Сергей Пронин

«Мотивы, которые мы выбираем»

Ай лайк ту мууу-мууу. Ай лайк ту мууу-мууу.

Когда подходишь к Арбату со стороны Ленинской библиотеки, нельзя не заметить огромное электронное табло на крыше знаменитого ресторана «Прага». Что там вертелась за информация в тот раз — какая-то нелепая и страшная видео-реклама (бывает ли она вообще когда-либо красивой, на этих табло?). Я вспомнил про свою панораму Праги, отснятую и смонтированную в кольцо, еще несколько лет назад. И подумал, а как бы замечательно этот файлик смотрелся на табло — медленные движения красных черепичных крыш, шпилей замков, красота. Прямо замечтался, так уж мне понравилась идея.

— Ну и чо?
На меня смотрело мертвое лицо управляющего. «Да ничо...» Крутите дальше. Вот если бы я сказал, у меня есть для вас рекламодатель «VIP-услуг» с большим бюджетом, вот тогда бы у него загорелись глаза (большой бюджет, это как большие сиськи). Но пораскиньте чуть-чуть мозгами, вы хотя бы можете сделать красивые паузы между тупой рекламой из этого ролика.
— Му-уу...

Ресторан «У Швейка». Извините, это вот то нелепое чучелко у входа, надо думать, и есть главный герой заведения? А что-то еще есть в этом огромном ресторане с несколькими залами, связанное с названием? С таким же успехом, ресторан можно было бы озаглавить любыми другими словами. Например, «У Герасима».
— Давайте кое-что придумаем, чтобы посетителям было интересно не только пить-есть, но и просто быть здесь. Есть много идей, вот таких, и таких! И еще таких!
— Му-уу...

Как не живописуй ЗАГС, хоть ставь экстендеры у входа, вешай перетяжки, хоть как рекламируй, бракосочетаться чаще не станут. Да и то, как только появляется альтернатива, конкуренция, публика сразу и здесь начнет выбирать — где лучше жениться, или даже умирать — ага, Вань, вот тут поприятнее! Ресторан в большом городе — не ЗАГС и не похоронное бюро в деревне. Атмосфера и всякого рода «зазывалки» становятся очень важны. Речь-то, понятное дело, не лишь о ресторанах, а о многих-многих бизнесах вообще, в которые попали странным образом странные люди. И вот эти их отушевляющие флюиды распространяются на соседний персонал, на когда-то доброе имя компании, на характер ее развития, и в конце-концов на потребителей. И чем выше сидят эти люди, тем более разрушительно их мууу-воздействие.

Крупнейший поставщик морепродуктов. Настенный календарь. Десяток видов промысловых рыб и других морских вкусностей. А давайте сделаем календарь в настоящей веревочной сетке, рыбы в сети! (за сеткой изображение рыб, согласно каждому месяцу).
— Сетке?
— Да, в сетке. Разве это не на порядок интереснее прошлогоднего календаря на обычной кальке?
— Му-уу...

Крупный металлоперерабатывающий комбинат. «Мы хотим уйти от совка!» Ребята, ну так уходим, есть вот такие идеи. Причем, оцените плюсы — какие перспективы на рекламную кампанию, любые имиджевые материалы, к любым событиям и выставкам! Конкуренты кинутся в свои печи от злости.
— Ты знаешь, да... это красиво, но если честно, мы ни х%* не поняли, особенно генерал.
— Что, возвращаемся к тому проходному варианту?
— Му-уу...

Крупнейший разработчик клеевых технологий. Стиль, частный вопрос визитки. Давайте сделаем вот так — этого еще никто не делал. Интересно и недорого. Скоро выставки, не хотите произвести впечатление уже начиная с визитки?
— Му-уу...

И вот такое «му» раздается все чаще и чаще, в вопросах больших и пустяковых. И ладно, если бы существовали объективные причины не мычать. Персонал редко мотивирован на что-либо, кроме собственно получения зарплаты (и страховки своей кормушки). Бывают ли сотрудники, мотивированные на что-то еще? Ну там, например, на решение вопросов по существу, обдумывание идей, т.е.  на любое то, чего очень бы ждал главный от подчиненного, или рынок от игрока? Конечно, не в смысле поднагадить ближнему своему. В современной офисной иерархии такого просто не может быть.  
Хочешь что-то предложить? — Да кто ты вообще такой, чтобы тебя слушать?
Хочешь что-то предложить? — Выполни тогда и мою работу.
Хочешь что-то предложить? — Не лезь на мое место!
— Эй, а почему ты ничего не хочешь предложить? Я тебя спрашиваю!

Особенно это характерно для недогенералов — офисных капитанов и майоров, разного рода коммерческих и прочих недоначальников. Им всем очень страшно будоражить «верхи» по вопросам, не указанным в повестке. Да ведь потом на эти вопросы с них потребуют ответы... А над ответами надо думать. Короче, целое дело. «А у нас и так все хорошо». А что генералы? Да-а... сотрудники совсем не мотивированы... тупы, ленивы. (А что, не правда?) А сами, генералы? Или дегенералы? Смесь жадности, сытости и усталости.

В организме компании полимеризуются целые цепочки из подчиненных и руководителей разного уровня, воообще никак не заинтересованных в какой-либо активности. Если человек оформляет бумаги, он не думает, как сделать процесс умнее и проще. Если ищет клиентов, он может годами прозванивать существующую базу. Если управляет, то обычно по принципу — пока я работаю, компания еще не успеет загнуться. Замкнутый круг. «Мне не платят сверху, почему я должен тратить лишние усилия?» «А за что ему платить больше, если он и это делает в натяжку?». Курица или яйцо. Инициатива или поощрение. Думается, хороший руководитель, как и хороший подчиненный, должны стремиться к единому. Это же касается и взаимоотношений в системе: клиент / исполнитель.
Рекламщики, сделайте существенную скидку смелому и умному клиенту! Клиенты, подплюсуйте бюджет этим славным ребятам! (Пусть путем увеличения интересных идей). В итоге денег потрачено как и планировалось (плюс-минус), а творческое и коммерческое удовлетворение усилилось. Синергия, если хотите. Эффект больше, дураков меньше.

Как бы хотелось, чтобы в каждом бизнесе, среди толпы «успешных» бизнесменов осталась хотя бы горстка живых людей; как и среди толп менеджеров (или толп-менеджеров); остался бы пример того, что можно быть успешным и живым одновременно.

Может быть, все зависит от того, есть ли у тебя чуть-чуть силы еще и на фан — чтобы людям было хорошо, просто так, помимо заработка?

 

©  2009 Сергей Пронин   |  www.prodesign.ru  sergey (@) prodesign.ru