Путешествия | 19-20.07.14

Два дня по Золотому кольцу
Часть 3. Дедушка Ростов Великий

Маршрут: Ярославль — Ростов Великий — Мос. область

Еще когда ехали в Ярославль, заинтересовала меня наинелепейшая башня, торчащая из-за деревьев. В чью пьяную голову пришло водрузить эту исполинскую луковицу на самый шпиль — прямо загадка! Выходит, шутники-заказчики были и раньше. Ну, пора познакомиться с одним из старейших городов русских!

  

В Ростове мы к самому завтраку! Припарковались на площади, а где бы тут поесть? А вот и кафе «Илья Муромец». Выглядит оно как-то слишком «для туристов», поначалу показалось мне, что это не лучшее решение. Но, во-первых, ничего другого вокруг замечено не было, а во-вторых, заведение оказалось отличным! Кроме нас — никого. Девочки за стойкой с радостью несут меню. А там цены почти такие же как в Переславле! Выяснилось, кроме того, что они сами пекут блинчики. Назаказывали картошки с мясом в горшочках, супчиков, блинчиков с самоварным же вареньем! И такая вкуснятина, оно с голодухи, естественно, но и вкусно на самом деле! «Жертвы ночного Ярославля» просто расплылись в удовольствии от сытости, утреннего солнца и предстоящих прогулок!

  

Идем в Кремль. Первым встречает нас, конечно же, Успенский собор (1512 г.). Белокаменный, мощный, впечатляющий. С 991 года на этом месте сменилось еще четыре храма, начиная с деревянного. В 1160 и 1408 выгорал полностью. В 1204 рушился верх по «по неискусству немчины Куфира». В 1508 разобрали для постройки нового. В 1953-м небывалый смерч разрушил купола (и крыши почти всего кремля). Вот лишь малый перечень судьбоносных событий храма. В 1314 был крещен Варфоломей, будущий Сергий Радонежский.

  

Расписан в 1669 г. Внутри идут реставрационные работы. Частично сохраненные фрески на уходящих ввысь сводах, запах, сама атмосфера, все это создает небывалое ощущение старины, особого величия места.

  

Резьба в храме в плачевном состоянии. Все держится на честном слове. Присел на корточки у одной из колонн, опутанных виноградом. На ее основании орнамент в рамке, лепесток акантового листка висит на едином ржавом гвоздике. Потрогал его руками, ботается хоть сейчас готов отвалиться.  Некоторые малые фрагменты восстановлены, но в основном — вот такие, едва не превратившиеся в труху, остатки резной роскоши.

  

  

Эффект небывалой высоты здания достигается в полной мере. Запрокидываешь голову и прямо ощущаешь Громадность. Какой кадр ни сделай — и всюду краски так гармонично присутствуют, что и описать нельзя, даже не смотря на стертость рисунка или ветхость дерева.

  

  

  

Идем к знаменитой Ростовской звоннице (1682-1687). Всход на нее, как и к звоннице в Ярославском кремле, чрезвычайно узок. Заранее нужно планировать начало движения, чтобы никто не начал спускаться позже того, как вы начали подниматься.

  

Наверху — чудесно. Колокольня поражает своим «инструментарием»! Как вам «колокольчик» в тысячу пудов? А в две тысячи? Самый большой, 33-тонный «Сысой», отлит в 1681 г.  Что поменьше,  16-тонный «Полиелейный» (греч.: многомилостивый) — в 1687-м, как и третий, 500-пудовый «Лебедь». Остальные сильно меньше. Сидя под такой громадиной, испытываешь тревожные чувства.

  

  

Прислонился ухом к поверхности и постучал кулаком. Снаружи ни малейшего звука, а вот внутри — невероятное что-то. Зову своих — начинают стучать как заправские связисты. Юля научила этому фокусу какую-то маленькую девочку, так ребенок был в потрясении от произведенного эффекта. Вспомнил черногорскую прогулку, в Перасте, когда ударил слегонца в старинный колокол. Представил какой звон получился бы здесь! Крепления колоколов вызывают неменьшее потрясение — массивные балки, подкладки из досок, скобы — как все это не обламывается под огромной тяжестью, как все это поднимали сюда и монтировали, чудеса!

  

Северные ворота с церковью Воскресения Христова (1670). Через них вступаем на Архиерейский двор. Для ростовчан вход бесплатный, а для гостей — 250 р. с человека.

  



Церковь Одигитрии (1693), декорированная «бриллиантовым рустом», орнаментом с иллюзией гранности и объема. Знаменитые Хоромы (Красная палата), 1670-е годы, а справа — церковь Иоанна Богослова (1683). Перед зданиями — зеленая площадка с маленьким прудом. Вокруг — торговцы сувенирами, от разных брошек с глазурью до картин и фарфора.

  

Внутри палат сохранились все росписи, причем, как утверждают смотрители, их сочность и яркость — оригинальны. Особенно люблю расписные стены. Волшебство какое-то охватывает, когда находишься под этими сказочными сводами или в галереях.

  

  

Поднимаешь взгляд к самой вершине, оттуда струится свет, он преображается цветными отражениями фресок и все это великолепие, словно калейдоскоп, кружит голову.

  

Перебираясь расписными коридорами из одного храма в другой, попадаем в круглые башенки с узкими оконцами.
Во светлице две девицы.



И снова в очередную галерею, залитую охристо-апельсиновым светом.



  

  

Русскость, сказочность, великолепие. Очень подходящие слова.





Отворяем тяжелую кованную дверь и попадаем в музей. В небольшом зале собраны экспонаты мебели, пара смешных пушек, целый шкаф старинных книг, образцы резьбы и пр.

  

  

  

Вышли немного отдышаться, посидеть на лавочке, хотя так и хочется по привычке вертеть головой во все стороны, да скорее фотографировать.

  

Главный храм Архиерейского двора — златоглавая церковь Спаса на Сенях (1675). Церковь Григория Богослова (1670).

  

Ну да сами посмотрите, как такую пеструю красоту не увезти с собой. Помнится, еще году в 2006-м расписал я все четыре стены кухни цветными мотивами из «Бравого солдата Швейка», и каждое утро с тех пор было уже совсем другим, интереснее, да и вообще, все время, что там проводили. Вот и тут схожий эффект ощущается, только несравнимо большего масштаба и силы.









Впечатленные ростовскими красками, думаем, что перед отъездом нужно еще сходить к озеру Неро. Да как же быть в Ростове Великом — и не побывать у великого озера, давшему жизнь всей округе, возраст которого — 500 000 лет! Пробираемся узкой тропкой мимо домишек, взбираемся на холмик, спускаемся... и вот мы у обширной глади. Озеро 8 на 12 км, при площади 54 км кв., выглядит огромным, а исследования показали, что до таяния ледника оно было в 15 раз больше! Посреди виднеется Рождественский островок  (Городской), оказывается, в его основании лежит 20-метровой высоты каменная глыба, принесенная ледником.

  

Глубина озера около 4 м, а в основном — чуть больше метра. Дно же представляет собой многометровые (до 20 метров!) отложения ила, поэтому купаться здесь у нас не особо вышло, вода действительно выглядит грязной. Не зря и название его на древнем языке здешнего коренного  угро-финского народа Меря, означает болотистую, илистую воду. Рыбаки наши удочек брать не возжелали, а зря, по описаниям — рыбалка здесь всегда отменная, что даже и с царских времен поставляли улов на стол государю.

  

Досочка наша опять пришлась очень кстати! Тетушка на берегу зазывает нас на лодочные прогулки. Кручу веслом и отвечаю:
— А у нас свой транспорт. Не желаете ли сами прокатиться?
Сначала Андрей умчался почти к самому острову, накупался там, а потом я, с фотоаппаратом. Наснимал ростовские горизонты, с воды они выглядят замечательно! Вдали, по правую руку,  Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Его придется оставить на следующее посещение города. Волны ближе к острову разошлись, напоминая морские, доску в секунды разворачивало, приходилось каждый раз отгребать, чтобы сохранить курс. Убрал мыльницу в минигерму, встал и погреб дальше, через десяток двойных гребков включая «турбо-режим» — еще десяток двойных с максимальным ускорением. Вода вылетает из-под носа шумными брызгами, ветер шумит в волосах, где-то совсем далеко на берегу отдыхают люди. Встанешь, поставишь весло на доску и ничего не делаешь, слушаешь свое сердце, смотришь вокруг, покачиваясь на волнах. Мысли ровные и приятные.

  

Сплавали еще раз с мам-Олей, надо бы сворачиваться да ехать в обратный путь. По дороге щелкнул затвором по неизвестному храму с голубыми куполами. Первое знакомство было хоть и скоротечное, но плодотворное — впечатлений хватит надолго!  Однако ж побывать в этих городах нужно не раз и не день, а выбраться так на недельку, до встречи!

КОНЕЦ

В начало

www.prodesign.ru | раздел Travel

© Автор материалов: Сергей Пронин. Перепубликация возможна только с письменного разрешения автора.