Хорватия | 14—21.08.10
Пула, облупленная и
прекрасная
Маршрут: Вир—Пула—Москва
Нелепа и лепа, —
В плену я плыву
Облупленной Пулы,
В пыли и в пылу.
Ну что, распишем Пулу? Вспомнив Задар, мы с
подозрением ждали с ней встречи. Нет, конечно, я
достаточно набрался информации о древней
истринской столице, однако и готовился к всякого
рода неожиданностям. Пула как-то не спешила
понравиться с первого взгляда. Совковенький
морской город. Ведь, бывает, город сразу
врезается в тебя, и это навсегда, как Прага. А
бывает иначе. Закинув чемодан в автовокзальную
камеру хранения, мы двинулись в сторону колизея.
Встретили старушку, которая никак не соглашалась
понимать слов колизей или амфитеатр. Ну и вообще
ничего кроме итальянского понимать не хотела.
— А... Арена? — вдруг спасительно нашлась
бабусенька.
— Йа-йа! — по привычке, на немецком, согласились
мы, вместо «Си-си!».
И зашагали по направлению, указанному тонким
морщинистым пальцем. Зеленый парк, вроде и
приятный, но какое-то непонятное вокзальное
ощущение мешало наслаждаться им. Я увидел
ритмичные просветы огромной постройки, что
выросла из-под листвы дырявым бетонным
браслетом. Арена местами находилась в стадии
реставрации. Территория обнесена оградой и
заперта. Ни разу не был в Италии, не видал
колизеев, а тут почему-то даже не чувствую
удивления и огромности. Наверное от внутренней
пустоты. Разве что потрогал ладонями первый век
до нашей эры... Почему-то хочется скорее уйти
отсюда, не знаю, с чем это связано, то ли с
предубеждением ко всем
историческо-туристическим объектам, то ли еще с
чем. Внутрь колизея въехала грузовая машина, и
наполовину обнаженный строитель начал подавать
с кузова железные прутья своим товарищам. Со
стороны было похоже, как будто бы гладиатор
выгружает длинные черные копья. Снаружи
строительные леса, внутри то же самое по форме,
только с подвешенными светильниками — каркас
современной сцены.
Неподалеку расположен бронзовый двухметровый
кругляк с макетом Пулы. Вот это замечательно
придумано: каждый домик как на ладони, фонтанчик
бьет струей, которая падает в «море». Некоторые
здания натерты до золота и сверкают в утреннем
солнце, а вот церковь кем-то унесена, — на ее
месте остался пенек с грубым изломом. Кто-то
привез себе отличный сувенир, хорошо хоть не
уволок весь диск. Подошел бомж, умылся в том самом
«море» и побрел дальше.
![](cr_07_02.jpg)
Спустились к набережной. По левую руку торчат
мощные клешни портовых кранов. По центру
безумное количество мачт, воткнутых в яхты,
словно шпажки в тарталетках. Все это
блистательно-белое хозяйство покачивается на
воде.
![](cr_07_03.jpg)
А в воздухе застыло что-то
топливно-масляничное, настолько отвратное, что
мы вскорости повернули назад. Квадратные
облупленные дома без тени изящества. Отсюда
пульский Колизей еще в тысячу раз сильнее
подчеркивает несуразность своего положения.
Теперь он в нашем времени, но явно не в своей
тарелке. Идем по улице с говорящим названием —
Амфитеатрская . Отдельным домиком стоит странная
кабинка-туалет. Сзади два писсуара, в которых на
голландский манер (спиной к улице) должны
располагаться писающие мальчики. А с другой
стороны закрытая дверь. Что делать девочкам и
более страждущим — непонятно.
— А может быть вам еще и ключ от кабинки?
Заседание продолжается, господа присяжные
заседатели! — не хватает заносчивого голоса
Остапа Бендера, звучащего изнутри.
Сегодня суббота, банки не работают, нам нужно
где-то поменять евры. Зато видим кафе. Кофе
недорог (7 кун) и хорош, но не настолько, как в
Черногории. Отдышавшись с полчаса от
поствокзального моциона, двигаемся наверх, в
старые кварталы Пулы.
![](cr_07_04.jpg)
Поднялись под хорошим углом наверх и
очутились у стареньких жилых домиков в два-три
этажа. И вот здесь мне решительно начало
нравиться. Замечательно, безлюдно и тихо. Каждый
дом разваливается, штукатурки местами уж вовсе
нет, а створки болтаются на честном слове.
Деревянные жалюзи когда-то были окрашены, но все
что когда-то было окрашено — облупилось. Все что
могло отвалиться — отвалилось. Облупленная Пула.
Удивительно! В этих улицах совсем нет мусора, и
это удивляет еще больше. Полное ощущение того,
что людям совершенно не важно, как выглядят их
дома, стены, окна. Довольно того, что они просто
есть.
Улицы застыли в вечном, но ухоженном,
запустении. Я зашел в открытую едва висящую дверь
подъезда и попал во внутренний дворик. Ступеньки
смялись от многих тысяч ног, шаркающих здесь
каждый день. А вот сегодня и мы их шлифанули
очередной раз. Внутренний двор был настолько же
живописен, как и внешний. Уверен, что и внутри
здешних квартир все обстоит точно также.
Единственное, что оживляет виды — вечные
горшочки с геранью или розами на треснувших
подоконниках. И вот эта запущенность —
неожиданно уютна. Еще одно достойное соседства
сооружение — та самая церковь Святого Антония,
макет которой был отломан на бронзовой карте.
![](cr_07_07.jpg)
Зайдя в ее владения я увидел, насколько
здесь все красиво!
![](cr_07_10.jpg)
Вид на амфитеатр, который вдруг стал
казаться на своем месте, красивые цветы, цветущие
деревья, деревянные балки потолков, потолочные
пространства! Синий свет витражей причудливо
застыл на оконных откосах, в одной их картинок я
распознал лампу Алладина. Вот узнать бы историю,
почему она изображена здесь.
![](cr_07_08.jpg)
Вышли снова на улицы, и вдруг солнце брызнуло по
стенам и залило нас своим сиянием, лучи прыгали
по обшарпанным стенам и разлетались в стороны,
отскакивая от острых камешков в залепленных
швах. Блистательная и разваливающаяся Пула. Все
что здесь ново — уродливо, а все что красиво —
ветхо. Если глядеть на проводку как электрик,
можно убиться о ближайшую стену — проводка
переплетается хитрыми узорами, без какой бы то ни
было заботы об изоляции. Что тут происходит в
ливень — страшно представить. Кабели струятся по
всем стенам, раздваиваясь и растраиваясь,
соединяясь вдруг с антенными тройниками, и
затекающими после этого в щели окон белыми
линиями. Заползают на крыши и свешиваются как
лианы.
![](cr_07_12.jpg)
Идем дальше, разглядывая каждое окно, ибо каждое
— произведение искусства старения. Каждое окно
стареет по своему, с собственным предпочтением
цветов в горшках и занавесок.
![](cr_07_06.jpg)
Провода здесь, очевидно, протягивают для
того, чтобы на них сушить белье. А на старых
игольчатых антеннах, как на брючницах, удобно
было бы сушить еще и по пар двадцать штанов, если
б антенны располагались чуть пониже.
Пригляделся: да здесь точно где-то живет Алладин!
Посмотрите, он повесил сушиться свой волшебный
ковер-самолет! И, судя по всему, успел обзавестить
целой толпой маленьких Алладинчиков и Жасминок.
![](cr_07_16.jpg)
С маленького перекрестка открылся хорошенький
вид на черепичные крыши. По улице ехал дедушка на
красном мотороллере. Я хотел поймать
одновременно его в кадр, но дедушка вдруг вежливо
остановился, как бы давая мне время сделать кадр
и лишь потом намереваясь ехать.
![](cr_07_17.jpg)
Спускаясь по улочкам вниз, мы постепенно
вышли на широкие улицы Истарская и Лагине с
модными магазинами, банками, кафе и стоянками
такси. Первый раз увидел живой Шевроле Корвет, на
дорогах Пулы эта лакированная машинка смотрится
вызывающе.
![](cr_07_31.jpg)
За такси располагается галерея «Немеш»
с такой жопастой теткой, что я просто не мог не
запечатлеться, обняв ее тонкий стан.
![](cr_07_19.jpg)
Внутри галереи оказалось жуткое
количество всякого хлама, будто со всех старых
улиц свалили сюда все ненужные книги и пластинки.
Мы глянули под ноги — пластинки были и там,
вместо половой плитки. Ольга ткнула в полотнище с
советскими значками — в куче значков она как-то
сразу заметила родной «Саранск», с памятником
героям-стратонавтам! Черт побери, где мы
находимся? В конце этой норы, закутавшись в
сигаретный дым, сидел сам галерист. Находиться
тут более минуты нормальному человеку было
невозможно, и, чтобы не стать очередными
экспонатами «Немеша», мы поспешили к выходу. На
свежий воздух!
По правую руку возникла Триумфальная арка
Сергия. Вот удача — люди одновременно вышли из
нее, и образовалась пустота, это в час пик-то!
![](cr_07_21.jpg)
Через секунду в нее ворвалась группа итальянских
туристов, потом еще и еще, движение забурлило по
полной.
Мы втянулись за толпой в узкую полированную
улицу. В небольшой арке приметили пиццерию. Очень
люблю вот такие большие «вкусные» картинки.
![](cr_07_22.jpg)
Пиццерия оказалась отлично спланированной —
второй зал уходит вглубь здания и далее к
открытой площадке с вьющимся виноградом. Гам
толпы, теряясь за барной стойкой, сюда не
проникает Разливают пиво «Фаворит», мало
отличимое от Ожуйского.
![](cr_07_23.jpg)
Гитарист и дама со скрипкой играют класнный
рок-н-ролл. Нотные листы то и дело вылетают из
папки, но это не мешает репертуару. Дедуля вдруг
запел хриплым и стройным голосом, и по коже
побежали мурашки. Жаль, не продают диски. От нашей
историческо-магазинной улицы то и дело
ответвляются закоулки, с такими же полированным
камнями, как в старом Задаре, на которых легко
поскользнуться. И с такими же запущенными
стенами и ставнями. Разница с Задаром в том, что
эти ответвления совсем не заняты торговлей и
людьми, они пустынны и самобытны. Даже
удивительно.
![](cr_07_26.jpg)
![](cr_07_28.jpg)
Дорожка привела нас к еще одной
древности — Форуму о шести колоннах, того же
времени, что и колизей с аркой.
Коринфские колонны потеряли от вечности
несколько лепестков. В архитраве видны
металлические скобы, стягивающие соседние
блоки. Потрогаешь колонну: обворожительна та
мысль, что точно тут, также облокотившись на нее,
две тысячи сто лет назад стоял какой-нибудь
римлянин и дивился на еще новенькие капители. Или
сидел на ступенях, разбрасывая горлинкам зерен.
![](cr_07_25.jpg)
И тут мы замечаем, что куда-то подевалась наша
шляпа! Но где? Банк? Бутики? Продуктовый магазин?
Мы вернулись старым маршрутом и даже заглянули
на одну из улочек, где уж точно ее не могло быть.
Собственно ее там и не было. Человек — странное
существо! Обыкновенная копеечная шляпа за пять
дней становится для него чем-то дорогим — почти
домашним животным, с которым связываются
какие-то приятные моменты. Он даже не может
допустить мысли купить точно такую же за углом.
Ему нужна именно его шляпа!
— Наверняка она в кабинке Max Mara, — у меня нет
сомнений.
— Она в банке, ты наверняка положил ее на стол! —
уверенно заявляет Ольга, толкая стеклянные
двери.
— Куда же она могла пропасть? — возмущаемся мы
оба, упрекая друг друга в безответственном
отношении к вещам.
И только зайдя в продуктовый магазин, замечаем ее
на прилавке у кассы. Продавщица, завидев нас,
сразу улыбнулась и кивнула на шляпу. Какое
наступило облегчение. Словно бы это был подарок
английской королевы.
Через дорогу, у кафе, развернулись боливийские
индейцы. Пять человек играют и поют, заливая
божественным звучанием всю улицу. То что-то свое,
то какой-нибудь известный западный хит, например,
Runaway. Пальцы пронзительно и точно хлещут по
нейлоновым струнам испанской гитары, скользят по
отверстиям разнообразных дудочек, ритмично
постукивают по погремушке из камней и ракушек.
Иногда один из них выходит и начинает танцевать,
красиво притоптывая и вышагивая. Затем они,
включаясь поочередно, наращивают хор, — каждый в
своей тональности, все ниже и ниже, и еще ниже. И
вот опять стоишь, покрытый мурашками. Целое
представление!
![](cr_07_32.jpg)
К остановке пристал желто-зеленый автобус с
конечным пунктом в туристическом комплексе
«Верудела». Это место мы решили осмотреть
последним в нашем хорватском вояже. Ехать не
более пятнадцати минут. Забелели несколько
крупных квадратных отелей, послышалась русская
речь, здесь много русских, но мало
привлекательного. Люди плотно лежат на
ступенеобразных плитах, плавно переходящих в
острые глыбы.
![](cr_07_30.jpg)
Идем дорожкой правее — там камни те же, но народу
вроде как нет. Однако, приблизившись к месту,
увидели двух обнаженных дев нетрадиционного
вида, да разжиревшего старца в кустах. И только мы
разложили вещи, как откуда ни возьмись стали
появляться всемозможные голыши. Они картинно
прохаживались в трех метрах от нас,
демонстративно покручивались вокруг оси и
неторопливо спускались в воду. Наблюдал таких в
первый раз. Очень забавно. Можно было бы
вспомнить крымских нудистов, но те хотя бы не
сбегаются к вам и не дефилируют с таким
торжественным видом. Короткостриженным дамам же
эти дефиле были явно не интересны, они по очереди
ныряли в воду и гладили маленькую собачку под
зонтиком. Наконец, томные амуры намахались
своими висюльками, вдоволь находились и
расселись по камешкам, как божьи Адамчики. Мы
сделали по двум заходам в воду,
осторожно-осторожно, буквально на цыпочках, и все
равно я трижды поцарапал ступни. А потом
случилась необыкновенная штука — доселе
нормальное море вдруг зашлось в огромных волнах,
которые нагнали катера у горизонта (а с чего бы
еще?). Первой волной смывает тапки, второй
накрывает все наши вещи вместе с фотоаппаратом...
Унесенный в море тапок, по причине врожденной
плавучести, был мной спасен. Второй успела
схватить Ольга. В фотоаппарат успела плеснуться
вода, немного, но ее хватило, чтобы мой любимый и
надежный Casio 5700 перестал работать. Однако по
приезду домой, он добросовестно с пятой попытки
согласился отдать фотографии с флэш-карты, и
теперь доживает свою пенсию на должности
адаптера флэш-карт первого типа. Хорошее
завершение истории для аппарата, который ни разу
не подвел меня с 2003-го года.
![](cr_07_33.jpg)
Одежда промокла полностью. Повезло, что еще сумку
с билетами и документами не смыло в море.
Посидели с полчаса, обсохли и побрели смотреть
основные лежбища у отелей. Теперь я сам увидел
пляжи, «оборудованные спуском в море», как пишут
в рекламных проспектах. Выглядит это так: на
ступенях шириной в метр томится очередь из
десятка человек, держась за перила. В море у перил
беспорядочно барахтается еще десяток человек.
Самый ближний, накупавшись, хватается за
поручень, непременно поскальзывается, хватает
подводную ступень руками и повторяет попытку.
Редкие счастливчики выпрыгивают с первого раза.
Основная масса же чертыхается и, с трудом
освобождаясь от жадной морской воды, карабкается
наверх. Затем все идут на свой уровень бетонных
ступенек и начинают загорать. Оборудованный
спуск потому необходим, что кроме как по лестнице
войти в море невозможно вообще, — разве что с
разбега сигануть с острых глыб. Однако это может
быть чревато последствиями. Люди с перевязанными
локтями и коленями встречаются не так редко.
Лестница по большому счету также не гарантирует
спокойного восхождения или спуска, т.к. рядом с
ней есть множество камней, ожидающих ваши
коленки. Что здесь делать с детьми — даже не
представляю, если только где-то есть специальный
детский пляж.
Автобус забрал нас с остановки и довез до самого
автовокзала. И далее дорога была уже понятна. В
магазине зацепил пшеничного Ожуйского, но
бутылочный вариант не впечатлил совсем. Купили
несколько кусочков сыра, пршут, бутылку
Мальвазии (это вино так и не попробовали за
неделю) и поехали в аэропорт. Таксист оказался
сербом, разговорились про Вир и Пулу. Он спросил:
— Ну и где лучше?
— Пляжи Вира гораздо лучше, — искренне ответил я.
— Вот-вот, там море — лучше, но люди — хуже, а
здесь море — хуже, но люди — лучше.
Я покачал молча головой, поскольку увидел
совершенно обратную картину.
Вир — это большая деревня, где не только отдыхают
гости, но и живут хозяева, в тех же домах. Сады
цветут и благоухают, каждый дворик — уютное
гнездышко, ты идешь утром и здороваешься с
множеством людей: гуттен морген, добре рано, хало!
И они отвечают тебе также, открыто улыбаясь. И не
важно, хозяйка ли это дома или пухленький
продавец меда, прелестная черноволосая
продавщица арбузов или дедушка на утреннем
пляже. Возможно, причина такого замечания
таксиста в том, что он серб, и что еще сильны
отголоски сербско-хорватской войны. Гнилая
американская политика всегда рада учинить
очередную межнациональную войну «за демократию
и свободу». А Пула — это все-таки едва ли
хорватский город, многонациональный порт, где
итальянское сильнее немецкого, английского и
русского вместе взятых. Однако, чтобы составить
полное впечатление, здесь нужно еще бродить не
один день.
В аэропорт можно было приехать не за три часа, а
за тридцать минут... Люди кишат в duty free, набирают
звенящих коробок, по не таким уж и низким ценам,
покупают каких-то плюшевых медведей; наверное
эти персонажи из тех, кто на российских трассах
покупает огромных розовых слонов в полфуры
величиной. Вот мы уже и у выхода. Стены вводят в
восхитительный трепет — длинные росписи
включают преинтереснейшие мотивы: скелеты с
косами, короли, в какой-то средневековой или даже
еще более ранней, манере. Причем художник явно не
старался следовать привычной анатомии костей:,
бедра как-то сразу приклеивались смешными
блямбами с своду ребер, без позвоночника. Но
эффект ужасного и комичного от того был только
сильнее. Хороший способ привести в чувство
излишне впечатлительных пассажиров.
Самолет поднялся в воздух. Я только потом
заметил, что мы вместо самолета сели в летающий
холодильник. Холодильник почему-то был
оборудован креслами и даже окнами. Закутались в
пледы. Урывками проваливаюсь в сон, открываю
глаза и слышу женский голос:
— Ну дай, дай мне в рожу! Попробуй только!
А потом и мужской, что-то про то, что пассажирка
хамло, и что в Домодедове ее ждет милиция. Пьяная
в хламину дама вяло отбивалась от окружающих ее
многочисленных противников. Я опять уснул.
Домодедово, глухая ночь, восемь градусов тепла.
Мы вернулись.
К началу
www.prodesign.ru
| раздел Travel | Хорватия (о. Вир, о. Дуги (г. Божава), Пула,
Задар, Плитвице), август 2010
© Автор материалов: Сергей Пронин.
Перепубликация возможна только с письменного
разрешения автора.
|
|