Греция, о. Крит | 25.07—05.08.14


Ретимнон архитектурно-исторический

Маршрут: Скалета — Ретимно — Скалета

Посмотрим, что же в Ретимноне есть из древностей. Справедливо будет начать с одной из главных достопримечательностей города — знаментитой Фортеццы, венецианской крепости. В нее мы попали в самом прекрасном расположении духа и живота, сразу после ресторана «Алана».

  

Фортецца (годы строительства: 1540—1569) — самая крупная крепость на Крите. Оказалось, что мы как-то прошляпили археологический музей, который находился где-то тут же. Вот музей современного искусства почему-то попался сразу за аркой, два этажа разной графической хрени...  Ну да и ладно, в следующее посещение острова будет причина заглянуть в Ретимнон еще раз, со списком упущенностей, тем более, не побывали в обоих известных загородных монастырях. Пространство крепости внушительно: 1300 метров стен, более 100 000 строителей и 40 000 вьючных животных! Масштабы и траты удивляют, особенно учитывая то, что как фортификационное сооружение крепость была очень уязвима с суши (откуда турки ее и взяли в 1646-м году).

  

  

Церковь Св. Екатерины, изначально здание носило функции резервуара с водой. А постройка с куполом, что рядом — бывший большой кафедральный собор святого Николая (1583). Турки перестроили его в мечеть с минаретом в честь султана Ибрагим-хана. Минарет не сохранился.

  

Виды со стен впечатляют, сине-изумрудная гладь уходит за горизонт почти со всех сторон.

  

  

  

  

В угловой башенке еле разместились, пещера тоже оказалась невелика, три шага в сторону и все. Спускаясь крепостными ступенями, увидели молодоженов, видов для свадебной фотографии тут хоть обснимайся.

  

Вот мы почти и завершили обзор крепости. На нижнем ярусе лежит целая гора ядер, каждое размером в полтора грейпфрута, а весом в пудовую гирю, не меньше. Идем на выход, там две пальмы, точно мои макушки, побольше и поменьше.

  

Это тот самый маяк, построенный турками в венецианской гавани, неподалеку от которого мы отдыхали в предыдущей главе..



В центре города, на какой-то там площади, величиной в два квадратных шага, расположен фонтан Римонди (1626 г.), названный по имени тогдашнего губернатора. Сооружение маленькое, но очень красивое.



Среди шумных улиц стоит необычный «святой», подозрительно похожий на Марка Нопфлера. Он медленно поворачивается и скорбно взирает на прохожих. И так скорбно, что до жути, какие уж там подачи денег. Церковь четырех мучеников (1844), в которой хранятся мощи критян, обезглавленных в 1824 году турками. Собор основательно перестроен в 1956 году, находится в двух шагах от памятника Ямбудакису, с которого началось наше путешествие по городу. Имеет статус кафедрального собора, но часто возникает путаница с кафедральным собором Ретимнона, «который совсем не этот».

  

  

Резьба в соборе очень хороша. Рельеф невысокий, не то что барочные кудри, но вместе с тем очень выразительный, изящный. Боковые двери имеют чуть различающиеся резные филенки с изображениями фауны и кораблей, а центральные — с изображениями святых.

  

Внутри расписные своды, все очень орнаментально и умеренно «богато», иконостас скромный.





Пока жена пропадала  в очередной лавке, сбежали с Максом на соседнюю улицу. И на ее вопрос «Вы где были?», честно ответили:
— В публичной...библиотеке!
Даже не столько в Публичной библиотеке Ретимнона, которая располагалась десятью шагами дальше и была закрыта, сколько в маленьком храме, предположительно, по изображению сверху — имени Св. Варвары. Более чем аскетичный формат.Позже нашел информацию, так и есть — Церковь Варвары Великомученницы.

  

На двери вырезан год — 1886. За нами увязалась и кошка, тонкая, как все местные кошки. Судя по тому, как долго она игралась с Максом, здесь до нас ей было весьма скучно.

  

Несмотря на скромность убранства, нашлись и довольно приятные образцы резьбы.

  

Витраж под куполом создавал очень интересный эффект, стоило сместить объектив чуть в сторону, как яркие оранжево-розовые лучи сменялись на лучистую синюю дымку. 

    

Дошли до ворот. Орнамент не оставляет сомнений в его турецком происхождении. В одной старой книге по истории стилей еще было сказано, что турки наименее прочих преуспели в орнаментальном искусстве, грубо заимствуя и трансформируя образцы более преуспевших в этом деле соседей. Да и вся конструкция арки в арке выглядит негармонично.

  

Вышел на площадь, в дальней ее стороне брэндмауэр, расписанный граффити, оно тут явно интереснее всех турецких построек. Ряд куполов с целой вышкой лесов расопложился сбоку, это мечеть Кара Муса Паша (примерно середина XVII в.). Есть информация, что изначально это была грандиозная постройка в византийском стиле, по окончанию которой там разместился Кафедральный собор Святой Варвары. Фасад здания был украшен резными проемами, небольшими балкончиками и фресками. После оккупации турков все было разграблено, собор превращен в мечеть имени Кары Муса Паши, мусульманского морского полководца. Так у собора Святой Варвары появился купол, минарет и небольшой фонтан перед входом (для того, чтобы молящиеся мыли ноги, перед тем как войти внутрь).



Понравилось, что часто встречаются старинные резные порталы. Иногда на них нанесена арабская вязь, что смотрится на венецианской архитектуре очень чужеродно.

  

  

Карнизы, такое ощущение, что деревянные, местами видны отлетевшие декоративные элементы. Как же защитить все эти уличные ценности от разрушения?

  

На сладкое — кафедральный собор Ретимнона. В первый день он была закрыт, во второй день тоже, подошел, дернул ручку, закрыто, заглянул в открытое окно, в сумраке не заметил ничего примечательного, подумалось, ну и ладно, очередной новодел, ничего интересного. Однако, когда мы собрались уезжать из города и второй раз проходили мимо, Ольга заметила, что дверь открыта! Стоп-стоп-стоп! Я — быстро! — сказал я и... пропал почти на час.

  

Резьба, которую я там увидел, очень впечатлила. Русская смотрительница рассказала мне, что иконостас — оригинальный, с 1836 года, а церковь называется Церковью введения Марии во храм. Увидеть настолько гармоничную и одновременно сложную орнаментику — удача! Причем резьба именно в натуральном древесно-лаковом оттенке, а не закрыта в позолоте и левкасе. Насколько же благороднее вид старого лакированного дерева!

  

  

Цветы, стебли, листья, все настолько изящное и в то же время стилизованное! Акант, плоды, свешивающиеся виноградные грозди! — я не знал что делать, смотреть ли во все глаза или стараться отснять как можно больше для своих добрых друзей, учителей-резчиков. Забравшись к самым царским вратам, не посмел включить вспышки, чтобы не мешать редким посетителям, но отснял с полсотни фотографий этого почти 200-летнего чуда.





Рядом с Кафедральным собором, буквально в пяти метрах, возвышается часовня-колокольня. Она, к сожалению, так и осталась недоступна.

  

Мы спешили на автобус, чтобы поспеть в Скалету не слишком поздно. День прошел удивительно плодотворным, конечно, увиденный иконостас сыграл в этом не последнюю роль. Завтра нас ждет sup, пора отдохнуть от города, даже и такого замечательного как Ретимнон.
И, конечно же, ставлю для себя галочку — «Обязателен к повторным посещениям!»


Продолжение следует

www.prodesign.ru   |  раздел Travel  |  Греция, Крит 2014 (Скалета, Ретимнон)

© Автор материалов: Сергей Пронин. Перепубликация возможна только с письменного разрешения автора.