Сергей Пронин
«История про кривого черного мужика с
гитарой»
Однажды у меня была
встреча в офисе радио «Шансон». Артур и Толя,
программный и коммерческий директора, очень
приветливые и общительные. 3-4 часа разговора с
такими людьми пролетают незаметно. Вообще я
приехал обсудить буклет, но, как всегда, увлекся
размышлением на глобальные темы и не мог не
высказать свою точку зрения не только на
развившийся стереотип восприятия радиостанции,
но и на логотип с изображением кривого черного
мужика с гитарой.
Они соглашаются и даже
приятно удивлены, что я первым затронул эту тему,
мол мы и сами понимаем, что пришло время что-то
менять, что теперь у нашего радио есть кроме
радиочастоты еще и свой телеканал, и что все
очень хорошо развивается.
Главной же задачей стояла весьма благородная
цель — попробовать донести до слушателей и
зрителей истинное значение Русского шансона.
Подумалось, а почему нет, действительно, лучше уж
в нашей ситуации смешать «шансон» с настоящей
бардовской песней, чем гнать один и тот же тупой
мотив с обрыдлой хрипотцой и бордельными
подпевками на фоне.
И это единственный выход, когда жанр тотально
паразитирован — замешать его с чем-то легким и
глубоким, позитивным и грустным, желательно
признанным, но обязательно не тупым как
«кровь-любовь». Конечно, Владимир Семенович был
бы не в востроге от такого соседства, но будь в
этом радио больше человеческого — его можно
было бы слушать. Ведь у того же Александра
Новикова есть и другие песни — Айседора Дункан,
которую я впервые сам подобрал лет в 15-16 на гитаре
и потом очень гордился этим, Городской романс, да
еще несколько десятков таких, которыми можно
заслушаться и ни разу не вспомнить о блатняке
вообще. Есть и другие, например «Вези меня
извочик» из безбашенной молодости (и ее я играл
взапой в школьные годы), и «Галерка ша!», но это
уже как раз тот случай — когда надо понимать
разницу в эфире популярного радио и эфире двора,
где это иногда вполне уместно. Не говоря уже о
хитах других авторов, кто видел хоть одну
маршрутку, в которой бы не звучал «Владимирский
тракт» или такие душевные народные песни
Шуфутинского? Или это акция правительства для
пересаживания пассажиров на персональные
отечественные авто? Садись и слушай... Во время
нашей встречи внутри меня постоянно шла беседа —
что мог найти я в этом плохого и полезного, не
только и не столько для рынка, но больше для
слушателя — обычного человека. Вся беда лишь в
том, что этот человек всегда разный, и, что
скрывать, иногда чертовски напоминает быдло.
Рождались разные идеи
для характера логотипа. Ведь вопросов и опасений,
типа — что будет правильнее в данном случае —
было очень много. Косить под иностранщину?
Красиво, но с чего бы... Стилизовать в
доброе-старое? И не скатиться в ретро при этом.
Лишь спустя несколько месяцев я увидал в своей
левой версии удивительно глубокий смысл
вертикальных полосок и цифр.
На столе красуется
золотистая статуэтка в виде головки грифа от
щестиструнки — приз «Шансон года».
Верчу в руках — какая
тяжеленькая и симпатичная, попутно вспоминая
фразу Бориса-хрен-попадешь из любимого фильма
Snatch (гоблиновского перевода), сказанную про
тяжелый пистолет. На самом деле, очень приятная
штука. И опять простая идея — ребята, а зачем нам
этот кривой мужик с гитарой? Вот ведь образ
нашего лого, у меня в руке! Через несколько дней
прошла вторая встреча. На столе лежат эскизы
лого.
и попутно слоганы: настройся и слушай. Гитарные
колки ведь о том и говорят — прежде чем играть,
инструмент надо настроить. И радио тоже надо
настроить, и лого. И еще кое-что.
Мне даже было непонятно, а почему клиент
задумался.
1. Образ растиражирован событием «Шансон года», и
связан именно с этим радио.
2. Он красивый и эстетичный.
3. Легко вписывающийся к хорошим слоганам и на
афиши.
4. Ну и вообще — шансон и гитара, это в точку.
Артуру и Толе нравится. Но их ломает внутри. Они
понимают, что такой лого для радио — большой для
них риск. Ядро аудитории, как принято выражаться
у рекламщиков, может не понять. Потому что
кривого мужика настраивать не надо (да и не
получится). И потому что сегодня вот такой он и
нужен. Ведь директора изначально лукавили,
сидеть на двух стульях нельзя — хоть и очень
хочется. А с другой стороны — ведь на церемониях
«Шансон года» на ряду с всем известными
исполнителями светятся уже совсем другие
персонажи — Дибров, Панкратов-Черный, Стычкин,
Макаревич... Так в чем же дело? (разворот из
буклета)
Делаю эскизы и живенькие коллажи с всей этой
пестрой и звездной современной братией.
На странице посвященной истокам можно было
увидеть таких мэтров как Азнавур и Утесов, Эдит
Пиаф и Каас, Высоцкий и Окуджава, Танич и образ
любимого хулигана Сергея Есенина.
Но получаю отказ, мол, да, красиво, но что-то не
так. Вот у нас тут знакомый дизайнер (он сейчас на
Брайтон-бич ест мороженое) прислал макетик, вот
надо что-то такое. Открываю его по мылу и... оп-па...
P.S.
Спустя какое-то время, я в очередной раз по делу
приехал в редакцию «Смены», на столе лежат
июньские номера — листаю, нахожу, что журнал
наконец-то задышал почти полной грудью. Почти —
потому что содержание стало современнее, обложка
смелее, осталось прибавить смелости излишне
консервативной подаче материала, но, в
конце-концов, это не самое необходимое для
журнала. Закрываю обложку — и бац! Огромными
буквами «РАДИО ШАНСОН СЛУШАЙ СМОТРИ ОТДЫХАЙ». И
вместо одного три страшных черных мужика с
гитарами.
Men in Black 3. Изумленный,
спрашиваю — да как же это... ведь я только что
прочитал журнал от корки до корки — о
супер-героях, Брюгге, про Жана Поля Марата,
отрывок из нового романа Лукьяненко, и тут —
ШАНСОН!
— А... — в редакции махнули рукой, мол, все,
проехали и не спрашивай больше.
И лишь эхо трижды отозвалось в редакционных
коридорах — Matrix has you... has you... has you...
Открывая журнал на улице
я поймал себя на мысли что мне хочется повернуть
журнал так чтобы никто не увидел этой страницы.
И это хотя бы одна важная причина, чтобы что-то
менять.
©
2009, Сергей Пронин | www.prodesign.ru
| sergey (@) prodesign.ru
|