Сергей Пронин
«Смена «Смены». История пилота.
Скажите, вы слышали
о журнале «Смена»? Или только припоминаете, что
был такой журнал во времена «Пионерской правды»
и «Советской России»? Парадокс... все его знают, но
уже лет сто никто не видел. А за пределами Москвы
и все двести. «Смена» тогда попала мне в руки в
каком-то жалком карманном формате, всем своим
видом отталкивая от прочтения. Хотя ведь внутри
как раз было что почитать. Живая легенда
периодики (старейший журнал России издается ажно
с 1924 года) медленно умирала.
Весной 2008 года было принято решение выполнить
тотальный редизайн.
С марта прошло более полугода, и вот уже осенью,
прогуливаясь вдоль Профсоюзной, я замечаю
рекламный щит со знакомым логотипом «Смены» и
слоганом — «Новое прочтение». Как-то приятно, но
одновременно и не очень, ведь мне известно, что
мой редизайн «не пошел» в том виде, как я задумал.
Вернее, пошел, но как-то настолько частично,
какими-то отдельными фрагментами...Чему тут уж
очень сильно радоваться?
Редизайн новой «Смены» затеяли три человека.
Дмитрий Мережко и Евгений Антонов прорабатывали
концепцию, писали и собирали материал, а я
дизайнил и добавлял некоторые идейки в концепт
издания. За пару месяцев был подготовлен 44-страничный
пилот и супер-краткий (в 10 страниц), но супер-емкий
по смыслу, гайд для последующего ведения журнала.
Например, колонка текста справа от гайда —
единственные рекомендации к пониманию стиля
журнала. Все остальное показано «на пальцах» —
реальных примерах из реального пилота. Есть
жесткая сетка-клетка, в пределах которой
возможен любой отрыв за ее пределы. Вот так.
Работа была, пожалуй, одной из самых интересных
за последние годы. Постоянно рождались какие-то
совпадения с образами и словами, поразительные
случайности и экспромты. Ведь суть макета —
постоянная импровизация с содержимым. Я делал
новую «Смену» так, будто бы играл джаз. Кстати,
никто не хочет выпустить журнал о джазе? Мое
состояние напоминало горячку. А далее...
Далее как в анекдоте про такси и чукчу...
Ну что же делать, не поехали, так не поехали. Не
хотелось бы вспоминать фразу о трусости клиентов
к собственным проектам, но они, так же как и 5 лет
назад (в том числе издатели и инвесторы), все
продолжают восхищаться концептами или чужими
идеями, и в то же время пускают в свое дело что-то
совершенно обычное. «Надежное».
Из моих идей в жизнь воплотились пока только две
— формат «Смены» изменился с карманного на более
человеческий 200 х 275. Плюс уговорил оставить орден
Знак почета от 1965 года, все же это не блямба какая,
а память, историческая награда и наследие
журнала. Все остальное ушло в стол. Да... еще с
Димой мы пришли к выводу, что самый лучший лого «Смены»
— образца 1968 года. И что создавать новый было бы
неправильным решением. Его я и отрисовал с
оригинала (хотя в итоге, в реальной версии, лого
осовременили, сделав внутрибрюшную операцию
букве «a»).
Первые «не мои» номера немножко злили — ну не
надоело ли при слове «Пробки» публиковать винные
пробки? А на тему китайской клавиатуры —
маленького китайца в очках и галстуке?
Я не к тому, что мне
обидно за потерянное время, ведь среди китайских
клавиш не так просто найти две одинаковые, я
старался. Обидно за отсутствие хотя бы чуть-чуть
свежего взгляда. И вот... О ЧУДО! Из полутора
десятков разворотов пилота в дело таки один
пошел! Теннисный корт полосы выдержан в реальных
пропорциях, а струны ракеток отрисованы заново,
чтобы выглядели «по-честному». Остальные
развороты, видимо, так и останутся навсегда
закрытыми в семи пилотных номерах «Смены»,
впервые по-настоящему обновленной за последние
десятилетия медленного загнивания.
РАЗВОРОТЫ
Картинки, сюжеты, развороты, слоганы — работы
было много. И частенько процесс становился
просто драйвовым от совершенно мистических
совпадений! (Чего только стоит лого и обложка
диска Metalheadz и фото В.В. при стрельбах!). Или чуть
пересказанная фраза о Хусейне. Или Далай лама в
оранжевых одеждах и краповом берете (под
конфликт в Тибете). Были и споры — «узнают ли под
Эйнштейном?»
И хотя из всего этого в жизнь пошел лишь один
разворот, у меня появилось много новых
наблюдений за тем, как рождаются идеи, ( и как они
зарубаются ))), какие изменения претерпевает
каждая страница в зависимости от нового
заголовка, нового настроения инвестора или новой
музыки у меня в колонках.
P.S.
Кстати, купите как-нибудь новую «Смену», не
пожалеете. Макет в ней выполнен Алексеем
Шелеповым и Александром Жуковым, может и не
сильно оригинально, но в целом — добротно и
приятно. Фэйсы от Doping-Pong — тоже «зачот». Реакция
людей на обложку примерно такая — «Это что — та
самая «Смена?». Отличная реакция!
©
2008, Сергей Пронин | www.prodesign.ru
| sergey (@) prodesign.ru
|