Сергей Пронин

«Некогда»

Однажды известный киевский господин оформитель и мой добрый знакомый, Женя Ржанов, написал мне в письме: «Я вообще стал обращать внимание на то, что покупают больше картины недописанные, вещи недошитые, еду недоготовленную, и пр. и пр. Народу нравится всё быстро сделанное. Экспрессию предпочитают филигранному мастерству».

И подумалось — не совсем так, это не «народу нравится». Просто народу некогда. И иначе уже невозможно. Некогда нормально разбираться в чем-либо, питаться, читать, любить. Некогда жить. Тотальный фастфуд. Точнее — фастфут. И это буквально во всем и всюду. Cкорость, количество и прогресс становятся синонимами, одно продвигает другое. Китайский принцип.

То, что раньше было в диковинку, сегодня повсюду. Открыты сайты с безумным количеством образцов рекламы, книг, интервью. Еще недавно ни о чем таком даже не мечталось — удачные картинки или сканы из книжек единично находились и складывались в отдельную папку! А теперь внезапно открывшийся объем информации как-то резко снизил интерес ко всему. В не совсем далеком прошлом, чтобы найти редкую книгу или фильм, ты был готов потратить время или деньги. А теперь приятель копирует тебе парочку дисков, на которых уместилась вся мировая литература. Или ты просто заходишь на торрент... Не сказка ли.

Бродский, гуляя по своей любимой Венеции, как-то заметил: «грядет эпоха каталогов». Я сначала не придал значения этим словам (глядя в телевизор, к сожалению, а не в отражение Бродского в канале). И вдруг, спустя несколько лет, до меня дошло, насколько точны они были. Каталоги. Ведь действительно, с некоторых пор, некогда смешанный колоссальный объем информации вдруг приобрел порядок и стал общедоступным. Все раскладывается по полочкам и папочкам в таком безумном количестве и ассортименте, что у человека тут же затупляется чувство ценности самой вещи. Сначала начинается приступ лихорадки — как можно скорее объять, воспринять все, затем приходит мысль о невозможности и даже глупости этого действия, а затем — наступает безразличие — «А что дальше?». Все острее необходим навык фильтрации информации и определения желаний. Еще не определившись с целью, мы уже к ней не успеваем. Люди начинают охотиться за новым, не успевая переварить вчерашнюю добычу. Они ее даже не начинают переваривать, в лучшем случае, переварят наскоро, чисто для факта, что «читал, видел, слышал». И вот эта охота за новым, сам процесс, незаметно становится самоцелью.
Если раньше мы радовались каждой крупице, найденной в пустоте, то сейчас завалены всем по горло и не знаем не только, что с этим делать, но и куда деть себя.

 

©   Сергей Пронин   |  www.prodesign.ru  sergey (@) prodesign.ru