ЛИКБЕЗ //
ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ / Глава 11. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Все виды этикета (делового),
дипломатического, придворного, официального,
военного и пр.) предусматривают церемониал
знакомства. Представление одного человека
другому происходит, как и требуют правила, при
посредничестве третьего лица.
В сфере Паблик Рилейшнз обряд знакомства людей и
организаций строится по другой схеме (если не
сценарию). Они сами представляют себя публике. И
называется все это действо одним словом:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА презентации - руководитель или
официальные представители тех структур, которые
выходят на связи с общественностью, вступают в
деловой мир. Они - хозяева площадки. Вторая
позиция списка участников - приглашенные гости
(журналисты, коллеги, друзья). Третья группа
участников - специалисты ПР, ответственные за
проведение данной презентации. Четвертая группа
- технический персонал.
ОПЕРАТИВНЫЙ ПОВОД презентации - рождение нового
субъекта общественных отношений (после
процедуры всякого рода оформлений, согласований,
создания всей необходимой документации и т.п.).
Новые субъекты ПР - это фирма, производственное
предприятие, официальная структура (ведомство,
департамент, министерство), учреждение культуры
и т.п.
ВТОРОЙ ПОВОД презентации - реальные результаты
деятельности официальных или коммерческих
структур (новая программа деятельности, новые
правила или законы, выход в свет нашумевшей
книги, премьера в театре, открытие
благотворительного аукциона и т.д. и т.п.).
ПЛАН презентации включает краткое изложение
целей мероприятия, основные характеристики
целевой аудитории, сжатую формулировку
концепции (замысла) устного ПР-обращения,
тематику пресс-релизов, перечень видеосюжетов,
плакатов, таблиц, диаграмм и других средств
визуального обеспечения темы.
СЦЕНАРИЙ состоит из последовательного (с
указанием продолжительности в минутах)
перечисления основных событий презентации -
открытие, вступительное слово ведущего,
произнесение (оглашение) ПР-обращения, другие
выступления, ответы на вопросы, закрытие,
неформальное общение (фуршет, дегустация,
дивертисмент, осмотр выставки, демонстрация
видеороликов).
ВЕДУЩИЙ следит за соблюдением сценария,
придерживается регламента.
ПР-ОБРАЩЕНИЕ зачитывается или произносится в
режиме импровизации, в стиле экспромта. Текст
тщательно готовится заранее, репетируется и
проверяется на восприятие небольшой аудиторией.
ПРЕСС-РЕЛИЗ, ВИДЕОСЮЖЕТЫ дублируют (в творческих
формах этих специфических произведений ПР)
основные идеи презентации.
ПРЕСС-ГРУППА и ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ заняты
распространением пресс-релизов, проспектов,
буклетов и т. п. Пресс-секретарь общается с
журналистами, договаривается о публикациях и
ТВ-передачах.
СМЕТА РАСХОДОВ включает постатейный перечень
затрат (аренда помещения, стоимость технического
обеспечения, расходы на фуршет или дегустацию и
т. п.).
ДОГОВОР С ПР-АГЕНТСТВОМ указывает, какую часть
плановых мероприятий выполняют специалисты
(ПР-мэны), стоимость их услуг, форму оплаты,
реквизиты сторон, формы взаимной
ответственности исполнителя и заказчика.
ЦЕЛИ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Каждая презентация последовательно решает
несколько задач:
ОПОВЕЩЕНИЕ о событии, достойном внимания
аудитории. Результат: абстрактное знание, не
всегда связанное с интересами людей.
ПРИОБЩЕНИЕ аудитории к деятельности, программе,
целям и задачам организации или структуры,
проводящей презентацию. Планируемый результат:
аудитория принимает идеи презентации, включает
их в круг своих интересов и предпочтений.
СОДЕЙСТВИЕ целям и задачам фирмы, организации,
политической программы и т.п. Планируемый
результат: конкретные действия целевой
аудитории, соответствующие идеям презентации,
замыслу ПР-обращения.
Таким образом:
ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ презентации строится сначала на
внушении доверия к фирме, организации и т.п.,
переходя затем к убеждению, к включению
привычного поведения потребителя в
последовательности определенных акций,
действий, поступков, предлагаемых в ПР-обращении.
Или другими словами: стратегия презентации - это
единство оповещения, приобщения и содействия.
НЕГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ
РАЗВЛЕЧЬ участников и гостей презентации (нельзя
пренебрегать этой стороной дела, но не нужно
только к развлечению и сводить все дело).
ПОНРАВИТЬСЯ публике в те моменты, когда
выступает главный оратор, когда дистанционно
включаются видеокамеры и т.п.
УДИВИТЬ аудиторию стилистическими красотами
текста ПР-обращения.
Все должно быть в меру. Незаметное отступление от
вкуса, традиции безнадежно портит прекрасные
планы и самые дерзкие проекты.
Без элементов развлечения презентация рискует
превратиться в скучное СОВЕЩАНИЕ.
Зачем нравиться публике? Опытные организаторы
паблисити знают, что сначала нравятся носители
идей, а затем и сами идеи. Если команда
презентации активно не нравится аудитории
(небрежно одеты, плохие манеры и т.п.), это
означает, в конце концов, что не понравятся и цели
всего мероприятия. Организаторы сами создадут
атмосферу ОТТОРЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ.
Не удивить чем-нибудь публику на презентации,
значит не выделить это мероприятие из ряда
подобных. Что-то должно быть неповторимое,
оригинальное, непохожее, уникальное (сувенир,
талисман, буклет, редкая книга и т.п.). Презентации
новой книги легче всего решают эту проблему.
Естественно, не следует сопровождать
презентацию бесконечным каскадом оригинальных
придумок, чтобы не превращать ее в АТТРАКЦИОН.
КОНЦЕПЦИЯ УСТНОГО ПР-ОБРАЩЕНИЯ
Составитель речи (выступления) для официального
представления фирмы, организации и т. п. начинает
свою работу с выработки концепции ПР-обращения,
т.е. определяет планируемые результаты (см.
"Цели презентации").
При этом учитываются следующие реалии:
КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ презентации (среди всех
возможных последствий определяется
доминирующее, с которым соподчиняются наши цели).
АУДИТОРИЯ: как она отреагирует на презентацию
(что примет из рекомендаций для себя, ее
предрассудки и предпочтения, интересы и
потребности, какая манера общения принимается
или отторгается и пр.).
ИДЕИ И АРГУМЕНТЫ, главные мысли и факты: нужно
оценить, насколько надежно они увязаны друг с
другом, убедительны с психологической стороны и
доказательны с чисто логической точки зрения.
СЦЕПЛЕНИЕ основных идей ПР-обращения с
интересами и потребностями аудитории: должен
быть найдет простой способ включения идей
презентации в привычное поведение потребителей,
в процесс принятия ими решения.
ОРАТОР, т. е. официальный представитель фирмы,
хозяин презентации: имеет ли он необходимые
данные для публичного выступления? Способен ли
он точно воплотить замысел презентации?
Нуждается ли он в специальной репетиции или
удачно работает в режиме импровизации?
БЕЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ можно обойтись? Велики ли потери
в том случае, если презентации вообще не
проводить?
Цена бездействия, цена возможных потерь,
несомненно, новым светом озарит всю создаваемую
по частицам концепцию презентации.
КТО ПИШЕТ РЕЧЬ ОРАТОРУ?
ТОЛЬКО СПЕЦИАЛИСТ по связям с общественностью.
Иного не должно быть, потому что эта "речь" -
не свободный поток сознания начальника, не
упражнения в остроумии и т.п., а устное
ПР-обращение.
Это обращение создается по своим правилам. В нем
важно все - и паузы, и порядок слов, и интонация. И
конечно, аргументация, приемы внушения, способы
убеждения слушателей, призывы действовать так,
как советует оратор. Именно эти стороны
"речи" и привносятся оратором и только им.
Вклад его в успех не менее значителен, чем работа
составителя текста. Оратор и текстовик обязаны
работать порознь, не подменяя друг друга.
Вспомним, как возрастает сила обращения
политического лидера, подготовленного
знатоками, т.е. ОРАТОРА. Пример такого разделения
труда мы видим в эстрадном искусстве, в
творческом содружестве писателя-сатирика и
актера-исполнителя, чтеца, декламатора.
СТРУКТУРА УСТНОГО ПР-ОБРАЩЕНИЯ
Текст ПР-обращения пишется с учетом норм
восприятия устной звучащей речи.
Такое обращение нельзя начинать, как газетный
репортаж, с лидер-абзаца, т.е. с первой фразы
сообщать самую потрясающую новость.
ВСТУПЛЕНИЕ устного ПР-обращения должно
подготовить аудиторию к слушанию прежде
незнакомого им человека. Первые фразы должны
адаптировать слух людей в зале к тембру,
громкости голоса, интонации, дикции оратора.
Внимание аудитории естественным образом
активизировано (люди вслушиваются!). И после
первых фраз вступления, не обязательно связанных
с темой презентации, важно направить это
внимание на суть дела.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ заявляются вслед за
вступлением.
Эту часть связать с сенсацией, самыми последними
новостями. В общем объеме обращения изложение
идей занимает третью часть текста (1/3).
КОММЕНТАРИЙ изложенных идей требует, в свою
очередь, также третью часть текста (1/3).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ обращения, повторяет
концептуальные идеи - в другой форме, другими
словами, без повторения формулировок. Вместе с
вступлением заключение образует
"оставшуюся" 1/3 текста.
ЛИТЕРАТУРНАЯ СТОРОНА текста должна быть
безупречна, соответствуя нормативным
требованиям относительно стиля, лексики,
выразительных средств и т.п.
ПОДТЕКСТ ПР-ОБРАЩЕНИЯ
Каждое удачное ПР-обращение связано с
интересами, потребностями и поведенческими
мотивами целевой аудитории. Эта связь и есть
подтекст обращения.
Обычно эта творческая задача решается так:
вступление затрагивает (обозначает) область
ИНТЕРЕСОВ, потребностей и поведения аудитории,
концептуальная часть предлагает РЕШЕНИЕ
жизненных проблем аудитории; в заключение
рассказывается о каком-либо человеке, конкретном
представителе целевой аудитории, который с
выгодой для себя делает то, что рекомендует фирма
(компания, организация).
ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ
В сценарии любой презентации предусматривается
беседа с публикой, диалог, ответы на вопросы. Эта
часть мероприятия должна быть минимальной по
времени, - если предусмотрены какие-то виды
неформального общения в конце презентации.
РАСШИРЕНИЕ КОММЕНТАРИЕВ достигается ответами на
вопросы.
НОВЫХ ПРОБЛЕМ в ответах на вопросы ставить не
надо, чтобы не отвлекать внимание публики от
главной темы.
ПОДДЕРЖАНИЕ ВНИМАНИЯ аудитории к идеям
презентации - естественный результат диалога в
конце мероприятия (когда интерес зала к
мероприятню несколько ослабевает).
ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Кроме бесед в режиме ВОПРОС-ОТВЕТ, организаторы
презентации, т.е. ПР-агентства, отделы и службы,
используют и другие приемы поддержания интереса
к своей работе. Вот некоторые из них.
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ презентации определяет ее
успех или неудачу. Время должно быть оптимальным.
Правило: именно сегодня приглашаем гостей,
завтра - поздно, вчера - рано. Специалисты ПР
(вместе с социологами) умеют точно выбрать нужное
время, учитывая такие обстоятельства, как
конъюнктура рынка, деятельность конкурентов,
сезонные явления производства, состояние
общественного мнения и т.п.
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ - в деталях плана, В МЫСЛЯХ, в
самом ходе презентации (интерьер оформления
зала, сувениры, культурная программа и т.п.).
В КОРОТКОЕ ВРЕМЯ сказать многое - это правило
ориентирует на динамичные, строго выверенные по
минутам выступления, дополняемые информацией
"на вынос", т.е. документами, пресс-релизами,
памятками, раздаваемыми пресс-службой.
ЮМОР надежно растапливает ледок недоверия,
возникающий при появлении оратора перед
незнакомой аудиторией. Оратор, исполняющий
устное ПР-обращение, выбирая шутии и анекдоты
должен при этом оценить их уместность, хороший
вкус, избегая избитых острот и общеизвестных
каламбуров. Плохие шутки убивают интерес и
внимание.
НОВОСТЬ, НОВШЕСТВО, НОВИНКА, - вокруг этих понятий
строится система аргументации. На эти слова
делается акцент в речах и пресс-релизах. Новинки
торговли, новшества производства и технологии,
новость в явлениях общественно-политического
свойства, - разве не эти стороны жизни постоянно
интересуют нас? Новое качество жизни и отношений,
заявленное в ПР-обращении, связывает личные
интересы потребителя с целями презентации, а его
ожидания - с реалиями жизни.
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ выступлений на презентации, в том
числе и устного ПР-обращения, требует
сознательного ухода от стилистики и лексики
официальной речи, от техницизмов и иностранных
слов, от пассивных оборотов речи. Вместо этого
следует чаще употреблять личные местоимения
("Я представляю здесь...", "Мы предлагаем
вам..." и т. п.). Уместны в этой связи ссылки на
мнение, суждение, реплику людей, хорошо известных
аудитории, являющихся авторитетами для них
(популярный актер, знаменитый ученый, известный
политик, прославленный спортсмен и т.п.). Приемы
персонализации сближают ПР-обращение с личными
интересами слушателей; они, к тому же, неизменно
внушают доверие к человеку ("одному из нас",
разделяющему общие увлечения и говорящему о себе
и о людях - "МЫ"), мысли, суждения, идеи
которого данной аудитории нравятся, привычны,
соответствуют ее интересам, потребностям,
ожиданиям.
В этом все дело. И все искусство оратора (и
составителя текста!) в том и состоит, чтобы найти
слова, вызвать эмоции, психологически
совместимые с миром чувств публики.
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ оратора полностью соответствует
требованиям психологической аргументации.
Приветствие, обращение ("господа!",
"коллеги!", "друзья" и т.п.), формы
выражения просьбы, благодарности, удовольствия и
неудовольствия - эти и другие стороны
эмоционального спектра общения (и человеческих
отношений) должны быть обдуманы и приготовлены
заранее, в расчете именно на данную аудиторию.
ЗНАЮ, ЧЕМ ВЫ ДЫШИТЕ, знаю ваши потребности, ваши
ожидания, ваш образ жизни и поведения - это
впечатление оратор несет публике прежде всего,
конечно, самим содержанием текста (речи), и также
уверенной манерой общения, готовностью к любым
вопросам, умелой нюансировкой фразы.
ГОВОРЮ С КАЖДЫМ И СО ВСЕМИ одновременно, - это
непреложное правило телевизионного общения
здесь весьма кстати. Зрительный контакт с залом
дополняется доверительной интонацией
(характерной для межличностного общения). И
никаких конспектов, никаких текстов в руках
оратора!
Презентация не может довольствоваться кругом
лиц из целевой аудитории. Выход информации
расширяет круг заинтересованной публики,
готовит будущий спрос и будущих потребителей.
Контакты с прессой в связи с презентацией
осуществляются также ПР-агентством
(ответственным за эту часть общего плана
сотрудником). При этом обычно договариваются о
публикации таких материалов, как:
ОБЪЯВЛЕНИЕ о предстоящей презентации
(появляется как обычный рекламный материал малых
форм);
РЕПОРТАЖ с открытия презентации, рассказывающий
о событии в стиле "новостной" журналистики;
ИНТЕРВЬЮ с кем-то из действующих лиц презентации
(официальным представителем, организатором
ПР-обслуживания и т.п.);
ПРЕСС-РЕЛИЗ, рассылаемый по редакциям и
предлагаемый журналистам на самой презентации
(используется прессой по собственному
усмотрению, т.е. в удобное для газет время и в
приемлемых для них объемах).
АУДИО-ВИЗУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Включение в сценарий презентации
видеоматериалов (схемы, графики, таблицы,
лозунги, и транспаранты, слайд-фильмы, ТВ-клипы,
видеоролики и пр.) воздействует на аудиторию
наилучшим образом, если это подключение
целесообразно. При этом не нужно стремиться к
использованию максимального набора
видеосредств, - в каждой ситуации эффективны лишь
некоторые из них. Да и расходная часть сметы
обязательно внесет необходимые уточнения: стоит
ли заказывать самые дорогие образцы
компьютерной графики, видеороликов?
НУЖНО ЛИ ВООБЩЕ средства аудио-визуальной
поддержки для данной презентации? От ответа на
этот вопрос зависят и последующие действия.
Организаторы презентации должны в этом случае
обратиться к прогнозам экспертов, опыту подобных
мероприятий в недавнем прошлом, к собственной
интуиции, наконец.
ДАНЬ МОДЕ или необходимость заказывать
видеофильм, чтобы показать его на презентации? На
этот вопрос также должны найти ответ сами
организаторы презентации. Специалисты же
утверждают, что слайд-фильм во многих отношениях
не уступает по убедительности видеоматериалам.
ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ аудио-визуальных
материалов, если об этом не забывают хозяева
презентации, как раз и должна поставить их на
свое место. Они ни в коем случае не должны
подавлять, оттеснять на задний план значение
основного события - устного ПР-обращения. При
этом печатные видеоматериалы (графики, таблицы и
пр.) в момент обращения к ним оратора подключают
рациональную сферу сознания, аналитические
способности человека, его абстрактное мышление.
Видеоролики, слайд-фильмы активизируют как
рациональное, так и эмоциональное сознание.
УВЛЕЧЕННОСТЬ АУДИТОРИИ в зале во многом
определяет выбор средств аудио-визуальной
поддержки. Небольшие группы гостей презентации
вполне могут быть удовлетворены таблицами,
схемами, плакатами: они хорошо видны с близкого
расстояния, прочитываются публикой без потерь
информации. Для больших залов подходит
слайд-проектор, позволяющий оптимально
увеличить и "картинку", и подпись к ней. Для
презентаций, рассчитанных на продолжительное
время, подходят (помимо уже перечисленных
средств) видеоролики.
ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ СЛАЙД-ФИЛЬМЫ лучше не включать в
программу презентации. Кажущаяся простота
изготовления слайдов подвигает самих
организаторов "по-быстрому" сделать цветные
диапозитивы, смонтировать их в некую
последовательность "красивых" кадров. Такие
самодеятельные слайд-фильмы обычно плохо
работают на главные идеи ПР-обращения.
Специалисты делают такие фильмы
профессионально, в единстве с общей концепцией и
презентации, и ПР-обращения. У них ценнейшее
качество: они осознают реальную обстановку в
зрительных образах, видят мир через
видоискатель; они, наконец, умеют думать
"визуально"(!).
ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЯ
Если презентация не ограничивается одноразовым
мероприятием, а рассчитана на повторение в
разных местах (городах), то возникает потребность
в создании видеосюжета, отражающего основные
моменты живого действия. С такими
видеоматериалами перед разными аудиториями
выступает кто-то из представителей фирмы
(организации), открывая показ и отвечая затем на
вопросы.
ВИДЕОСЮЖЕТ готовится независимо от первой
"живой" презентации. Он включает
выступление оратора с ПР-обращением, блок
интервью (со специалистом, рядовым (типичным)
потребителем, "человеком с улицы", т.е.
представителем потенциальной потребительской
группы), часть материалов видеообеспечения,
специально переснятого для этого сюжета,
рекламные вставки.
АУДИОЭФФЕКТЫ создаются специально для данного
видеоролика. Закадровый текст читает
диктор-профессионал, музыкальное сопровождение,
шумовое оформление - дело звукорежиссера и
соответствующих консультантов.
ЭЛЕМЕНТЫ ШОУ включаются в ролик для
занимательности сюжета, а также для акцентировки
событий презентации (шлягер, викторина,
рекламная песенка и т.п.).
ВИДЕОМАГНИТОФОН, телевизоры и видеокассета - вот
и все техническое обеспечение презентации "на
выезде". Видеоролик, требуя большой
предварительной работы, сторицей возмещает
затраты, расширяя целевую аудиторию, увеличивая
масштабы воздействия ПР-обращения.
Предыдущая глава | Следующая глава
|