Путешествия | 1 июня 2016

Кирицы, Проня и кентавры
(в гостях у барона фон-Дервиза)

Маршрут: Москва — Рязань — Кирицы

Скоро Кирицы. Указатель «река Проня» заставил улыбнуться, а что, может предки всех Прониных и пошли с этих мест? Кирицей еще назывался правый приток Прони (а Проня, в свою очередь, есть правый приток Оки).

Уже издали забелел необычный остробашенный дворец. От трассы минут пять пешком. Зеленые поля (маркиза де Карабаса?), озеро с песчаными пляжами и много такой картинной зелени вокруг, что хоть сейчас садись и пиши всю эту красоту.



Совсем рядом удачно расположились кафе и гостиница. В самый раз отужинать и переновчевать. Гестхауз — аккуратный двухэтажный дом, с такими же аккуратными номерами. Мне достался 4-местный, да за 480 рублей! (вспоминаю Окуловский «люкс» в гостинице «Юность» за 650, где меня встретил упавший на стену шкаф на передних ножках, вырванная с мясом спинка кровати, незакрывающийся санузел в коридоре и прочие ништяки, вспоминаю и шепчу: чур-меня-чур!)





Я был счастлив. Высокие потолки, все такое же простое и чистое как снаружи. Приятно! Короче, приняв душ, залез под одеяло и принялся дочитывать «Историю европейского прикладного искусства 17-18 веков» Н.Ю. Бирюковой — великолепного издания 1970 года! К моему восторгу, закладка находилась в разделе шпалер и прочих тканых изысков — иллюстрация в книге содержала рисунок, похожий на тот, что был на моем покрывале!



Однако и прочие моменты повествования чрезвычайно любопытны. «.. Но братья Дюбуа, истратив деньги, через 4 года тайно покинули Венсенн, так и не наладив производства» (о попытке становления французской керамики в 1738 году). Подозрительно напоминает многих наших «бизнесменов».
А за окнами проносились ночные фуры, но гул был даже приятен. Спалось прекрасно.

Еще с 19 века  в Кирицах работала процветающая мануфактура стекла, затем зеркал, гремевших (в хорошем смысле) на всю Россию. Но фабрика пришла в упадок (последней из отечественных), не выдержав конкуренции, по причине разрешения импорта сырья и товаров из-за рубежа. Сколько ни дается исторических примеров, все мимо... в книжке европейских искусств их приведено множество— как только помимо местных товаров разрешаются без ограничений заграничные, все местное приходит тут же в упадок. Шпалеры, фарфор и фаянс, стекло... каждый раз местным процветающим мастерским приходил в европах конец только по той причине, что недальновидные (и  корыстные) чиновники разрешали ввоз конкурирующей продукции, разрушающей местный рынок, уникальный производственный имидж, бренд, как сегодня бы сказали. А потом приходится импортозамещениями заниматься...  Извините, отвлекся. Ну так вот, затем появилась такая фигура как барон Сергей Павлович фон-Дервиз, богатый рязанский помещик и владелец уральских рудников, многотитулованный и многоуважаемый сын магната и олиграха тех лет, строителя Московско-Казанской железной дороги. Сергей Павлович снес все постройки и задумал тут поставить замок-мечту. Усадьба была спроектирована (1892 – 1907) архитектором Федором Осиповичем Шехтелем.

Для интересующихся: в сети много материалов об этом месте. Наиболее информативен и тиражируем текст Чельцовой Н.Б., к сожалению блогеры, используя чужие тексты, не всегда считают обязательным упоминать авторов.  

Очень интересен оригинальный материал Дмитрия Газина, моего доброго знакомого, большого знатока отечественных замков (и мирового пива). И также заслуживают внимания фотографии блогеров Малдера и Лелеевой (по тексту Чельцовой).


В 1934-м это выглядело так. На постаментах еще видны огромные бронзовые кентавры, исчезнувшие в последующие времена. Ну и остальные детали отсутствуют во множестве. Время и люди...

Но да не будем предаваться унынию. Первоиюньское утро в Кирицах! Яснейшее небо и зеленейшая трава. Брожу по песчаному пляжу за отелем и представляю, как бы здорово тут было поплавать на сап-доске или лодке, благо озеро вполне себе немаленькое. Шальными свистящими пулями мимо проносятся ласточки. Облака как бы специально присутствуют лишь для легкой декорации небосвода. Серебряные крыши сверкают белыми гранями. Вхожу за калитку.





Иду всеми возможными дорожками. У избы бухгалтерии встретил мистического черно-белого кота, у которого один глаз был черно-красным. На большом поле ребята играют в футбол. В сотне шагов виднеются купола церквушки. Направляюсь к главным строениям.



У лестничных маршей почти всегда стоят скульптурные пары.



Чуть в стороне, в овраге, открылся взгляду красивый кирпичный мост, находящийся в столь упадническом состоянии, что, кажется, кирпичи посыпятся сейчас же. В овраге нет воды, все поросло густой травой, что придает старинности во много раз больше, однако, понимаешь, что долго продержаться мосту без реставрации не суждено.



На углу стены внезапно возник огромный лепной орел! С размахом крыльев во весь круговой балкон!

С удовольствием поразглядывал все его детали, здорово исполнено! Солнце в этот момент находилось четко на шпиле башни, что тут же и запечатлел.





В очередной раз пожалел о том, что не было с собой фотоаппарата с хорошей оптикой. Флигель с дельфинами на серебристой крыше! Орнаментальный мотив старинной рыбы (дельфина или левиафана) мне особенно интересен.



А как замечательно решена крыша в чешуйках!

Каменная башенка-беседка рассыпается,



лепестки ордеров поотваливались, а купольный свод исписан автографами: фамилия, год, чисто гостевая книга малолетних придурков.

Это, правда, не мешает найти и в тяжелых обстоятельствах великолепные виды, Федор Осипович постарался на славу!.







Природа настолько гармонично все это приняла в свои объятья, что испытываешь чувство редкого удовольствия от единения небесного и человеческого творений.



А это те самые постаменты, на которых стояли кентавры (укрыты от непогоды).





Замечаю, что меня буквально преследуют две трясогузки. С травинками ли в клюве, то ли насекомыми, они держатся в паре метров и с любопытством что-то себе там щебечут, не выпуская из клюва добычу.
Только потом сообразил, что их, очевидно, привлек серебристый корпус телефона, отсвечивающий на солнце ярким зеркальцем. Эх.. вот бы взять птичку на 300-миллиметровый объектив во всей красе. Тут же в воздух взмывает еще пара трясогузок и буквально замирает на одном месте, синхронно! Постоял минут десять, играя с трясогузками в солнечных зайчиков, и двинулся в обратный путь, стараясь как можно глубже надышаться этим сказочным местом.



В очерке Дмитрия Газина, на мой взгляд, точно приведено определение стиля Г.К.Вагнером и С.В.Чугуновым — русский неоромантизм. Только я бы убрал совсем ненужное в данном случае «нео», т.к. романтизм — он всегда, старым или новым не бывает, он в наших фантазиях. Да и русским этот романтизм можно назвать лишь по географическому расположению (как известно, католик Франц-Альберт Шехтель — происходил из семьи немецких торговцев, а православным Федором Шехтелем стал только в 1915 году). Очевидно, родовые корни и послужили явно европейским чертам его «русского романтизма».



Если уж сегодня мы восторгаемся красотой и смелостью творца, то печально сознавать, сколь много было разрушено и утеряно, насколько бы великолепнее могла сверкать эта жемчужина архитектуры, сохранись она в первозданном виде. Для фон-Дервиза кончилось все «обычно» по тем временам. Барон продал именье и отбыл в Италию. А комплекс, превратившись в противотуберкулезную здравницу, медленно приходил в упадок, тем сильнее, чем ближе к девяностым. Надо отдать должное новым временам, руководителям и мастерам: хотя сегодня много что еще нужно восстановить здесь, однако усадьба в целом выглядит прекрасно, а санаторий считается одним из лучших в стране. И верно — в парковую зону чудесно вписаны: лечебные и учебные корпуса, спортивные и детские площадки, административные здания, собственно сам замок по всей фронтальной линии. Все это создает цельное впечатление как об идеальном месте восстановления здоровья.











Вернувшись  в Рязань, удачно взял билет, и уже через десять минут большой автобус мчал нас в Котельники. Закрывшись шторкой от солнца, продолжил чтение про искусную европщину. Приехали, правда, на 45 минут раньше заявленного (всегда бы так!), только и успел прочитать в тот день о французском фарфоре, мануфактуру французы в итоге наладили, благодаря рабочему Гравану, который в 1745 году (спустя 8 лет после горе-бизнесменов) открыл мягкий фарфор. Надеюсь, что и комплекс в Кирицах еще засверкает бронзовыми кентаврами!

P.S.
Пока писал отчет, думал, фарфор-фаянс... на черта тут про него пишу? Но вот читаю про реку Проню, узнаю, что еще есть на ней, оказывается, городок Пронск!  Ох-ты, думаю, а что за Пронск? А есть такой поселок, аж центр Пронского княжества в XII веке, относящийся к древнейшей (VII век до н.э. — II век н.э.) культуре городищ «рогожной керамики»! Керамики! Так что конец должен быть другой —
надеюсь, что и комплекс в Кирицах еще засверкает керамическими кентаврами!

www.prodesign.ru | раздел Travel

© Автор материалов: Сергей Пронин. Перепубликация возможна только с письменного разрешения автора.