Польша | 05.05.08 Маршрут: Гребной канал — Величка Подъезжаем к Величке. Маленький городишечко всклинь забит туристическими безделушками. Тем не менее, иногда можно узреть симпатичные городские виды. Здесь нас ожидает экскурсия на древнюю соляную шахту. Судя по всему, место популярно как мавзолей — огромные толпы разноцветного люда тусуются у касс. Зачем-то заметил рекламный щит неподалеку — кажется, 400 лет пивзаводу Tyskie. Тоже экскурсия... Черт, а вот чего не туда-то? Я уже был на измене, выяснилось, что билеты в шахту стоят ни много, ни мало — 50 злотых + 10 за желание пофотографировать (т.е. 600 р.) и что длится все это дело аж 3 часа... Как-то желания сразу поубавилось. Пока наши 30 человек собирали средства и стояли в очереди, я разглядывал окружающих. Среди них белой вороной в синих чулках выделялась прекрасная дива, прямо не мог оторваться от нее. Стояли с Кирюхой и все думали, как же так ненавязчиво цапануть ее в кадр. Мужчина в лимонных штанах и вишневой тужурке незаметно прокрадывается за ее спину и мы получаем кадр достойный рекламы Кельвина Кляйна! А хороша ж! Чисто Венесуэла. Вовчик где-то надыбал мороженое и попросил меня подержать его минутку. Половина мороженого была очень вкусной, а вторую половину я так и не попробывал — Вован успел выдернуть ее из моих рук, сильно ругаясь. А че я, че я? Наконец всей толпой сфотографировались у входа и зашли внутрь. И началось. 30 человек во главе с женщиной в каске (экскурсоводом) спускаемся по винтовой лестнице. Делая 150-й виток, с кружащимися головами, встаем в реальную пробку. Оказывается, ниже нас еще хренова туча туристических групп. Сквозь узкий лестничный проем были видны десятки затылков и рук, но не видно конца «тоннеля» — стремновато ползти в такую дыру по деревянным спиралевидным лесенкам двух метров радиусом. Тут я оценил масштаб шахтерского туристического бизнеса. Группа от группы шла с разницей минуты в 3-4. Итого, если каждый из 20-30 человек отвалил минимум 500-600 рублей, несложно посчитать прибыль за один день. Солоно перехлебавши! Так мы спустились на глубину 36 метров. С облегчением вышли на горизонтальную поверхность. Стены всюду обложены бревнами, в основном еще свежими, даже потрясает, сколько сюда надо было убить леса. Мы начали переходить из залы в залу, узкими низкими крысиными норами. Когда стены не закрыты деревом, можно наблюдать интересные текстуры — массивные кашевидные наросты соли, либо наоборот, волнообразные стесы зеркальной серозеленой поверхности — и там и там соль, просто разного состава.
С потолков свисают нитевидные редкие сосульки соляных образований. Весьма мрачненько. Довольно регулярно начинают попадаться скульптурные ансамбли, фрески, постановочные кукольные сцены. Как я потом вычитал в интернет-путеводителе (экскурсовода все равно бесполезно слушать, ничего не запомнишь) — большинство скульптур здесь новодел, а кое-что было сделано и вовсе «недавно», например скульптура польского Папы Римского Иоанна Павла Второго (1999 г.). Хотя, безусловно, огромные подземные залы с вырезанным в соли декором, даже современным, очень впечатляют. Вот еще несколько снимков. Особенно понравились фигуры, вырезанные не из зеленой (подобной камню или мрамору) соли, а из прозрачной. Фигуры подсвечивались сзади и изнутри, свет естественно рассеивался по всему телу, создавая невероятно красивое свечение.
Декора настолько много, что уже скоро от него устаешь, тем более, при таком галопе. Не успеваешь что-то нормально рассмотреть и отснять, как тебе на пятки наступает следующая группа с немцами, и — хендэхох, пора догонять своих.
Красиво, эффектно, но постоянно преследует мысль о туристическом тельце. Слишком много всего искусственного и ускоренного. Не зря они раскручивают эту шахту в развлекательно-познавательном качестве с 19 века! И вот ты уже совершенно не обращаешь внимания на кукольные сцены в полный рост, на всякие гигантские деревянные круглые фиговины. Хотя потрогать стены нижних уровней очень захватывающе — деревянные брусья грубого квадратного и округлого сечения пропитались солью настолько, что превратились в настоящий твердейший камень. Вот им-то, действительно, наверняка несколько сотен лет. Периодически встречаются пункты продажи сувениров и продуктов, там же долбанул молотком по клише и я, чуть не уронив всю наковальню на пол. Выковал себе аналог первого польского гроша и со спокойной душой туриста, продолжил путь далее. Вован с Димафоном в это время пили какую-то синюю энергетическую дрянь (а потом еще удивляются, почему у них пальцы опухают!). Пару раз нас специально останавливали и показывали мини-представления, например, под тревожную музыку вспыхивали два огонька, освечивая где-нибудь в углу тележку с углем. Вот и все. Короче, осталось еще обновить рельсы и пустить по ним вагонетки американских горок с пунктами Макдоналдс. «Съешь пять гамбургеров с солью и получи шестой в подарок. Весело и вкусно». Потом начались традиционные музейные стеклянные шкафы с разными древними инструментами и черепками, что-то типа краеведческих комнат. Хотя вот что было еще интересно — целиком анимированный макет соледобычи в процессе — шахты как бы срезаны поперек, и мы можем наблюдать все в миниатюре за стеклом в стене, площадью метра 2 на 2. Соляная шахта, безусловно, это место, где лучше смотреть и трогать, а не фотографировать, тогда мрачность фотоматериалов сменится на живые ощущения. Высоченные потолки некоторых залов не передать фотокамерой, а иней холодной соли на брусьях не почувствовать через стекло. Постепенно движемся к финалу. Впереди
нас ждет одно из самых здесь интересных мест —
лифт с электроприводом. Такая тесная клетка, в
которую забиваются 8 человек и несутся вверх.
Фух-ты, приехали, белый свет, родимый! Думаю,
солененького теперь еще долго никому не
захочется. © Автор текстов и фотографий: Сергей Пронин.
|
|