Путешествия | 19-20.07.14
Два дня по Золотому кольцу
Часть 3. Дедушка Ростов Великий
Маршрут: Ярославль — Ростов Великий —
Мос. область
Еще когда ехали в Ярославль, заинтересовала меня
наинелепейшая башня, торчащая из-за деревьев. В
чью пьяную голову пришло водрузить эту
исполинскую луковицу на самый шпиль — прямо
загадка! Выходит, шутники-заказчики были и
раньше. Ну, пора познакомиться с одним из
старейших городов русских!
В Ростове мы к самому завтраку! Припарковались на
площади, а где бы тут поесть? А вот и кафе «Илья
Муромец». Выглядит оно как-то слишком «для
туристов», поначалу показалось мне, что это не
лучшее решение. Но, во-первых, ничего другого
вокруг замечено не было, а во-вторых, заведение
оказалось отличным! Кроме нас — никого. Девочки
за стойкой с радостью несут меню. А там цены почти
такие же как в Переславле! Выяснилось, кроме того,
что они сами пекут блинчики. Назаказывали
картошки с мясом в горшочках, супчиков, блинчиков
с самоварным же вареньем! И такая вкуснятина, оно
с голодухи, естественно, но и вкусно на самом
деле! «Жертвы ночного Ярославля» просто
расплылись в удовольствии от сытости, утреннего
солнца и предстоящих прогулок!
Идем в Кремль. Первым встречает нас, конечно
же, Успенский собор (1512 г.). Белокаменный, мощный,
впечатляющий. С 991 года на этом месте сменилось
еще четыре храма, начиная с деревянного. В 1160 и 1408
выгорал полностью. В 1204 рушился верх по «по
неискусству немчины Куфира». В 1508 разобрали для
постройки нового. В 1953-м небывалый смерч разрушил
купола (и крыши почти всего кремля). Вот лишь
малый перечень судьбоносных событий храма. В 1314
был крещен Варфоломей, будущий Сергий
Радонежский.
Расписан в 1669 г. Внутри идут реставрационные
работы. Частично сохраненные фрески на уходящих
ввысь сводах, запах, сама атмосфера, все это
создает небывалое ощущение старины, особого
величия места.
Резьба в храме в плачевном состоянии. Все
держится на честном слове. Присел на корточки у
одной из колонн, опутанных виноградом. На ее
основании орнамент в рамке, лепесток акантового
листка висит на едином ржавом гвоздике. Потрогал
его руками, ботается хоть сейчас готов
отвалиться. Некоторые малые фрагменты
восстановлены, но в основном — вот такие, едва не
превратившиеся в труху, остатки резной роскоши.
Эффект небывалой высоты здания достигается в
полной мере. Запрокидываешь голову и прямо
ощущаешь Громадность. Какой кадр ни сделай — и
всюду краски так гармонично присутствуют, что и
описать нельзя, даже не смотря на стертость
рисунка или ветхость дерева.
Идем к знаменитой Ростовской звоннице (1682-1687).
Всход на нее, как и к звоннице в Ярославском
кремле, чрезвычайно узок. Заранее нужно
планировать начало движения, чтобы никто не
начал спускаться позже того, как вы начали
подниматься.
Наверху — чудесно. Колокольня поражает своим
«инструментарием»! Как вам «колокольчик» в
тысячу пудов? А в две тысячи? Самый большой,
33-тонный «Сысой», отлит в 1681 г. Что
поменьше, 16-тонный «Полиелейный» (греч.:
многомилостивый) — в 1687-м, как и третий, 500-пудовый
«Лебедь». Остальные сильно меньше. Сидя под такой
громадиной, испытываешь тревожные чувства.
Прислонился ухом к поверхности и постучал
кулаком. Снаружи ни малейшего звука, а вот внутри
— невероятное что-то. Зову своих — начинают
стучать как заправские связисты. Юля научила
этому фокусу какую-то маленькую девочку, так
ребенок был в потрясении от произведенного
эффекта. Вспомнил черногорскую прогулку, в
Перасте, когда ударил слегонца в старинный
колокол. Представил какой звон получился бы
здесь! Крепления колоколов вызывают неменьшее
потрясение — массивные балки, подкладки из
досок, скобы — как все это не обламывается под
огромной тяжестью, как все это поднимали сюда и
монтировали, чудеса!
Северные ворота с церковью Воскресения Христова
(1670). Через них вступаем на Архиерейский двор. Для
ростовчан вход бесплатный, а для гостей — 250 р. с
человека.
Церковь Одигитрии (1693), декорированная
«бриллиантовым рустом», орнаментом с иллюзией
гранности и объема. Знаменитые Хоромы (Красная
палата), 1670-е годы, а справа — церковь Иоанна
Богослова (1683). Перед зданиями — зеленая площадка
с маленьким прудом. Вокруг — торговцы
сувенирами, от разных брошек с глазурью до картин
и фарфора.
Внутри палат сохранились все росписи, причем, как
утверждают смотрители, их сочность и яркость —
оригинальны. Особенно люблю расписные стены.
Волшебство какое-то охватывает, когда находишься
под этими сказочными сводами или в галереях.
Поднимаешь взгляд к самой вершине, оттуда
струится свет, он преображается цветными
отражениями фресок и все это великолепие, словно
калейдоскоп, кружит голову.
Перебираясь расписными коридорами из одного
храма в другой, попадаем в круглые башенки с
узкими оконцами.
Во светлице две девицы.
И снова в очередную галерею, залитую
охристо-апельсиновым светом.
Русскость, сказочность, великолепие. Очень
подходящие слова.
Отворяем тяжелую кованную дверь и попадаем в
музей. В небольшом зале собраны экспонаты мебели,
пара смешных пушек, целый шкаф старинных книг,
образцы резьбы и пр.
Вышли немного отдышаться, посидеть на лавочке,
хотя так и хочется по привычке вертеть головой во
все стороны, да скорее фотографировать.
Главный храм Архиерейского двора — златоглавая
церковь Спаса на Сенях (1675). Церковь Григория
Богослова (1670).
Ну да сами посмотрите, как такую пеструю красоту
не увезти с собой. Помнится, еще году в 2006-м
расписал я все четыре стены кухни цветными
мотивами из «Бравого солдата Швейка», и каждое
утро с тех пор было уже совсем другим, интереснее,
да и вообще, все время, что там проводили. Вот и
тут схожий эффект ощущается, только несравнимо
большего масштаба и силы.
Впечатленные ростовскими красками, думаем, что
перед отъездом нужно еще сходить к озеру Неро. Да
как же быть в Ростове Великом — и не побывать у
великого озера, давшему жизнь всей округе,
возраст которого — 500 000 лет! Пробираемся узкой
тропкой мимо домишек, взбираемся на холмик,
спускаемся... и вот мы у обширной глади. Озеро 8 на
12 км, при площади 54 км кв., выглядит огромным, а
исследования показали, что до таяния ледника оно
было в 15 раз больше! Посреди виднеется
Рождественский островок (Городской),
оказывается, в его основании лежит 20-метровой
высоты каменная глыба, принесенная ледником.
Глубина озера около 4 м, а в основном — чуть
больше метра. Дно же представляет собой
многометровые (до 20 метров!) отложения ила,
поэтому купаться здесь у нас не особо вышло, вода
действительно выглядит грязной. Не зря и
название его на древнем языке здешнего
коренного угро-финского народа Меря, означает
болотистую, илистую воду. Рыбаки наши удочек
брать не возжелали, а зря, по описаниям — рыбалка
здесь всегда отменная, что даже и с царских
времен поставляли улов на стол государю.
Досочка наша опять пришлась очень кстати!
Тетушка на берегу зазывает нас на лодочные
прогулки. Кручу веслом и отвечаю:
— А у нас свой транспорт. Не желаете ли сами
прокатиться?
Сначала Андрей умчался почти к самому острову,
накупался там, а потом я, с фотоаппаратом.
Наснимал ростовские горизонты, с воды они
выглядят замечательно! Вдали, по правую руку,
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Его
придется оставить на следующее посещение города.
Волны ближе к острову разошлись, напоминая
морские, доску в секунды разворачивало,
приходилось каждый раз отгребать, чтобы
сохранить курс. Убрал мыльницу в минигерму, встал
и погреб дальше, через десяток двойных гребков
включая «турбо-режим» — еще десяток двойных с
максимальным ускорением. Вода вылетает из-под
носа шумными брызгами, ветер шумит в волосах,
где-то совсем далеко на берегу отдыхают люди.
Встанешь, поставишь весло на доску и ничего не
делаешь, слушаешь свое сердце, смотришь вокруг,
покачиваясь на волнах. Мысли ровные и приятные.
Сплавали еще раз с мам-Олей, надо бы
сворачиваться да ехать в обратный путь. По дороге
щелкнул затвором по неизвестному храму с
голубыми куполами. Первое знакомство было хоть и
скоротечное, но плодотворное — впечатлений
хватит надолго! Однако ж побывать в этих
городах нужно не раз и не день, а выбраться так на
недельку, до встречи!
КОНЕЦ
В начало
www.prodesign.ru
| раздел Travel
© Автор материалов: Сергей Пронин.
Перепубликация возможна только с письменного
разрешения автора. |
|