Сергей Пронин

«Смена «Смены». История пилота.

Скажите, вы слышали о журнале «Смена»? Или только припоминаете, что был такой журнал во времена «Пионерской правды» и «Советской России»? Парадокс... все его знают, но уже лет сто никто не видел. А за пределами Москвы и все двести.  «Смена» тогда попала мне в руки в каком-то жалком карманном формате, всем своим видом отталкивая от прочтения. Хотя ведь внутри как раз было что почитать. Живая легенда периодики (старейший журнал России издается ажно с 1924 года) медленно умирала.

Весной 2008 года было принято решение выполнить тотальный редизайн.



С марта прошло более полугода, и вот уже осенью, прогуливаясь вдоль Профсоюзной, я замечаю рекламный щит со знакомым логотипом «Смены» и слоганом — «Новое прочтение». Как-то приятно, но одновременно и не очень, ведь мне известно, что мой редизайн «не пошел» в том виде, как я задумал. Вернее, пошел, но как-то настолько частично, какими-то отдельными фрагментами...Чему тут уж очень сильно радоваться?

Редизайн новой «Смены» затеяли три человека. Дмитрий Мережко и Евгений Антонов прорабатывали концепцию, писали и собирали материал, а я дизайнил и добавлял некоторые идейки в концепт издания. За пару месяцев был подготовлен 44-страничный пилот и супер-краткий (в 10 страниц), но супер-емкий по смыслу, гайд для последующего ведения журнала. Например, колонка текста справа от гайда — единственные рекомендации к пониманию стиля журнала. Все остальное показано «на пальцах» — реальных примерах из реального пилота. Есть жесткая сетка-клетка, в пределах которой возможен любой отрыв за ее пределы. Вот так.



Работа была, пожалуй, одной из самых интересных за последние годы. Постоянно рождались какие-то совпадения с образами и словами, поразительные случайности и экспромты. Ведь суть макета — постоянная импровизация с содержимым. Я делал новую «Смену» так, будто бы играл джаз. Кстати, никто не хочет выпустить журнал о джазе? Мое состояние напоминало горячку. А далее...

Далее как в анекдоте про такси и чукчу...
Ну что же делать, не поехали, так не поехали. Не хотелось бы вспоминать фразу о трусости клиентов к собственным проектам, но они, так же как и 5 лет назад (в том числе издатели и инвесторы), все продолжают восхищаться концептами или чужими идеями, и в то же время пускают в свое дело что-то совершенно обычное. «Надежное».

Из моих идей в жизнь воплотились пока только две — формат «Смены» изменился с карманного на более человеческий 200 х 275. Плюс уговорил оставить орден Знак почета от 1965 года, все же это не блямба какая, а память, историческая награда и наследие журнала. Все остальное ушло в стол. Да... еще с Димой мы пришли к выводу, что самый лучший лого «Смены» — образца 1968 года. И что создавать новый было бы неправильным решением. Его я и отрисовал с оригинала (хотя в итоге, в реальной версии, лого осовременили, сделав внутрибрюшную операцию букве «a»).

Первые «не мои» номера немножко злили — ну не надоело ли при слове «Пробки» публиковать винные пробки? А на тему китайской клавиатуры — маленького китайца в очках и галстуке?

Я не к тому, что мне обидно за потерянное время, ведь среди китайских клавиш не так просто найти две одинаковые, я старался. Обидно за отсутствие хотя бы чуть-чуть свежего взгляда. И вот... О ЧУДО! Из полутора десятков разворотов пилота в дело таки один пошел! Теннисный корт полосы выдержан в реальных пропорциях, а струны ракеток отрисованы заново, чтобы выглядели «по-честному». Остальные развороты, видимо, так и останутся навсегда закрытыми в семи пилотных номерах «Смены», впервые по-настоящему обновленной за последние десятилетия медленного загнивания.

РАЗВОРОТЫ
Картинки, сюжеты, развороты, слоганы — работы было много. И частенько процесс становился просто драйвовым от совершенно мистических совпадений! (Чего только стоит лого и обложка диска Metalheadz и фото В.В. при стрельбах!). Или чуть пересказанная фраза о Хусейне. Или Далай лама в оранжевых одеждах и краповом берете (под конфликт в Тибете). Были и споры — «узнают ли под Эйнштейном?»

















И хотя из всего этого в жизнь пошел лишь один разворот, у меня появилось много новых наблюдений за тем, как рождаются идеи, ( и как они зарубаются ))), какие изменения претерпевает каждая страница в зависимости от нового заголовка, нового настроения инвестора или новой музыки у меня в колонках.

P.S.
Кстати, купите как-нибудь новую «Смену», не пожалеете. Макет в ней выполнен Алексеем Шелеповым и Александром Жуковым, может и не сильно оригинально, но в целом — добротно и приятно. Фэйсы от Doping-Pong — тоже «зачот». Реакция людей на обложку примерно такая — «Это что — та самая «Смена?». Отличная реакция!


©   2008, Сергей Пронин   |  www.prodesign.ru  sergey (@) prodesign.ru