Испания, Каталония | июль
2017
С—А—Г—Р—А—Д—А...
снаружи
Маршрут: по Барселоне
На две секунды в окне автобуса показался
диковинный набор из нескольких гигантских
курвиметров или стеклорезов. И исчез. Что это
было? Довольно необычно, идти себе спокойно среди
домов, неспеша разглядывать лепнину, бросая
взгляды то там, то сям...
И отмечать про себя особенности
испанского декора, думая, как часто он грузен и
аляповат, будто тряпку припечатали к
стене. Почти всегда это очень массивные
орнаменты с высоким рельефом — что ни акант или
пальметка, то с тяжестью готики, да еще с примесью
модерна. «Чистого» модерна, кстати, это коснулось
тоже в полной мере, как увидим позже.
И вот иду в таких мыслях, пару раз
перехожу перекрестки, свернул сюда, свернул
туда...как вдруг из-за угла на меня обрушилось ОНО!
Оно заслоняет приличную часть небосклона. Оно
внезапно и ошеломляюще.
САГРАДА ФАМИЛИЯ...
Нечто, чему Гауди посвятил более сорока лет.
Первое впечатление — Вавилонская башня,
выполненная мокрым песком. Камень словно течёт,
то свисая каплями, то растягиваясь резинкой.
Полускрытые письмена и скульптуры проступают в
любой точке, куда ни начни приглядываться.
Рассматривать собор тяжело, т.к. хочется узреть
его целиком и сразу, а это невозможно. Бинокль,
вот что здесь было бы очень кстати! Ограничить
поле обзора и «пристреливаться» поочередно к
каждому квадратному метру.
Деталей столь много и в столь разнообразных
аспектах (скульптура, фактура, форма, сюжетность),
что сразу рождается рой вопросов — а как это
планировалось? Как утверждалось? В каком
сумасшедшем или гениальном бреду рождалось?
Впрочем, частично ответы есть. Вскоре после
начала стройки, в 1882 году, дель Вильяр (автор
первичного проекта), разругался с заказчиками и
слился с работ, которые были позднее поручены
Гауди. И вдруг, после некого «большого анонимного
пожертвования», Антонио пришло в голову коренным
образом изменить всё!
Каменные раковины, пальмовые листы, морские ежи,
бусы, и черт знает что еще! — все попало в лихой
каменный замес!
Из грота вынырнула арфистка, в тенях странными
решетками отозвались витражные окна, в вершинах
острых крыш пристройки расцвели разноцветные
ягодные шишки...
Центральный «свод», если так можно сказать.
А что бы мы увидели здесь подетально?
Краны! Краны меня волнуют не менее самого собора!
Каков вид оттуда? Каково это вообще, подтягивать
на крюке какую-нибудь чертову бетонную
загогулину? (представилось под крик — «Вася,
майнуууууй!»)
Но стоп! Через какое-то время взгляд сползает к
более современным пристройкам. И только тут
освобождаешься от чар удивления и замечаешь,
сколько здесь всего наляпано. Много, громко,
случайно. Словно ребенок-гигант свалил в кучу всё
— кубики, колоннады, погремушки, башенки
замков...всему найдется место! Полный хаос. Хотя,
вру, еще не полный. Строительство планируется
окончить в 2026 году. И то, что мы видим сейчас, по
сравнению с тем, что должно быть в планах, так,
мелкая пристройка. Только потом узнаешь, что,
оказывается, еще десять лет назад более
четырехсот деятелей культуры призвали
остановить эту стройку, превратившуюся в
потешный туристический объект (строящийся, к
слову, лишь на частные пожертвования). Из
поледнего нюанса вытекает, что храм наверняка
будет строиться столько, сколько будут поступать
частные пожертвования.
Обошел собор с обратной стороны.
— Е?:%;?;%!
Нам, русским, проще, мы хотя бы можем снять
напряжение одним емким словом. Двумя максимум.
Концепция такова: там — мир живых (фасад
Рождества), а здесь — мертвых (фасад Страстей), с
соответственной переменой стилистики в
скульптуре и добавлении костяных мотивов. Ничего
так, церквушка...
Когда детально разглядел шпили, до укрепился во
мнении, что ничего еще более упоротого в
архитектуре мне видеть не приходилось.
Вот что, в автобусе, мне чудилось колесиками
стеклореза! А теперь это сильно напомнило дрожжи.
Или фольгированных микки-маусов из американских
музеев современного искусства. В принципе...
краны можно не убирать, они вполне сойдут за
часть инсталляции. Нужно построить рядом еще два
шара величиной с башни. И назвать это «Глаза
Иисуса, который увидел Саграду». По-моему,
неплохая идея, а?
Еще несколько ракурсов «Темной стороны».
Справедливости для, скажу, что храм без
промежуточных пристроек выглядит хотя и жутко,
но цельно. Еще некоторые мои вопросы отпали после
того, как узнал, что после смерти великого
архитектора, работы продолжил его соратник
Сугранес, принимавший участие в задумках домов
Мила и Бальо. Вот уверен и все тут, что белая
костяная галерея, как и балконы костяного дома
— идеи Сугранеса. Все ж таки, как мне кажется,
идеи Гауди, реализованные при Гауди, коренным
образом отличаются от всего того, что настроили
позже, пусть, якобы, по его же идеям и чертежам. А
уж что напридумывали те, кто что-то строит
сегодня по идеям и рисункам Сугранеса... Но, что
гадать.
И сказал Иисус, узревши:
— Верните меня, откуда взяли!
Концептуальность победила. И в каком масштабе!
Надо еще принять во внимание, что земля под
Саградой — Церкви не принадлежит, строительство
епископатом не курируется, но в то же время храм
является Малой папской базеликой и принят к
ежедневным богослужениям! В общем, все сложно.
Как там по легенде... Вавилонскую башню не
достроили, т.к. вдруг все заговорили на разных
языках?
Здесь ничего такого не происходит, гастарбайтеры
наверняка говорят на разных языках, а стройка
идет!
— Насяльника, песок давай, бетон застывай!
Впечатленный, прихожу к выводу, что это идейно
есть «Квадрат Малевича», только «чуть иными»
средствами.
До запуска внутрь еще полчаса, брожу окружными
улицами, разглядываю диковинные фонарные
железяки.
Бросаю взгляд на пышную листву... и
кое-кого там вижу! (кого — подсказка в конце
главы). Найдете? Полагаю, читатель переутомился
концентрацией каменного безумия? Вот вам и
задачка, разрядиться.
Последнее фото с новой точки обзора. И не
подумаешь по этому виду, что ожидает тебя с
других сторон.
Если бы я был коммерческим фотографом,
определенно имел бы успех. «Сцена у Саграды».
Как и отцам в белом, подошло и мое время. Что ждет
меня внутри? Захожу...
Ах да, едва не забыл про головоломку, вот и ответ.
И новая пословица: «трудно заметить в зеленой
листве зеленого попугая».
Продолжение следует
www.prodesign.ru
| раздел Travel | Испания, Каталония 2017 (Льорет де мар,
Барселона)
© Автор материалов: Сергей Пронин.
Перепубликация возможна только с письменного
разрешения автора.
|
|