Сергей Пронин
О креативных играх
Андрей Надеин, главный редактор «Рекламных
Идей», как-то написал мне письмо о креативных
играх. И тут я задумался: а что это? Креативные
игры? Творческие игры? Игры, требующие необычного
участия или решения?
Но (!) ведь все игры в той или иной степени требуют
творческого подхода, который может быть выражен
в разных формах, например: умением «взять на
пушку», сложным многовариантным мышлением или
навыком видеть решение более широко и
нестандартно. И если вдруг кто-то не увидит в тех
же шахматах креативной составляющей — не его ли
это вина? В любую игру можно играть с пониманием и
в удовольствие. Или на автомате и без фана. Можно
далее развить тему и кроме игр. Это зависит от
человека, а не от игры, не так ли?
Исключения, очевидно, составят лишь игры, где
фактор случайности абcолютен, пожалуй, это
единственный тип игр «некреативных». Можно ли
играть творчески и с пониманием в ту же орлянку?
Кидай себе монетку да «проси дождя». Потому я бы
отделил от игр такие, где все определяет
случайность вне игроков. Например, назвал бы их
как-то... недоигры. Для недоигроков. Лото,
однорукие бандиты, электронные тараканьи бега и
пр.
А можно ли креативно играть в «крестики-нолики»?
Вполне, если мы сами чуть изменим правила,
например, заменив символы ноликов икрестиков
какими-то иными, которые потребуют более
основательно включить мозг. Буквально сходу
пришла мысль, как преобразовать эту игру: "А"
ставит нолик, "Б" — красный квадрат.. идея
уже понятна? Игрок "Б" задал правило, которое
"А" должен разгадать и продолжить игру. "А"
понимает, что игра уже идет по другому принципу —
выстраивание трех фигур может производиться по
цвету, по форме или еще как-то. Интерес в том, что
эти правила сразу не оговариваются. И "А"
вправе в свою очередь также задать следующее
правило, которое "Б" должен разгадать и
предупредить. Т.е. из примитивной глуповатой игры
получилась весьма интересная.
Тут же родилась и более точная формулировка:
креативные игры — это такие игры, где
чрезвычайно важно креативное восприятие игровой
среды (условий и ситуаций). А что это за такое
креативное восприятие? Сравнение (всего со всем)
и поиск взаимосвязи в увиденном. И чем выше
уровень этих способностей у соперников (и чем
более соперники равны друг другу), тем интереснее
игра. Поэтому, если уж и есть особое желание как-то
обозначить именно «креативные игры», то более
всего к этому располагают игры, в которых игроки
по ходу игры будут сами постоянно создавать
правила и менять условия.
©
Сергей Пронин, 2011 | www.prodesign.ru
| sergey (@) prodesign.ru
|