Бенилюкс | весна, 2011


Day 5 (Последняя пятница марта)
Level 6 “ Безумное пивопитие” или “постоялый двор для циклопов”



День отъезда, как положено, начался с ранних сборов, завтрака и утрамбовки котомок в машину. Уезжали из северной Голландии с чувством легкой досады и пониманием того, что слишком мало выпало увидеть и немногое понять. Напряжение развеял голландский шеф Берт - старший, он дожидался конца наших сборов сидя в своем SEAT Altea.Увидев, что мы запрыгнули в свой катафалк, он открыл окно автомобиля и спросил: “Ну что, едем?”. На что мы в ответ поинтересовались: “Берт, поедем то быстро? Берт – Шумахер?”. На что Берт ответил так, что уложил всех в лежку: “No, no – old gay”, при этом, надсадно кашляя и кряхтя, весь сгорбился, судорожно ухватился за руль двумя руками и, имитируя одышку, тронулся с места. После чего высунулся в окно, подмигнул, и выскочил на дорогу. Берт оказался вполне себе Шумахер, мы только и делали, что старались не потерять из виду его ныряющую в обгоняемом потоке машин Альтею. Целью нашей пути, была деревня Ваддинксвен на 5 тысяч жителей, в которой находилось сборочное производство. Деревня оказалась каким-то сборищем мелких, сборочных производств и пакгаузов, расположенных вдоль канала. Вот уж в данной деревне, точно смотреть туристу категорически нечего. Относительная близость данной техно деревни к Гааге и множеству небольших городков, наводит на мысли о том, что подавляющая масса работающего персонала, живет за ее пределами.

Вид на причалы сборочных цехов Ваддинксвена

Ранний приезд и хорошо организованная экскурсия, связанная с осмотром интересующего нас объекта, позволили нам разделаться с запланированной рабочей программой ровно в 12-00. Берт - старший вышел проводить нас до машины. Мы тепло попрощались с этим вызывающим глубокое уважение блестящим инженером, грамотным экономистом, опытным руководителем, эрудитом, яхтсменом, футболистом, потомственным дворянином - имеющим родовой замок и герб, настоящим мужиком - имеющим трех сыновей, и при всем - простым человеком с блестящим чувством юмора, отдавшим работе в своей фирме 40 лет жизни. Как-то не думал я, что в Европе бывают люди, приходящие работать в конкретную фирму в 15 лет помощником рабочего, и при этом, делающие блестящую карьеру и остающиеся в ней на всю жизнь.

Все, мы отработали и у нас есть полдня до ночного Брюссельского самолета на Москву. Между тем назрел вопрос о дальнейшей нашей программе, а также выбор между посещением Амстердама и Гааги. Гаага, (Den Haag), победила по тому неопровержимому достоинству, что географически, оказалась практически на нашем пути в Бельгию, в отличие от противоположно расположенного Амстердама.

Ветряные мельницы близ Гааги

Дорога до Гааги запомнилась огромным количеством ветряных мельниц лубочной наружности. Также понравилась гостиница в форме очень узкой башни (метров 6 - 7 в диаметре), к сожалению оставшаяся не сфотографированной. Тем временем, мы подъезжаем к Гааге – сразу опять затрещали шаблоны, что мы знали об этом городе – королевская резиденция и европейский трибунал. На деле сразу потрясли окраины города – мир небоскребов и эстакад. Эстакады в виде желобов, эстакады арочные и витые, сходящиеся и разветвляющиеся над головой. И транспорт, гоняющий по этим эстакадам – где отдельно, где вперемешку, футуристического вида вагончики всех форм, цветов и размеров и древние трамваи. Остановочные павильоны также над головами и эскалаторы идущие как с улиц, так и из подземелья на верхние ярусы.

Город эстакад

Отель на южном въезде в Гаагу

Сразу на въезде, расположена гостиница каких-то просто грандиозных размеров, похоже многочисленные международные официальные собрания и встречи делают ее востребованной, просто на вскидку не понятно, как вообще можно заселить такого монстра.

Парадный вход циклопического отеля

В дополнение к уже существующим, вокруг много строящихся высотных объектов. На окраинах город выглядит очень современным мегаполисом.

Офисный район Гааги

Интересное наблюдение – небоскребы, частенько, расположены на опорных колоннах, в результате чего, во многих местах, наверное, можно под ними ходить.

Дороги, даже на окраинах, в основном, почему-то узкие для такого большого города, но транспорта на уровне земли не так много, в основном большие автобусы и легковые автомобили.

 

Парковочное пограничье меду новой и исторической Гаагой

Наконец мы въехали в предбанник тех мест, которые навигатор посчитал центром Гааги, и оказались приятно удивлены большому количеству подземных парковок в данном районе.

Загнав автомобиль под землю, сами выбрались на улицу. Улицы раздела на новую и историческую части города, поразили фактически полным отсутствием естественной растительности и довольно унылыми по архитектуре зданиями, фактически сплошь состоящими из магазинов. Традиционному для Голландии, огромному количеству велосипедов на улицах, тут составляют конкуренцию табуны мотороллеров. Но главное, что бросается в глаза – это люди. Люди в Гааге здорово отличаются от жителей голландского севера, мало того, что толпы состоят из фактически равномерной мешанины представителей всех рас и народов, населяющих землю, так еще и серьезная часть этой массы пытается в стиле одежды выглядеть крайне эпатажно. Наблюдали и граждан в тюрбанах, и в каких-то пончообразных нарядах и в металлических тканях и прочее, прочее. Особо порадовал кудлатый, рыжий гражданин на велосипеде в длинном зеленом плаще и шляпе, что невозмутимо крутил педали, и одновременно, попыхивал фактурной курительной трубкой. Этакий ирландский велофейри – переросток. Что интересно, город показался полным антагонистом именно Ассена, все, что в Ассене было маленьким, то в Гааге было большим, и наоборот, такие же ассоциации и с другими характеристиками как шумность - тишина, медлительность - быстрота, монохромность - разноцветность, широта - теснота и т.д. И главное, если в Ассене казалось, что в таком месте, идеально обитать, гулять по паркам и работать, но некуда ходить делать покупки и развлекаться, то в Гааге, опять же, все казалось наоборот – из магазинов и развлекалочек состоит весь город, а где люди то живут, а если живут, то каков их каждодневный быт? А быт, похоже, не прост, что, на мой взгляд, ярко характеризует следующее фото. Такие пейзажи тут не редкость.

Дворик Гааги, детская площадка в брусчатке.

Проулок в исторические лабиринты Гааги

Но вот мы выходим с улиц застроенных довольно уродливыми зданиями магазинов к кварталам исторической застройки. Тут улицы становятся еще более узкими, они, в основном, запрещены для личного автотранспорта. Особо забавны переулки шириной метра в три, посреди которых проложена трамвайная ветка. Иногда их крайняя загогулистость, позволяет заметить выныривающий из-за угла трамвай довольно таки близко от себя, а тот факт, что расходиться с трамваем приходится по пешеходной части улицы, шириной сантиметров в 80, постоянно формирует в мыслях вопрос – а несчастные случаи – фокусы с отрезанием головы трамваем тут часто бывают?

Это не тот случай- эта улица, ну очень широка, и тротуары метра в полтора.

Площадь – перекресток трех пассажей, слева стандартное велотакси

Историческая часть города просто прекрасна, дома древние, дома под старину, и даже попадающиеся дизайнерские современные здания, очень органично переплетаются между собой, создавая безупречный архитектурный ансамбль. На улицах выставлено множество экзотических по породе и стрижке кустов и деревьев в кадках, балкончики домов и окна верхних этажей, иногда полностью заплетены вьющимися травами.

Здание в восточном стиле, слева - кафе Sting

Пассажи Гааги отдельный разговор – кварталы под стеклянными крышами, от основного коридора, во многих имеются ответвления в стороны. По сторонам - бесконечные бутики и кофейни. Под ногами наливные полы. Интересно, окна пассажей и балконы, что выходят внутрь, относятся к жилым квартирам или офисам? Осталось не выясненным.

Внутри пассажа Maison de Bonneterie

Забавным показались и знаки перед въездом в некоторые улочки старой Гааги, запрещающие въезд не только автомобилям, но и велосипедам. В качестве такси в туристических районах, используются электромобили а-ля “поле для гольфа” и крытые веломобили.

Пока мои коллеги рысачили по магазинам, находящимися, непривычно для нас, в состоянии “открыто”, я, как неофициально выбранный квартирмейстер, пошел искать нам ресторан для обеда. Для последнего обеда в Голландии, хотелось найти что-то необычное и запоминающееся. И вот, что интересно – мне и искать ничего не пришлось, на пяточке – стыке нескольких пассажей стоит фактурное здание ресторана с названием 't Goude Hooft (Золотая голова). Тогда я еще не знал, что это старейший ресторан Голландии, и один из старейших ресторанов во всей Европе. В исторических летописях аж за 1423 год, имеется упоминание о трактире “Золотая голова”, что функционировал на этом месте до эры исторического материализма. А здание ресторана в том виде, что можно наблюдать сейчас, выстроено в 1660 году и более не перестраивалось.

Ресторан 't Goude Hooft (Золотая голова)

Ресторан довольно большой, 2 зала на первом этаже, зал 2-го этажа, (подозреваю, что там - же отдельные кабинеты), закрытая веранда и столики на площади перед рестораном. У свободной от столиков стены здания обнаружились и уличные музыканты какой-то албанско – балканской внешности. Ребята, кстати, крайне не дурно извлекали мелодии из своих музыкальных инструментов. При этом, похоже, место они выбрали не только исходя из плотного туристического потока в данных местах, но и неких резонансных особенностей данной площади. Входы в 3 пассажа, находятся от точки базирования музыкантов примерно на одном расстоянии. Т.е. если представить что музыканты стоят в центре круга, то по окружности примерно на одной длине радиуса, находятся три широких и очень длинных прямых коридора. Это положение коридоров, усиливает звук инструментов, просто феноменальным образом. Место очень живописное, на мой взгляд, тут можно стоять сколько угодно долго, наблюдать за спешащими случайными горожанами и неспешными туристами, ловить отражение солнца в окнах и крышах домов, прислушиваться к музыке и растворенному в ней шепоту города. Я, честно, простоял минут пятнадцать не шелохнувшись, потом, отряхнувшись из наваждения, пошел собирать расползшихся, невесть по каким магазинам и бутикам, коллег – шопоголиков. Когда все были обнаружены, рассчитавшись на первый – второй, мы в ногу пошли в ресторан. Время было довольно поздним для обеда, и народ, в основном, просто пил кофе на улице за открытыми столиками, благо день был солнечный и теплый. Но мы, нетопыри, за рабочую неделю привыкшие к ночной тьме, понятное дело, пошли внутрь заведения.

Завалинка и столики у ресторана 't Goude Hooft (Золотая голова)

Сказать, что внутренняя отделка потрясла, не сказать ничего.

Ресторан 't Goude Hooft (Золотая голова), внутренние интерьеры

Ресторан 't Goude Hooft (Золотая голова), внутренние интерьеры 1-го этажа

Ресторан скорее напоминает музей, чем учреждение общепита – тяжелая деревянная мебель, витражи на окнах, рыцарские доспехи, старинные музыкальные инструменты, картины, фрески, кованные люстры и т.п. В результате, вдоволь побегав с фотоаппаратами по помещениям ресторана, мы, наконец, уселись за облюбованный стол.

Ресторан 't Goude Hooft (Золотая голова), внутренние интерьеры 1-го этажа

Подошедшая официантка заменила меню на английский вариант. Читая меню, уточнил о состоянии дел с разливным пивом в данном заведении и был несколько озадачен ответом официантки о наличии, кроме прочих, двух видов специального бельгийского пива Gulden Draak. Я знал о существовании коричневого Гентского “Золотого дракона”, что является одним из самих крепких сортов пива, но вот о темном, слышал впервые. Решил пробовать оба, Юра поддержал, Сергей и Игорь заказали что-то другое, по-моему, Heineken. Сделали заказ, наученные опытом, сразу попросив 2 тарелки хлеба. И вот дальше началось – пиво прилетело через минуту, вместе с пивом пришли и хлебные тарелки. Глядя на круглые хлебные плетенки диаметром сантиметров в 40 каждая, я начал что-то подозревать. Пока дегустировал коричневого дракона, подали суп, и тут я понял, что – же тут не так – супные горшки имели вместимость, наверное, в литр. И не просто имели вместимость, а реально вмещали этот самый литр супа, хорошо хоть суп оказался легкого, овощекуриного содержания. В какой-то момент работы над супом, заметили неумолимо приближающуюся к нам тележку, запряженную аж двумя официантами. Ага, так и есть – наше второе. Да, мало того, что моя “Говядина Конунга”, оказалась куском толщиной в четыре пальца и площадью в почтовую открытку, и с ней в тарелке был набор гарниров, так еще в прицепе к нашим вторым, шли 2 менажницы солидных размеров, по 4 гарнира в каждой – т.е., итого, 8 общих различных гарниров. У Игоря было то - же блюдо, что и у меня, тарелка Сергея была завалена какой-то птицей, а вот Юра попал круче всех. Его обслуживали последним, поставив на стол огромную утятницу, официантка положила ему на тарелку солидный шмат крольчатины, поставили пару соусников и пожелав приятного аппетита собралась уходить. Юра ей кричит в след: “утятницу забыли”, она поворачивается и говорит: “Нет, вы не поняли, это и есть порция”, и с этими словами уходит, Юра открывает утятницу, а там еще крольчатины в 2 раза больше, чем его устрашающих размеров кусок, положенный официанткой на тарелку. Съесть все реально не смог фактически никто, но только из за фактора размера порций, так все было вкусно – претензий нет, говядину с кровью вообще приготовили выше головы. Конечно, уничтожение огромных порций еды, требовало соответствующих объемов пива, что в условиях потребления 11,5 % об., “Золотого дракона” обеих мастей, довольно быстро привело в состояние крайне вальяжное и благожелательное.

Ресторан 't Goude Hooft (Золотая голова), порционная утятница с кроликом

Пока мы уничтожали содержимое тарелок и бокалов, Игорь подозвал официантку с целью спросить ее о магазине национальной одежды. (Он своему знакомому коллекционеру хотел привезти в подарок какую-то местную шляпу, я так и не понял что это за вещь). Официантка с внешностью коренной голландской девушки выслушала его, и ответила, что, дескать, она не местная, не с Гааги, поэтому толком не знает таких специфических мест в окрестностях. Но, сейчас она позовет местного паренька и он то Игорю и расскажет, где ему могут впарить данный предмет одежды. Официантка удалилась, а я решил сострить, и сказал, что она нам сейчас приведет негра. Ну, в общем, я угадал на все 100% J . Пришел негритянский мальчонка, вежливо выслушал рассказ Игоря о цели его благостного поиска, и куда-то отправил страждущего. Мы продолжили посиделки, выпили по 4-ому дракону и тут я начал понимать, что на самом деле “зря я выпил столько фанты” (с). Не рассчитал, я понимал опасность, таимую в “золотом драконе”, но не до такой же степени – просто реально развезло, причем обоих его потребителей и меня и Юру. Вот тут и нашлось то место, где уместно написать одно очень умное наблюдение, которое никак не удавалось поведать в других главах очерка, ибо оно несколько дурацкое J . Короче – в голландских кабаках, категорически запрещается пить пиво низкорослым мужчинам, дабы не почувствовали они себя ущербными. J Это связано с тем, что писсуары в туалетах голландских кабаков, подвешены на такой высоте, что даже мне, имеющему среднестатистический рост в 177 см, приходилось вставать на цыпочки, чтобы полноценно ими воспользоваться.

Через какое-то время вернулся разочарованный Игорь, ибо его жестоко накололи, так как требуемой шляпы он не нашел. Игорь с Сергеем собрали нас с Юрой, разбегающихся в разные стороны, в кучу, и, расплатившись (180 евро за четверых), беспардонно вытолкнули ужаленных золотым драконом за дверь. На улице, наши друзья на минуту потеряли бдительность, чем Юра сразу не преминул воспользоваться, он подскочил к музыкантам и сунул им купюру в 5 евро. Без комментариев, но после этого у нас теперь есть гора подобных фотографий:

Уличные музыканты. ( прослушать )

Забавно, но музыканты, похоже, в нас сразу опознали русских ибо, уже далеко отойдя от Dagelijkse Groenmarkt, мы еще долго слышали, как над старой Гаагой, отражаясь в узких улочках, вагонах трамваев и лабиринтах пассажей, звучали “Подмосковные вечера”.


Продолжение следует

www.prodesign.ru   |  раздел Travel  |  Бенилюкс 2011

© Автор материалов: Денис Пронин. Перепубликация возможна только с письменного разрешения автора.