Испания, Каталония | июль
2017
Барселона ужасная и
прекрасная. Парк Гуэля
Маршрут: Льорет де мар — Барселона
На день выбрался из Льорета в Барселону,
приткнувшись к туристической группе. План — парк
Гуэля, Саграда-Фамилия и Готический квартал. Ну и
вообще, побродить немножко по городу, чай в
первый раз. Едем. По дороге встретилось немало
откровенно страшных монументов. Абстракцинизм...
я бы назвал это так. Абстрактно по смыслу и
цинично по отношению к прекрасному. Нечто
начисто лишенное красоты. Иной раз кажется,
воткни скрюченную ржавую арматуру в землю, и вот
готов новый шедевр. Размышляю: кому... зачем...
Городские пейзажи за окном грубы и скучны, под
стать новомодным памятникам. На балконах также
мелькают флаги независимости. Изредка
проскакивают приятные искусные фасады. На ходу —
все одно, разглядеть получается неважно.
Первым делом мы приехали в знаменитый Парк Гуэль.
Здесь наша милая девочка-экскурсовод передала
микрофон эстафеты следующему экскурсоводу —
полной косноязычной тетке с необычайно бледным
лицом. Новоявленная бледнолицая передвигалась
со скоростью около трех метров в минуту, вставляя
через каждые четыре слова протяжное и гнусавое
«Дааа». Беладонна никак не вписывалась в мой
режим. Выразив сочувствие группе, метнулся в
противоположную сторону. Пока группа
переодолела первые 20 метров, я был уже на самом
верху, на распутье нескольких тропинок, думая,
куда будет выгоднее свернуть.
Подумать было о чем, т.к. парк большой. Очень
большой. Местами красиво, но не отпускала мысль,
что гораздо в большей степени он какой-то
нелогичный и диковатый. Хотя, вероятно, данное
обостренное замечание пришло после Садов
Клотильды, которые есть полная
противоположность Гуэлю! Во всем. Там — все
миниатюрно и со вкусом, сама гармония и порядок.
Покой, тишь и морские волны. Здесь же — толпы,
столбы и раскаленные пространства, во всем
сумбур и размах. Впрочем, я еще не знал, как
парк Гуэля стал парком. А все объясняет его
история. Это пространство задумывалось
промышленником Гуэлем в начале 20-го века как
эко-деревня. Городская жизнь в стиле загородной
дачи, — налетай, покупай! Запланировали 62
участка, но что-то пошло не так, реализовали лишь
два. Сюда приедут жить люди, у которых условия
будут как на даче: сад, птички, цветы и все такое.
Однако авторы попали в молоко. Для дачи это было
слишком близко к городу, а для постоянного жилья
— слишком высоко и далеко от центра. В общем, вот
так парк и появился, не пропадать же тратам на
инженерные работы. В целом, я склоняюсь к тому,
что провал проекта и идея парка — большая удача
для города.
Позже объясню свою точку зрения.
Находясь практически на топ-уровне, я намечал
ближайшие интересности и следовал к ним, тем
более, жара давала о себе знать.
Монумент с крестом, полный человечков! Ого, это
интересно.
Впервые увидел пушистого детеныша пальмы! Как
крошечный страусенок, чудесное создание!
А вот тоже редкий кадр — тенистый участок!
На горизонте проглядываются обширные виды
города, а на противоположной стороне, на самой
вершине горы Тибидабо, развернулся храм Святого
Сердца с аттракционами и телебашней. Вполне себе
милое соседство.
Через минуту я был у каменистого постамента. В
его тени сидел бородач в кепке и наигрывал на
гитаре Dobro что-то навязчивое и дребезжащее в
стиле кантри. А у креста.толпилось столько
народу, что первые минуты я мог разглядывать
только загорелый зад какой-то девицы, с
вытатуированным ключиком.
— Тортилла, где ключик???
— Гдеее-гдеее...
Осталось на крест ещё голышом залезть и сделать
селфи. Припекало.
Впрочем, я тоже турист. С трудом протискиваясь
среди пенсионеров-азиатов в панамках, пытаясь не
грохнуться с четырехметровой площадки, наконец,
занимаю похожее положение. Собственно цель была
проста — встать повыше и отснять барселонскую
панораму.
— Ууу! Барселонищаааа!
— Святые создатели-высотники! — воскликнул я,
выкрутив объектив камеры. Вот кому завидую
по-настоящему, так это крановщикам Саграды! Три
исполинских креста (вполне чудотворных, надо
признать!) кружились над храмом, строя этот
экспериментально-религиозный ракетный комплекс
все выше и выше. Примерно через часа полтора я
буду там!
Надышавшись широтой, поспешил спуститься,
т.к.желающих поиграть в царь-горы было столько,
что не зевай, вмиг слетишь вниз, ограды-то
никакой! А внизу меня поджидали знаменитые
домики Гауди. Как есть оплывшие кремовые торты.
Скажу честно, архитектурные находки испанского
гения меня удивляют (и сильно!), но при этом не
трогают и в малейшей степени струн восхищения. Я
не могу назвать это красивым (чуднЫм — сколько
угодно). Чем больше приглядываюсь к деталям, тем
сильнее чувство, что в этом эксперименте о
человеке думали в последнюю очередь.
Своеобразный троллинг архитектурных традиций.
Орнамнеты, оконные проемы, сочетание форм; арка...
Напоминает творчество иных художников, не
желающих рисовать глаза и рот на должном месте.
Хорошо ли это вписывается в природу или в город,
на этот вопрос для себя ответил.
Но все же есть и приятные моменты, всего-то
добавить порядка и меры.
Вполне удовлетворившись увиденным, приготовился
к следующему пункту.
Cтоило въехать на центральные улицы, как
показались два других шедевра мастера. Дом Батло,
с балконами в виде костяных масок и луковичной
башенкой. С крыши дома стекает эмалевый глянец и
высыхает на стенах разноцветными пятнами.
Местные прозвали его «Домом костей». Кхм.
А вторая достопримечательность — дом Мила,
прозванный жителями «каменоломней». Кованые
решетки дома стоит рассмотреть отдельно. Красиво
ли это, каждый для себя решает сам, мне же это
напомнило рваную сетку-рабицу с обрамлением в
стиле «кузнец психанул». То, что это на самом деле
«морские водоросли», как-то не подумал.
Безусловно, архитектура должна быть
разнообразной, но, мне кажется, все-таки она хотя
бы немножко должна быть «для людей». Мне
понравился эпизод из детского романа «Незнайка в
Солнечном городе», там тоже были
экпериментаторы-архитекторы, которые предлагали
строить дома в виде всяких кривулек, с
перевернутыми колоннами, вращающиеся и пр., но
жители поступили мудро — все подобные дома
переместили в один квартал и назвали это музеем
архитектуры.
Рассматриваю фасад здания в неоготическом стиле,
размышляю о том, где какие знания пришлось бы
применить и что уметь... Ну да, просто я не
поклонник его таланта, молчу-молчу..
Как и не поклонник идей из разряда «а давай
забабахаем что-нибудь этакое»! Подозреваю,
какие-то шедевры современности были бы не сильно
понятны и самому Антонио. Например, «Дом-огурец».
Здоровая такая штука!.. А вы наверное подумали,
при чем тут «Незнайка в Солнечном городе?». Хотя...
те же «яйца» на здании барселонской Арены не
назовешь современными. Город чудачеств. Вот куда
нужно перенести «Танцующий дом» Праги! Даешь
танцующие яйца и танцующие огурцы!
Это я еще не представлял масштабов главного
чудачества Барселоны! Ну, т.е. представлял
частично, наблюдая панораму, но эти чувства были
очень далеки от тех, когда столкнулся с Саградой
нос к носу! Об этом — в следующей главе.
Продолжение следует
www.prodesign.ru
| раздел Travel | Испания, Каталония 2017 (Льорет де мар,
Барселона)
© Автор материалов: Сергей Пронин.
Перепубликация возможна только с письменного
разрешения автора.
|
|