейчас делаются, например,
купил комплектный унитазный ершик за 50 долларов.
Зачем? Ужасная глупость! В общем, я так и не
нашелся что ответить про эти чудесные
превращения своему знакомому. Может быть, этот
молодой человек в приспущенных штанах через
двадцать лет будет президентом нашей страны, кто
знает.
©
Сергей Пронин, 2010 | www.prodesign.ru
| sergey (@) prodesign.ru
|