Греция, о. Родос | 28.04—08.05.19
Под ветрами Родоса
Маршрут: Геннади — Мони Фари — Линдос —
Прасониси
Седьмое мая, последний день на Родосе, завтра
вылет. С некоторой грустью смотрю на листочек
наших событий, исписанный почти полностью. Внизу
осталось места на два пальца. Что же сегодня туда
напишу? Стас Орлов прислал фотографии с
Прасониси. Потоп! Залиты все споты! Какой тут фри
паркинг.. сплошной фри чалинг!
Вода дошла даже до станций!
На сапах было бы весело, а вот с виндсерфингом
опять облом...
Часа в три улетает Юра, но мы еще успеем
вместе съездить в древний монастырь Мони Фари.
После завтрака сделал быструю зарисовку. Линдос,
дом №59. С котом! Это будет подарок Свете с дочей.
А вот они как раз и подъехали. Двигаем к центру
острова, от Геннади примерно километров
двадцать, если кратчайшим путем. Дорога узкая, в
две полосы, живописнейшая! Вокруг самая бурная
зелень, склоны, далекие горы. Сплошное
наслаждение. Пока Света внезапно не сказала:
— А у нас бензин на нуле...
— На нуле?..
— Ну, на прошлой машине мы еще километров
пятнадцать могли проехать, наверное хватит.
А дорога все вилась и вилась. Восхищение
красотами иногда прерывалось мыслью, а не
останемся ли тут в горах без бензина... Налетели
легкие капельки дождя. Где-то сбоку нахмурилась
большая туча. Потом мы проехали еще несколько
подъемов и спусков, залитых водой из ручья.
Наконец-то сквозь листву заметили большое белое
здание. Наверное где-то уже близко. И
действительно, еще пара поворотов, и мы на
стоянке у самого монастыря. Дождик к этому
времени закапал сильнее. Мда... приехали погулять.
Но делать нечего, пока не полило как из ведра,
хотя бы галопом все увидеть. Старец у врат указал
девушкам на стопку платков, затем
доброжелательно пригласил всех на осмотр.
Итак, мы в мужском монастыре Архангела Михаила,
одном из самых древних и значительных на Родосе.
Уже в V веке н.э. на руинах храма Аполлона была
возведена раннехристианская базилика. Главный
храм, вероятно, построен в IX-XI веках,
перестраивался в XII-XIII в.в. И имеет культурные
наслоения вплоть до XVIII века. Некоторые стенные
росписи храма и фрески купола датируются
двенадцатым веком! В общем, важнейший объект
культурно-исторического наследия. Главая
святыня — чудотворная икона Архангела Михаила
(середина XIX в.), с которой ходили во время
страшных родосских пожаров 2008-го. Оказывается,
братьев здесь не более десяти, половина из
которых странствует по миру с миссионерскими
целями. Монастырь (единственный во всем
государстве) — даже имеет свой телеканал!
У входа два флага: греческий и желтый, с орлом,
Никейской империи (имеющей в своем коротком 13-м
веке благородные цели возрождения Византии).
Пасмурное небо лишь подчеркивало древность и
серьезность сооружений. Дождь вовремя поутих, мы
двинулись внутрь.
Под ногами целый ковер с императорским символом,
в технике хохлаки.
Внутри храма никого. Это хорошо, люблю
рассматривать убранства наедине с собой, и сам не
отвлекаешься, и другим не мешаешь. Сразу понял,
что зависну у иконостаса надолго. Среди аканта то
звери, то птицы, причем в своеобразном типаже. У
креста явно барочные дельфины. Вся резьба, так
кажется, навскиду, века 17-18-го. Не зализана, отчего
выглядит настояще, а не как зеркальная
пластмассовая золоченая отливка. Ансамбль
впечатляет. И цвета хороши: акцент золотом, а
основа красно-синяя. По египетским канонам, в
главной триаде.
Та самая икона.
В рисованных орнаментах много того, что
есть в русской традиции. Сразу ясно, откуда ноги
растут. Фресками закрыты все стены и своды, в
купольной едва просматривается лицо
Вседержителя, оно полностью отсутствует до
бороды.
Реставрационных меток не заметил.
Затопала большая группа пожилых туристов, как же
я вовремя! Вышел на воздух, разыскал нашу
серф-банду. Прогуливаются среди роз и арок дикого
винограда.
Места здесь исключительно
художественны! У входа есть две выстреженные
композиции из белых цветов, издали как черепа, но
можно принять дыры и за попытку передать
изображение креста. Предложил атлетам сунуть
головы в эти четыре отверстия. Рискнула только
мам-Лена. И получила на выходе замечательный
портрет!
В каменных нишах мозаики. А в двух шагах пейзаж
невероятного букета: апельсины, маки и кактусы! И
все это на фоне гор! Каково, а?
Юра беседует с одним из служителей, кажется,
интересуется желтым флагом.
А это наши девочки-апельсинки.
Юре пора в аэропорт, мы начинаем торопиться.
Поблагодарив братиев, попрощались. Доехали до
развилки, где наш путеводный капитан должен
свернуть направо, а мы налево. Пожелали друг
другу всего самого расчудесного, крепко обнялись
и разъехались в разные стороны.
Пока не доехали до бензоколонки, часто
вспоминали о пустом бензобаке. Но через неколько
километров чудо случилось, мы полны топливом! По
пути обратно у нас возникло несколько
дополнительных точек для визита. На указателе
увидели надпись «Музей игрушек», а поскольку
дело все было в двух минутах езды, свернули. Музей
оказался весьма странным местом. Большой дом с
ужасным макдаковским клоуном у входа и не менее
ужасной цветной вывеской. Зачем это тут возникло
— непонятно. Одно питало нашу надежду: в музее
должен быть туалет. Ибо если одни баки еще пять
минут назад требовали скорейшего наполнения, то
другие — совершенно обратного действия, и тоже в
течение пяти ближайших минут! Надежды
оправдались, переведя дух, можно рассказать и о
самом «музее». По факту это сборище игрушек
разных лет, причем часто совершенно
обыкновенных, типа как коллекции
«киндерсюрпризов» и т.п. У входа витрина с разным
старьем как то: фотоаппараты, телефоны, печатные
машинки. Лишь на нескольких полках обнаружил
интересные для себя экспонаты. Из игрушек
раннего подросткового возраста запомнились
серии космических уродцев-роботов. Сверху над
ними огромная коллекция потешных пупсов в разных
позах.
Голубой педальный кабриолет 1960-го тоже хорош
(года в три у меня была похожая зеленая тачка).
Ну и еще сотни кукол, машинок, луноходов.
А в подвале — первые видеоигры, компьютер
«Атари» с джойстиком и одной красной кнопкой,
игровые шкафы и пр. Все это было включено.
Взрослый дядя с упоеньем долбил по огромным
цветным кнопкам, «убивая» врага из какого-то
прообраза «мортал-комбата». Если добавить сюда
игрушек из нашей квартиры и дедушкиного балкона,
музей увеличился бы вдвое...
— Куда едем теперь?
Следующим по пути объектом стала еще одна
церковь, целый комплекс. Жаль, ворота закрыты.
Судя по видам, тут очень даже здорово. У
входа гигантское дерево с дуплом в
полчеловеческого роста. Т.е. если согнуться,
можно зайти в него. И увидеть, что хотя листва и
зеленая и пышная, внутри пусто, как в
полутораметровой трубе. Очень необычно! На
память сорвал дерева листик и положил в книжку.
— А сейчас едем... мы едем... в Ёпта Пидгес! (Светка
заливается смехом)
— Куда, ёпта, мы едем? — я тоже прыскаю, едва не
ударяясь лбом о сиденье.
— Ну... ёпта пидгес... это, короче, семь источников!
Просто там так написано.
Свернули в парковую зону и пошли на осмотр. После
первого спуска по тропинке, Лена уехала попой к
корням. «Ёпта!» — наверняка промелькнуло у нее в
голове, но Лена смолчала. А-а-а... кажется, я понял,
пока семь раз тут не проедешь попой по щебенке...
Но вслух я озвучил другой вопрос.
— Ну и где тут этот.. эти семь источников?
Ощущение, что идешь по Битцевскому парку. Течет
скудный ручей. Проводили глазами до источника. Им
оказалась серая бетонная плита под ворохом
веток.
— Мдаа...
На протяжении еще четверти часа мы топали в
общем-то самой обыкновенной лесной тропинкой.
Я-то себе нарисовал уж просторы, как в хорватских
Плитвицах.
— Ну чего ты бурчишь! Идем же, и нам хорошо! —
ободрила Лена.
— Да не бурчу я... Но как-то странно все это...
В животах тоже сильно бурчит. Оглянулись, баа!
Павлинов — как у нас голубей во дворе, везде,
разве что на крышах автомобилей нет.
Мы вышли к сетке рабице, перед и за
которой гуляли напыщенные самцы.
Два из них стоят, разделенные сеткой, со своими
веерами, и глаз друг с друга не сводят, несмотря
на то что вокруг куча самок. Ёпта.. пидгесы... И
здесь они. Наверняка левого зовут Борис, а
правого Филипп. Свернули к кафе. Было совсем не
жарко, даже немного зябко от ветра и
накрапывающего дождика. Сели под навес, заказали
по шаурме и пиву. Не успел официант принести все
это, как послышался топот лап. На нас несется
бегом отряд уток. Они забегают под стулья и стол,
и вопросительно тянут свои шеи. Прибежал еще
гусенок и дал жару какому-то селезню, ловко
закусив клювом сразу за головой. Думал, откусит,
собака. А потом забрался на бедолагу и чего-то
такое изобразил. Прям беспредельщики. Вот этакие
бегают птицы... тяпнешь ножом на кухне, глядь, а
она уже шаурмой нафарширована, или
нашаурммирована? (Как правильно?) И удобно ведь!.
Захватив с собой хлеба со стола, начали кормить
павлинов. Самки посмелее, сразу берут из рук. А
молодые бесхвостые самцы только с асфальта.
Накормили с десяток эти расфуфырок. Лена,
Светкина доча, и так пыталсь покормить, и этак, да
всегда одергивает руку в самый последний момент.
Вот ведь девочка! Ходить под парусом в синем море
не страшно, а этих куриц боится.
Следующий — монастырь Божией Матери Цамбики, с
чудотворной иконой, помогающим бесплодным парам.
Большая территория в самом разгаре стройки.
Рядом с храмом еще одно помещение, музей и
магазин. Музей был закрыт к моему сожалению. В
магазине женщина на бойком русском торгует
всякими амулетами и образками, коих там целые
развалы. Стоит молодая пара, видно, что в некотрой
растерянности, что купить, и вот продавщица их
так умело обрабатывает, мое почтение!
— А вот это берут, кто в самолете летит.
(Надо думать в самолете летят все, ловко!) и в
целом круто, сидит один такой пассажир с цветной
фигулькой на шее, и весь самолет спасен.
— А вот это берут бездетные.
Ох, не зря Лена осталась за воротами нас ждать...
ибо здесь одного из лучших московских
специалистов по оплодотворению просто бы
взорвали эти сцены.
Когда случайно встретился с продавцом глазами,
видимо, на мне было написано, что «навряд ли
куплю», в общем не удостоился никаких товарных
предложений, да даже и приветствия... Зашел в храм,
а вот в храме меня ждал замечательный резной
иконостас! Да в той манере, что люблю более всего
— дерево в основном без позолоты, вырезано
искусно и тепло. По уровню очень близко к
иконостасу храма в Ретимно (на Крите), но по
деталям — совсем иначе. Мне опять повезло,
одинешенек здесь. Может от того, что дверь была
изначально закрыта, и поддалась лишь с
существенным нажатием. Я хожу один в этой
торжественной тиши, наслаждаюсь. Церковь богато
орнаментирована, и в резьбе, и в росписи. Витые
колонны с цветами, райские птицы, акант, куда ж
без него, и все очень богатое и глубокое, но не
вычурное.
Сколь часто позолота убивает даже самую
гениальную резьбу, и тогда в бликах теряется и
большое мастерство, и сама форма. Кажется, вырежи
любую пятиминутную плюшку, закрой зеркальным
золотом, и будет она смотреться с десяти шагов,
как самая искусная деталь, над которой может быть
корпели великие мастера не один день. В сравнении
с современной резьбой на тумбах вся разница
очевидна.
И резали иначе, и золото дерева не портит, совсем
по другому воспринимается. Ох, заждались
наверное меня! Да простят автора спортсмены, но
искусство, в особенности резное, занимает меня
как и водная активность.
Сидим с мам-Леной за оградой, ждем. Рассматриваем
удивительные родосские шишечки, что в изобилии
валяются повсюду. Средизменоморские еловые
родственники. Набрал в пакетик, дома что-то из них
придумаю, больно уж интересны, как засохшие
зонтики из центра торчат.
Едем! Пронеслись мимо Линдоса. Света
продолжает устраивать нам крутую экскурсию.
— А помните этот огромный красный светящийся
крест на горе?
— Ага, зловеще так выглядит ночью! — поддержала
Лена.
Я тоже запомнил эту светодиодную конструкцию,
еще считать начал, какой он величины примерно...
— Вот туда мы и едем.
Запарковались в дорожном кармашке у большой горы
с табличкой «Монастырь Пророка Ильи, XII в.» И вот
мы поднимаемся по крутой каменной лестнице.
Видыыыыы... О-бал-деть!
На самой вершине обзорная площадка с
крошечной кельей и огромным крестом, который
виден отовсюду. Ночью вдобавок он светится
ядовито красным. Сделал две панорамы, впечатляет!
А вот и тот самый крест. Мое первое
образование инженера-светотехника просто
заставляет рассмотреть внимательно всю эту
конструкцию. В каркасе креста протянута
тройная светотдиодная лапша, все это
запитывается трансформатором ниже. А сверху
сигнальная маячковая красная лампа, которая
наверняка имеет отдельное от креста питание.
Держится все это на четырех растяжках.
Прекрасные ветреные дамы на самых высотах
древних стен и скал!
— Серег, а иди к флагу.
Все-таки у Лены отличное чутье на фотографию! И
вот стоим мы под ветрами Родоса, и наслаждаемся
этим прекрасным чувством большого мира вокруг.
Эгегегеееееееейское мооооорееее! — хочется
закричать со всей высотищи.
Ай да Света, ай да молодец! Такую программу нам
подготовила! Едем в апарты, переполненные
впечатлениями! В Линдосе еще на часик зависаем в
сувенирной лавке, где набираем, кому что осталось
докупить. В Геннади беру коробочку клубники,
открываем то самое вино из Сан-Марко. На столе сыр
и свежий горох. Просто и вкусно!
Вечером встретимся большой компанией опять у
«Сергио», куда приедет и вся серф-тусовка во
главе со Стасом Орловым. Хочется отдельно
сказать ему огромное спасибо за новый для меня
мир виндсерфинга, за душевность и открытость. Это
ярчайшие эмоции! За знакомство со многими
замечательными людьми. И, конечно же, хочу
сердечно-пресердечно поблагодарить моих друзей,
без которых этого путешествия бы просто не было.
Ребята, я вас люблю! Очень! Очень! Очень!
Ночью в аэропорт едем со Славой
Шматовым, вся дорога пролетает вдесятеро
быстрее. Сдавая багаж в негабарит, служащий вдруг
затараторил, как он занимался канойной греблей. И
яростно погреб по плитке веслом, рассказывая, как
нужно держать руки и совершать гребок!
— Чувак, да ты наш в доску!
КОНЕЦ!
В главных ролях:
Елена Буянова, Светлана и Елена Салиховы, Наталья
Ермолова, Мария Ярадайкина, Иван Алгазин, Юрий
Антипов
и ваш покорный автор, Сергей Пронин.
В начало
www.prodesign.ru
| раздел Travel | Греция, Родос 2019 (Геннади, Прасониси,
Линдос и др.)
© Автор материалов: Сергей Пронин.
Перепубликация возможна только с письменного
разрешения автора.
|
|