Сергей Пронин

«Дерьмо и конфеты»

В народе популярно такое выражение — сделать из дерьма конфетку.
Однако надо помнить, что форма не меняет содержания.


Более того, на практике чаще протекает процесс обратный — с непосредственным участием заказчика. Причем те конфетки с большой вероятностью будут продаваться в любых фантиках — на запах что-ли идет наш массовый покупатель?

Эпизод  первый. «В лучах славы». Стояла задача сделать две картинки: для подзарядки мобильника от обычной бытовой розетки и для автоподзарядки. Упаковка — овальная картонная основа с вставкой из прозрачного пластика. Для первого идеально было бы предложить следующее решение: в нужном месте вырубается две дырки под штырьки штепселя, зарядка втыкается в отверстие — т.е. в упаковке отражена суть использования устройства, что и являлось бы тем самым настоящим креативом. Но всегда найдутся сложности (реальные или выдуманные), в данном случае мне дали понять, что дырки — деньги; новая формовка пластикового покрытия — тоже деньги. Допустим, есть причины так не делать. Но зачем вдруг настаивать «чтобы из розетки как бы били лучи». Да светится имя твое... Естественно, со второй картинкой я не дожидаюсь клиентского креатива и иду фотографировать салон автомобиля (и шепчу мантры, чтобы не дай бг, никакие лучи не забили из-под сидений). Или еще откуда. И с удивлением наблюдаю, что на протяжении пяти лет именно этими зарядками завалены все торговые точки. И товар, разумеется, хорошо продается. Общался с продавцами.
— Да, отлично продается!
— Что, серьезно?
— Да. А почему вы спрашиваете?
Вот тут я стал понимать, что нашего потребителя ничем не напугать. Если уж признать, что дизайн упаковки влияет на продажи, то надо также признать и другое — никто в точности не знает, как он влияет. Фасовать ли в пакетики по пять копеек или формованный пластик по три доллара?   На момент 2009 года компания изменила форму упаковки на прямоугольную. Как продается — не знаю, надо спросить. Наверняка, разработчики нового дизайна вертели в руках овальные пачки «с лучами», качали головой и приговаривали — и где вы только таких дизайнеров находите... лучи из розетки!

Эпизод второй. «Старые макеты». Однажды ко мне обратилась давняя знакомая. Компания — издательство бизнес-бухгалтерских журналов, одно из тех издательств, сущестование которых для меня является большой загадкой. Ведь как-то можно продавать страшные черно-белые журналы, дорого, по подписке,  иногда с материалами от совершенно неизвестных авторов! В те годы я впервые понял, как плохо иметь заказ от знакомой-подчиненной, а не знакомой-владелицы бизнеса. Задача состояла в оформлении целой серии журналов. Количество вариантов обложек росло в странной для меня прогрессии. «Гспди, какой хренью только не приходится  заниматься!» И поругаться нельзя — все-таки есть ответственность за работу и рекомендации этой подруги, и одновременно лопалось последнее терпение — работа превращалась в редкое то, под чем подписываться совсем не хотелось. И вот, я уже позабыл мученическую историю с этими журналами (кончилась она тем, что работу я таки сдал, конечно, не афишируя проклиентский «креатив» , но оставив «в столе» приличное количество добротных макетов), как в один прекрасный день звонит та самая знакомая и спрашивает — не возьмусь ли я за разработку знака к статьям журнала.
— А что, журналы еще издаются?
— Да, все отлично.
— И конечно в том же виде?! — я очень удивлен.
— Ну ты же сам сделал это гавно.
— Минуточку!..
— Ну ты же дизайнер, раз ты такой грамотный, то почему ты не сделал хороший макет?
— Минуточку!!!
— Скажи, а у тебя остались старые макеты?
— Ты зачем спросила?
— Ну так...

Эпизод третий, выдуманно-финальный. «Случай в операционной».
— Доктор, вот здесь швы пожалуйста сделайте тоньше, вот тут уберите совсем, а здесь можно кружочком?
Поначалу доктор пытается помочь пациенту. Но вскоре понимает, что пациент безнадежен. После очередного взмаха скальпелем по науськиванию больного, клиент дергается и замирает.
— Доктор, что вы наделали?! Вы убили его!

Когда клиент отказывается от моих гениальных идей, я всегда думаю с некоторым возвышенным придыханием: «ах, если клиент хочет умереть — не надо ему мешать в этом...». Самое смешное, что он, черт его дери, не умирает. Придумает, сделает сам какое-то ... или вернее какую-то... И не умирает! Он в этом смысле вообще бессмертен! То есть, вот есть такая категория клиентов (и товаров), которым дизайн ровно и параллельно. В любых ситуациях. Да и надо ли им отделять конфеты от, пардон, котлет?

Хотите сладкого?

 

©   Сергей Пронин   |  www.prodesign.ru  sergey (@) prodesign.ru