Испания, Каталония | июль 2017


Барселона ужасная и прекрасная. Парк Гуэля

Маршрут: Льорет де мар — Барселона

На день выбрался из Льорета в Барселону, приткнувшись к туристической группе. План — парк Гуэля, Саграда-Фамилия и Готический квартал. Ну и вообще, побродить немножко по городу, чай в первый раз. Едем. По дороге встретилось немало откровенно страшных монументов. Абстракцинизм... я бы назвал это так. Абстрактно по смыслу и цинично по отношению к прекрасному. Нечто начисто лишенное красоты. Иной раз кажется, воткни скрюченную ржавую арматуру в землю, и вот готов новый шедевр. Размышляю: кому... зачем... Городские пейзажи за окном грубы и скучны, под стать новомодным памятникам. На балконах также мелькают флаги независимости. Изредка проскакивают приятные искусные фасады. На ходу — все одно, разглядеть получается неважно.

Первым делом мы приехали в знаменитый Парк Гуэль. Здесь наша милая девочка-экскурсовод передала микрофон эстафеты следующему экскурсоводу — полной косноязычной тетке с необычайно бледным лицом. Новоявленная бледнолицая передвигалась со скоростью около трех метров в минуту, вставляя через каждые четыре слова протяжное и гнусавое «Дааа». Беладонна никак не вписывалась в мой режим. Выразив сочувствие группе, метнулся в противоположную сторону. Пока группа переодолела первые 20 метров, я был уже на самом верху, на распутье нескольких тропинок, думая, куда будет выгоднее свернуть.



  

Подумать было о чем, т.к. парк большой. Очень большой. Местами красиво, но не отпускала мысль, что гораздо в большей степени он какой-то нелогичный и диковатый. Хотя, вероятно, данное обостренное замечание пришло после Садов Клотильды, которые есть полная противоположность Гуэлю! Во всем. Там — все миниатюрно и со вкусом, сама гармония и порядок. Покой, тишь и морские волны. Здесь же — толпы, столбы и раскаленные пространства, во всем сумбур и размах. Впрочем, я еще не знал, как парк Гуэля стал парком. А все объясняет его история.  Это пространство задумывалось промышленником Гуэлем в начале 20-го века как эко-деревня. Городская жизнь в стиле загородной дачи, — налетай, покупай! Запланировали 62 участка, но что-то пошло не так, реализовали лишь два. Сюда приедут жить люди, у которых условия будут как на даче: сад, птички, цветы и все такое. Однако авторы попали в молоко. Для дачи это было слишком близко к городу, а для постоянного жилья — слишком высоко и далеко от центра. В общем, вот так парк и появился, не пропадать же тратам на инженерные работы. В целом, я склоняюсь к тому, что провал проекта и идея парка — большая удача для города.
Позже объясню свою точку зрения.



Находясь практически на топ-уровне, я намечал ближайшие интересности и следовал к ним, тем более, жара давала о себе знать.
Монумент с крестом, полный человечков! Ого, это интересно.



Впервые увидел пушистого детеныша пальмы! Как крошечный страусенок, чудесное создание!

  

А вот тоже редкий кадр — тенистый участок!

  

На горизонте проглядываются обширные виды города, а на противоположной стороне, на самой вершине горы Тибидабо, развернулся храм Святого Сердца с аттракционами и телебашней. Вполне себе милое соседство.

  



Через минуту я был у каменистого постамента. В его тени сидел бородач в кепке и наигрывал на гитаре Dobro что-то навязчивое и дребезжащее в стиле кантри. А у креста.толпилось столько народу, что первые минуты я мог разглядывать только загорелый зад какой-то девицы, с вытатуированным ключиком.
— Тортилла, где ключик???
— Гдеее-гдеее...
Осталось на крест ещё голышом залезть и сделать селфи. Припекало.

  

Впрочем, я тоже турист. С трудом протискиваясь среди пенсионеров-азиатов в панамках, пытаясь не грохнуться с четырехметровой площадки, наконец, занимаю похожее положение. Собственно цель была проста — встать повыше и отснять барселонскую панораму.
— Ууу! Барселонищаааа!



— Святые создатели-высотники! — воскликнул я, выкрутив объектив камеры. Вот кому завидую по-настоящему, так это крановщикам Саграды! Три исполинских креста (вполне чудотворных, надо признать!) кружились над храмом, строя этот экспериментально-религиозный ракетный комплекс все выше и выше. Примерно через часа полтора я буду там!



Надышавшись широтой, поспешил спуститься, т.к.желающих поиграть в царь-горы было столько, что не зевай, вмиг слетишь вниз, ограды-то никакой! А внизу меня поджидали знаменитые домики Гауди. Как есть оплывшие кремовые торты.



Скажу честно, архитектурные находки испанского гения меня удивляют (и сильно!), но при этом не трогают и в малейшей степени струн восхищения. Я не могу назвать это красивым (чуднЫм — сколько угодно). Чем больше приглядываюсь к деталям, тем сильнее чувство, что в этом эксперименте о человеке думали в последнюю очередь. Своеобразный троллинг архитектурных традиций.

  

  

Орнамнеты, оконные проемы, сочетание форм; арка... Напоминает творчество иных художников, не желающих рисовать глаза и рот на должном месте. Хорошо ли это вписывается в природу или в город, на этот вопрос для себя ответил.

  



Но все же есть и приятные моменты, всего-то добавить порядка и меры.



Вполне удовлетворившись увиденным, приготовился к следующему пункту.



Cтоило въехать на центральные улицы, как показались два других шедевра мастера. Дом Батло, с балконами в виде костяных масок и луковичной башенкой. С крыши дома стекает эмалевый глянец и высыхает на стенах разноцветными пятнами. Местные прозвали его «Домом костей». Кхм.

  



А вторая достопримечательность — дом Мила, прозванный жителями «каменоломней». Кованые решетки дома стоит рассмотреть отдельно. Красиво ли это, каждый для себя решает сам, мне же это напомнило рваную сетку-рабицу с обрамлением в стиле «кузнец психанул». То, что это на самом деле «морские водоросли», как-то не подумал. Безусловно, архитектура должна быть разнообразной, но, мне кажется, все-таки она хотя бы немножко должна быть «для людей». Мне понравился эпизод из детского романа «Незнайка в Солнечном городе», там тоже были экпериментаторы-архитекторы, которые предлагали строить дома в виде всяких кривулек, с перевернутыми колоннами, вращающиеся и пр., но жители поступили мудро — все подобные дома переместили в один квартал и назвали это музеем архитектуры.

  

Рассматриваю фасад здания в неоготическом стиле, размышляю о том, где какие знания пришлось бы применить и что уметь... Ну да, просто я не поклонник его таланта, молчу-молчу..



Как и не поклонник идей из разряда «а давай забабахаем что-нибудь этакое»! Подозреваю, какие-то шедевры современности были бы не сильно понятны и самому Антонио. Например, «Дом-огурец». Здоровая такая штука!.. А вы наверное подумали, при чем тут «Незнайка в Солнечном городе?». Хотя... те же «яйца» на здании барселонской Арены не назовешь современными. Город чудачеств. Вот куда нужно перенести «Танцующий дом» Праги! Даешь танцующие яйца и танцующие огурцы!

  

Это я еще не представлял масштабов главного чудачества Барселоны! Ну, т.е. представлял частично, наблюдая панораму, но эти чувства были очень далеки от тех, когда столкнулся с Саградой нос к носу! Об этом — в следующей главе.



Продолжение следует

www.prodesign.ru   |  раздел Travel  |  Испания, Каталония 2017 (Льорет де мар, Барселона)

© Автор материалов: Сергей Пронин. Перепубликация возможна только с письменного разрешения автора.