Путешествия | 19-20.07.14

Два дня по Золотому кольцу
Часть 1. Переславль-Залесский, чудо-городок

Маршрут: Мос. область — Переславль-Залесский

Запланировали мы как-то на июльские выходные путешествие по трем городам Золотого Кольца (Переславль, Ярославль и Ростов Великий). Поначалу предполагалось обойтись двумя первыми, но обстоятельства вынудили изменить и сильно разнообразить нашу поездку. Смотрим прогноз: в череде серых пасмурных дней только два солнечных, именно наши выходные — 19 и 20 июля!

Итак, едем в Переславль, Великий старый Переславль, по возрасту своему равный Москве. Мама Оля и я плюс семейная пара наших друзей, Юля и Андрей. К знакомству с городом подготовился как-то слишком основательно, на руках были все возможные карты и описания, но понадобился лишь единственный план очередности интересностей.

Первая интересность — валы! Но однако ж не те, у Спасо-Преображенского собора, как может подумать знающий читатель.
Обыкновенные такие валы вдоль дороги незадолго до Переславля. Ведь нашим девочкам, чтобы «сходить во лесок», мало обычных  ровных обочин. Им непременно нужно карабкаться на травянистые холмы, рискуя скатиться на трассу, а потом, подскальзываясь на влажной траве, снова испытывать судьбу при спуске. Ну да довольно описывать неописываемое. Чуть не проехали Федоровскую часовню, также именуемую часовней Крест. Поставлена она на месте рождения в 1557 году царевича Федора, сына Ивана Грозного. Однако на табличке сказано, что памятник 17 века, что вызывает вопрос, почему же часовня поставлена спустя век. По фото из путевых подсказок выглядела она иначе, еще в красном кирпиче. Сейчас выкрашена в белый, привешены новые «гирьки» (ранее их также не было, а когда были потеряны настоящие — неизвестно). Плитки изразцов что пониже покрыты лаком или глазурью, а те что выше — матовые и более высокого рельефа. Ступени почему-то не выкрашены и теперь смотрятся недоделом.

  

Первый монастырь по пути — Федоровский, женский. Переписывать исторические данные в стотысячный раз вряд ли стоит, можно очень подробно прочитать об этом монастыре (и о прочих тоже), например, здесь. Ограничусь краткой информацией:
Федоровский мужской монастырь, согласно легенде, возник в начале ХIV в. В середине ХVI века на средства царя Ивана Грозного, в честь рождения сына, царевича Федора, здесь был возведен Федоровский собор. В 1667 г. монастырь был обращен в женский. Вскоре царским указом его превратили в место насильственного заточения женщин за самые разные преступления.
Одновременно в монастыре жили и монахини, не только не потерявшие связь с внешним миром, но и сохранившие отношения с двором. В это время обитель неоднократно посещалалась царем Петром I и членами его семьи. Несколько тысяч рублей пожаловала родная сестра Петра I, царевна Наталья Алексеевна. На эти средства в начале ХVIII века были построены Казанская и Введенская церкви. В настоящее время здания монастыря переданы Никольской женской обители.


  

Очень красивое и ухоженное место. В клумбах копошатся работницы, вокруг куполов вьются ласточки, солнце сверкает в
крестах и золоченых деталях. Мозаичная икона в арке — сияющая драгоценность в каменной оправе (Святые ворота, 1700 г.).
В 1710 году на средства царя Петра I и царевны Натальи Алексеевны был построен Введенский храм с двумя приделами.



  

Доминанта монастыря — собор Федора Стратилата, 1557 г.

  

Царские врата, снятые мной позже в музее, первоначально находились именно в этом соборе. Ветхие, но очень богатые!



Следующая цель — Переславский музей-заповедник, Горицкий Успенский мужской монастырь. Основан при Иване Калите в 1362 году. В 1382 г. войско Тохтамыша разрушило Переяславль-Залесский, а вместе с ним и Горицкий монастырь. Незадолго перед разорением сюда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского. Она и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом. В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392 г. восстановила на свои средства монастырь. С XVI века в монастыре значатся каменные постройки, что указывает на его богатство. В XVII веке в монастырском владении были очень большие земли и около 5000 крестьян. Во второй половине XVII века с юга и юго-запада монастырь был обнесен новой каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, палатой привратника.

  

  

Входной билет — 20 рублей. А вот чтобы зайти внутрь соборов и музеев, нужно платить отдельно, иной раз и по 250 рублей. Причем первая касса и касса для внутренних посещений — не одно и то же. В общем, пока этот момент администрация не продумала.

За воротами — целый состав из столиков с сувенирами, длится он почти до самой площадки между храмами. Впрочем, лотки и тут стоят, только уже более театрализованные — продавцы сплошь в исторических костюмах. Памятник основателю города, Юрию Долгорукому, внушает, очень хорош! Правда, почему-то не указан автор, — пишут, что «был передан музею в 1963 году».
В 1152 г. Юрий Долгорукий, поселив жителей у Клещина озера (Плещеево озеро), нашёл на одном из возвышений иноческую обитель и близ неё городок Клещин, обнесённый высоким земляным валом. Он заложил в нём каменную церковь во славу Преображения Господня.

  

У стены Успенского собора покоится колокол весом 149 пудов 19 фунтов, отлитый на заводе Финляндского в 1865 г. для Переславля-Залесского.



Успенский собор (1750-е годы). Внутрь не пошли, как выяснилось позже, очень зря.
Поражает своим размахом и интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима. Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него тоже написаны мастерами из Нового Иерусалима.
Вот так неудобная кутерьма с билетами и нежелание бегать постоянно до кассы к объекту лишают одних людей денег, а других — впечатлений.

На полянке не могли пройти мимо дурацких фоторамок, ну и давай кривляться.



  

То там то здесь сидят художники и светопишут себе в тенечке. Дошли до музея в Всехсвятской церкви. 250 руб. с человека. На месте денег не берут, пришлось возвращаться к кассам. Церковь Всех Святых с Трапезной палатой (конец XVII века), ныне экспозиция и хранилище.

  

Внутри представлена живопись, образы мебели, скульптура. У входа — ядра 15-16 вв. для осадных орудий и пушки, отбитые переславцами у поляков во время осады города в июле 1611 года.

  

Начинается все с небольшого зала икон 15-16 века, картины перемежаются с сервантами всякой любопытной утвари. Отдельный павильон, посвященный художнику Д.Н. Кардовскому (1866—1943), родившемуся в окрестностях Переславля. Для любителей нового — зал современного искусства, где представлена некая московская художница, придумавшая делать картины и рельефы из мятой бумаги с клеем. Экспозиция резьбы и предметов быта расположена отдельно.
Резьба по дереву, занимающая промежуточное положение между высоким искусством и художественным ремеслом — традиционный промысел населения Переславского края. Местные резчики выполняли сложные иконостасные работы, трудились над украшением кораблей петровской потешной флотилии, убирали дивным узорочьем богатые палаты и крестьянские избы, резали на забаву детям игрушки.

   

Наиболее интересно резное произведение с иконой, сразу у входа. Причем явно центральные сложные элементы резались иным мастером, нежели столбы и все прочее.

   

  

Целая команда сидящих Иисусов и прочих церковных скульптур, характерных для церкви до запретов 18-19 веков. Кому интересна тема церковной скульптуры на Руси, найдет много интересного в статье ресурса Pravoslavie.ru  В соседней комнате: костюмы, платки,   глиняные изделия, сани, деревянные станки и пр.

rus_pereslavl14_24d.jpg (32708 bytes)

Смотрительница сообщила мне, что на какой-то недавней выставке религиозной скульптуры их музей занял первое место. Вышли на воздух как из склепа, очень уж угнетают виды скорбных фигур. Тут и цветочки, и яблони-дички, на которые со страстию Ев набросились наши дамы. Однакожъ я, как главный змей-искуситель, даже напротив, отговаривал их от поедания яблок, и даже стращал последствиями из сказок о маленьком Муке и солдате Мартынко. Все напрасно!

  

Колокольня с Богоявленской церковью — начала строиться в 1760-х гг., потом строительство застопорилось и было доведено до конца в 1780-х гг. Когда Переславская епархия была упразднена, колокола отсюда были сняты и перевезены в Санкт-Петербург, на колокольню Петропавловской крепости. Сейчас на колокольне устроена просторная смотровая площадка, откуда открывается, пожалуй, лучший и самый полный вид на весь город.

  

Вот мы и закончили наше первое знакомство с Горицким Успенским монастырем. Погладив гроздочки барбариса, направились к выходу. Пора бы и перекусить. Джули сказала, что «здесь рядом должна быть блинная, в которой все очень вкусно». Попутно посетив лавчонку со всякой старью, мы нашли и блинную. Заняли единственный свободный столик. Через пять минут у стойки уже собралась толпа, нам повезло. Заказали первое-второе-третье... да с блинами, и подивились попутно ценам. Позже подивились и тому, насколько все оказалось вкусно! За 400 рублей на двоих мы наелись до отвала.

Дале — на Красную площадь! Почти близнецы, слева-направо — Владимирский собор (1745 г.) и церковь Александра Невского (1740 г.). Без бутылки не разберешься, да еще зачем-то перекрасили в один цвет, на церкви Невского вместе с табличкой о том, что это собственно церковь Невского, также висит и табличка с обписанием истории Владимирского собора.

  

Собственно, вот и памятник Великому князю, родившемуся здесь, в княжьих теремах, 30 мая 1220 года.
(1958 г., скульптор — С. Орлов, архитектор — Л. Капица).

  

Старейший, Спасо-Преображенский собор (1152-1157 гг.), именно с него начинается история Владимиро-Суздальской школы архитектурного зодчества. Собор построен из белого камня мастерами, привезёнными Юрием Долгоруким из Юго-Западной Руси.
Благодаря криворуким реставраторам конца 19-го века все фрески собора были в итоге утрачены, за исключением одного кусочка.

Церковь Петра Митрополита (1585 г.) и колокольня (19 в.).
Старинная шатровая церковь располагается на месте бывшего княжеского двора и по своей архитектуре является красивейшим храмом Переславля. По легенде, первоначальная одноименная деревянная церковь здесь появилась еще в ХIV столетии.

  

  

А теперь — на о-зе-ро, дабы охладиться от пеших прогулок и спасти себя от архитектурно-солнечного удара!

Плещеево озеро ледникового происхождения и имеет возраст около 30 тысяч лет. Почти правильной овальной формы, береговая линия занимает 27 км. Наибольшая длина - от устья реки Трубеж до выхода из озера реки Вексы - 9,5 км, максимальная ширина 6,5 км. Самое глубокое место достигает 25 м. В озере водится 16 видов рыб, в том числе знаменитая ряпушка — переславская сельдь. Наиболее широко представлено семейство карповые, которое насчитывает 10 видов — плотва, линь, лещ, язь, уклея, густера, золотой и серебряный карась, пескарь и верховка. В озере обитают также представители других семейств — налим, щука, окунь, ерш и щиповка.

Уже подъезжая к озеру, стало понятно, как популярно это место. Машины с трудом протискиваются среди множества пешеходов. Тут же расположен и комплекс Ботик Петра I и целый парк, частично находящийся в процессе отстройки. Свадебный кортеж въехал в каменные воротца, на поляне заиграл и запел баянист. Через поле камышей протопали к побережью, где на крошечном пятачке собралось сотни две людей. С трудом отыскали место на траве, подальше от воды. Хотя правильнее было бы разместиться километром ранее, на базе виндсерферов. Но это мы увидели уже позже, пока отплыли от берега на значительное расстояние. Там и больше побережье с песком, и народу в разы меньше. Озеро само по себе очень интересное — большое, прозрачное и очень пологое: можно идти метров сто по колено и по пояс, метров сто пятьдесят — по грудь и уж под двести — по шею. Впрочем для отдыха с детьми лучшего места и представить сложно. Всем можно отойти на такое расстояние, когда вокруг никого не будет и играть-плавать сколько влезет. Думали, а не зря ли берем с собой нашу надувную SUP-доску... вроде и дней мало, не до того будет... а оказалось так до того! Просто замечательно до того! Отплыли метров на триста. Тишина, рыбки под нам плывут косячками, водичка теплая, погода идеальнейшая — солнышко и полное отсутствие ветра. Часа три пролетели незаметно.  

  

  

К сожалению, пора понемногу сворачиваться. Переславль-Залесский — очень гармоничный и уютный городок.  Учитывая, что в наш неполный день мы посетили по сути лишь его половину (до ремонтируемого моста), да и то неполно, стоит обязательно вернуться хотя бы на 2-3 дня, и пожить и подышать здесь «неспеша», в свое удовольствие.

С нижнего угла Горицкого монастыря, т.е. через стену и пустырь от Успенского собора, заметил магазин пива с тремя сортами от первой местной пивоварни — «Залесская пинка». Светлое решили не брать, а вот темное 13% и красное 12%:взяли по литру, стоимость не малая — аж 200 руб. за литр. Темное оказалось довольно типичным темным лагером, пустоватым, но с приятной легкой жженкой, никак не тянущей на 13%, скорее на 10. Сильно напомнило экспериментальное темное от Афанасия. Пьется очень приятно. Красное — на порядок интереснее, тягучее, карамельно-ароматное, вот ему бы уж точно дал такую плотность, и даже выше. Только, конечно, назвать бы его следовало точно не красным, а полутемным. В целом, пиво качеством порадовало, еще бы цену посообразнее.

Едем в Ярославль, там Джули забронировала гостиницу и даже какую-то сауну. Настоящие приключения только начинались!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

www.prodesign.ru | раздел Travel

© Автор материалов: Сергей Пронин. Перепубликация возможна только с письменного разрешения автора.