Сергей Пронин

Money for nothing

Этот рассказ возник в продолжение рассказа «О бизнес-культуре». Названия ему все не приходило, как вдруг в колонках зазвучал знакомый ритмичный «дисторшн» из знаменитой песенки моих любимых Dire Straits.

— И еще тридцать тысяч мы отдали за сео-копирайтинг.
— Сео-копирайтинг? А что это?
— Понятия не имею!
Такое ощущение, что людям доставляет удовольствие — услышать новое модное словечко, отвалить денег и затем с гордостью об этом рассказывать.
Директор продолжает.
— Ну... мы платим за обслуживание столько-то, а за продвижение столько-то.
— И что вам там обслуживают, за эти деньги?
— Ой, да я не разбираюсь в этом, следят, чтобы все работало.
— А, ну да, это нужное дело.
Платить не знаю кому, не знаю за что.
Клиент продолжает:
— А за баннеры скидочка будет? Ведь их несколько планируется.
— Со ста долларов за ресайз-то? Скидку? Хотите до семидесяти?
— Ну хотя бы.
— Хотя бы?
Это был юмор. Какие вы экономные... потратить неизвестно куда 150 000, но выклянчить десятку — святое.

Или:
— К сожалению, мы уже заплатили им сто двадцать тысяч, сами не рады. И поэтому теперь можем потратить на проект максимум сорок.
То есть, развелись по полной и теперь вынуждены экономить. Да, бывает.

Или:
— Нам посоветовали сделать рестайлинг. Вот, можете оценить.
Бохтымой!

Или:
— А сайт нам, знаете, где сделали? Слыхали таких? Правда, — продолжает горделивый начальник, — не совсем понятно, за что мы платим такие суммы ежемесячно.
Ну так подумайте, хоть разок напрягитесь, хотя... нет, не думайте... все у вас хорошо.

Или:
— Как вам сказать, понимаете, для меня потратить пятьсот евро на обед в ресторане — обычное дело.
Ага.. именно поэтому тот небольшой заказик на те же пять сотен вы не можете оплатить второй месяц?

Если бы клиент относился так же и к личному. Например, пообедать не за пятьсот евро, а за два. Или устроить голодовку на полдня... Перебиться там парой «сосисек», но оплатить любимому исполнителю макет вовремя (ведь когда вам было срочно, он делал срочно). Плеснуть компоту вместо того аперитива, и оплатить еще что-либо по мелочи. Было бы интересно, да. Прямо, рыцарская щедрость! Но нет, мы едим наши жульены по-честному. А исполнитель подождет. А у нас обед. Жульены вона стынут. Хотя, уверен, у некоторых персонажей с подобными аппетитами на деле все проще, чем на словах (возможно, и не пятьсот, и не евро... хорошо, если не доширак в тумбочке). А представьте, что в ваш чудный салат вместо свежей красной рыбы настругали не очень красной и не очень свежей? А что — клиент же голоден, он съест. Дорогого вина? «Нате» дешевого! Вы же все равно не разберете, у вас обед. Овощи-фрукты? Да, только что с грядки. Сок? Да, конечно, только что отжали. Кушайте-запивайте, не отвлекайтесь. Вы никогда не знаете, за что вы платите. И не узнаете.
В еде вам важнее, чтобы она стоила пятьсот евро. А в разговоре со мной — чтобы я это услышал. На самом деле — вы «хаваете» так же, как любой другой из «пипл». Вы самый обычный премиум-пипл.

Вы наелись, заплатили и ушли. Но подумайте, почему вы пришли в этот ресторан и  потратили здесь деньги. Ведь кто-то хорошо постарался для этого. Чтобы вы увидели вывеску с интересным названием, чтобы интерьер показался уютным, персонал услужливым, а вина достойными. Чтобы продукты были свежими, а реклама — манящей. Чтобы холодильники (вспомним грузчиков из клипа) и цветные телевизоры были исправны и стояли на своих местах. И так до бесконечности. В любом деле. И это большой труд. Но что, если все эти люди, которых вы видите и не видите, в один прекрасный момент начнут экономить на вас, жадничать на чувствах и времени? Ах, как сразу все становится понятно. Деньги ни за что? И ни для чего.

Представьте себе скрежетащий механизм, в котором нужно бы смазать маслом все передачи и оси, но вместо этого до блеска обмаслен лишь корпус — смотрите, мы по уши в масле! Сколько такой показной, гнилой, одноразовой роскоши мы встречаем вокруг каждый день.

Это все мелочи, из которых состоит нечто глобальное. Удивительно, сколько существует компаний, которые тратят деньги в никуда (по причине ли человеческой глупости, жажды понтов, ленности, или всего этого одновременно) и черпают из ниоткуда (наверное, бизнес-гении?). При том, они не только существуют в вечности стереотипов, но умудряются существовать и в настоящем времени. И только позже открывается истина: многонулевые долги, откатноотмывочные станки, неисчерпаемоископаемые ресурсы и прочие волшебства современного бизнеса, да что там — формы существования в целом.

Get your.. или Give your.. — вот в чем вопрос. Взять или отдать. Да и свое ли? А вам вообще это важно? Ведь это все Money for nothing.

 

©  2009 Сергей Пронин   |  www.prodesign.ru  sergey (@) prodesign.ru