Испания, Каталония | июль 2017


С—А—Г—Р—А—Д—А... снаружи

Маршрут: по Барселоне

На две секунды в окне автобуса показался диковинный набор из нескольких гигантских курвиметров или стеклорезов. И исчез. Что это было? Довольно необычно, идти себе спокойно среди домов, неспеша разглядывать лепнину, бросая взгляды то там, то сям...

  


И отмечать про себя особенности испанского декора, думая, как часто он грузен и аляповат, будто тряпку припечатали к стене. Почти всегда это очень массивные орнаменты с высоким рельефом — что ни акант или пальметка, то с тяжестью готики, да еще с примесью модерна. «Чистого» модерна, кстати, это коснулось тоже в полной мере, как увидим позже.

И вот иду в таких мыслях, пару раз перехожу перекрестки, свернул сюда, свернул туда...как вдруг из-за угла на меня обрушилось ОНО! Оно заслоняет приличную часть небосклона. Оно внезапно и ошеломляюще.
САГРАДА ФАМИЛИЯ...
Нечто, чему Гауди посвятил более сорока лет.



Первое впечатление — Вавилонская башня, выполненная мокрым песком. Камень словно течёт, то свисая каплями, то растягиваясь резинкой. Полускрытые письмена и скульптуры проступают в любой точке, куда ни начни приглядываться. Рассматривать собор тяжело, т.к. хочется узреть его целиком и сразу, а это невозможно. Бинокль, вот что здесь было бы очень кстати! Ограничить поле обзора и «пристреливаться» поочередно к каждому квадратному метру.



Деталей столь много и в столь разнообразных аспектах (скульптура, фактура, форма, сюжетность), что сразу рождается рой вопросов — а как это планировалось? Как утверждалось? В каком сумасшедшем или гениальном бреду рождалось?
Впрочем, частично ответы есть. Вскоре после начала стройки, в 1882 году, дель Вильяр (автор первичного проекта), разругался с заказчиками и слился с работ, которые были позднее поручены Гауди. И вдруг, после некого «большого анонимного пожертвования», Антонио пришло в голову коренным образом изменить всё!

     

Каменные раковины, пальмовые листы, морские ежи, бусы, и черт знает что еще! — все попало в лихой каменный замес!

     

Из грота вынырнула арфистка, в тенях странными решетками отозвались витражные окна, в вершинах острых крыш пристройки расцвели разноцветные ягодные шишки...

     

Центральный «свод», если так можно сказать.



А что бы мы увидели здесь подетально?

  

  



Краны! Краны меня волнуют не менее самого собора! Каков вид оттуда? Каково это вообще, подтягивать на крюке какую-нибудь чертову бетонную загогулину? (представилось под крик — «Вася, майнуууууй!»)
Но стоп! Через какое-то время взгляд сползает к более современным пристройкам. И только тут освобождаешься от чар удивления и замечаешь, сколько здесь всего наляпано. Много, громко, случайно. Словно ребенок-гигант свалил в кучу всё — кубики, колоннады, погремушки, башенки замков...всему найдется место! Полный хаос. Хотя, вру, еще не полный. Строительство планируется окончить в 2026 году. И то, что мы видим сейчас, по сравнению с тем, что должно быть в планах, так, мелкая пристройка. Только потом узнаешь, что, оказывается, еще десять лет назад более четырехсот деятелей культуры призвали остановить эту стройку, превратившуюся в потешный туристический объект (строящийся, к слову, лишь на частные пожертвования).  Из поледнего нюанса вытекает, что храм наверняка будет строиться столько, сколько будут поступать частные пожертвования.



Обошел собор с обратной стороны.
— Е?:%;?;%!



Нам, русским, проще, мы хотя бы можем снять напряжение одним емким словом. Двумя максимум.
Концепция такова:  там — мир живых (фасад Рождества), а здесь — мертвых (фасад Страстей), с соответственной переменой стилистики в скульптуре и добавлении костяных мотивов. Ничего так, церквушка...

Когда детально разглядел шпили, до укрепился во мнении, что ничего еще более упоротого в архитектуре мне видеть не приходилось.
Вот что, в автобусе, мне чудилось колесиками стеклореза! А теперь это сильно напомнило дрожжи. Или фольгированных микки-маусов из американских музеев современного искусства. В принципе... краны можно не убирать, они вполне сойдут за часть инсталляции. Нужно построить рядом еще два шара величиной с башни. И назвать это «Глаза Иисуса, который увидел Саграду». По-моему, неплохая идея, а?



  

Еще несколько ракурсов «Темной стороны». Справедливости для, скажу, что храм без промежуточных пристроек выглядит хотя и жутко, но цельно. Еще некоторые мои вопросы отпали после того, как узнал, что после смерти великого архитектора, работы продолжил его соратник Сугранес, принимавший участие в задумках домов Мила и Бальо. Вот уверен и все тут, что белая костяная галерея, как и балконы костяного дома   — идеи Сугранеса. Все ж таки, как мне кажется, идеи Гауди, реализованные при Гауди, коренным образом отличаются от всего того, что настроили позже, пусть, якобы, по его же идеям и чертежам. А уж что напридумывали те, кто что-то строит сегодня по идеям и рисункам Сугранеса... Но, что гадать.



  

И сказал Иисус, узревши:
— Верните меня, откуда взяли!
Концептуальность победила. И в каком масштабе!



Надо еще принять во внимание, что земля под Саградой — Церкви не принадлежит, строительство епископатом не курируется, но в то же время храм является Малой папской базеликой и принят к ежедневным богослужениям! В общем, все сложно.

Как там по легенде... Вавилонскую башню не достроили, т.к. вдруг все заговорили на разных языках?
Здесь ничего такого не происходит, гастарбайтеры наверняка говорят на разных языках, а стройка идет!
— Насяльника, песок давай, бетон застывай!

Впечатленный, прихожу к выводу, что это идейно есть «Квадрат Малевича», только «чуть иными» средствами.



До запуска внутрь еще полчаса, брожу окружными улицами, разглядываю диковинные фонарные железяки.

  

Бросаю взгляд на пышную листву... и кое-кого там вижу! (кого — подсказка в конце главы). Найдете? Полагаю, читатель переутомился концентрацией каменного безумия? Вот вам и задачка, разрядиться.



Последнее фото с новой точки обзора. И не подумаешь по этому виду, что ожидает тебя с других сторон.



Если бы я был коммерческим фотографом, определенно имел бы успех. «Сцена у Саграды».



Как и отцам в белом, подошло и мое время. Что ждет меня внутри? Захожу...


Ах да, едва не забыл про головоломку, вот и ответ. И новая пословица: «трудно заметить в зеленой листве зеленого попугая».
 



Продолжение следует

www.prodesign.ru   |  раздел Travel  |  Испания, Каталония 2017 (Льорет де мар, Барселона)

© Автор материалов: Сергей Пронин. Перепубликация возможна только с письменного разрешения автора.